Если на прошлой неделе шел разговор о букве Си, Сэ в списках компактных дисков Стива Харриса и Скотта Яноу, нынче вполне логично перейти к букве Ди, Дэ. Причина такого форсированного перехода, выход на экраны на этой неделе фильма Дона Чидла «Miles Ahead». А Майлз – это Майлз Дейвис и его вполне хватит одного на четвертую букву алфавита.
На ламповых, на транзисторных, через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org вы слушаете еженедельное «Время Джаза». У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.
Фильм Дона Чидла вышел первого апреля, Майлз родился 26 мая 1926 года. К чему это опережение? Я думаю, ответ прост – режиссер и исполнитель главной роли готовит публику к юбилею Майлза, к выходу в прокат этого не совсем обычного фильма под эгидой Sony Pictures Classic.
Miles Davis - Miles Ahead – 3:29 (Miles Davis - Miles Ahead – Columbia)
«Miles Ahead» – чудесная игра слов, как для композиции и самой пластинки Дейвиса, так и для биографического фильма Дона Чидла. Или скорее этот biopic, как называют на той стороне Атлантики фильмы-биографии, на самом деле является импровизацией на тему истории жизни трубача. Такой же импровизацией, как в джазе.
«Miles Ahead» – это первый совместный диск, по тем временам винил, записанный Дейвисом вместе с канадским пианистом, композитором, аранжировщиком и дирижером оркестра – Гилом Эвансом. Запись была сделана моно почти целиком в мае 1957 года на студии «Columbia» в Нью-Йорке. Позже Майлз, недовольный результатами, записал в overdubbing, в наложении, как он говорил «заплаты». В стерео версии они особенно заметны. Кто играл? Майльз на флюгельгорне и два участника ритм группы его комбо: Пол Чэмбэрс – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Оркестр Гила Эванса.
Этот диск обозначал переход к Третьему Течению. Эванс продумал его как сюиту.Музыкально это слияние джаза, европейской музыки и world music.
Miles Davis - My Man's Gone Now – 6:15 (Miles Davis - Porgy and Bess – Columbia)
«My Man's Gone Now» - Джорджа Гершвина. Песня Сирины, оплакивающей убитого мужа.
Один из двух лучших дисков Майлза и Гила: «Порги и Бесс». Второй - «Испанские зарисовки». Этот винил был записан годом позже, чем «Miles Ahead» – летом 1958 года. Дейвис играет на этой пластинке и на трубе, и на флюгельгорне. Оркестр Гила Эванса.
Дон Чидл годами вынашивал идею фильма о Майлзе Дейвисе. Да, он был актером и успешным. И он играл в фильмах биографиях. Он был выдвинут на премию Оскара в 2004 году и стал призером Золотого Глобуса в 1998-м. В фильме «Крысиная статья» он исполнял роль Сэмми Дейвиса. Стая – это актеры шоу бизнеса – Фрэнк Синатра, Дин Мартин и, само собой, Сэмми Дейвис.
Соавтором Дона Чидла на «Miles Ahead» был сценарист Стивен Бейгельмэн. Чидл во время подготовки сценария всеми силами избегал тенденции biopic, биографических лент. Его идеей было создание фильма, в котором далеко-близко были бы обрисованы всего лишь три дня из жизни трубача. Три дня поздних 70-х.
Вы не знаете где вы? Вы заблудились в эфире: Вот дорожный знак: это еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего, 24 часа в сутки доступного, сайта www.svoboda.org У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Miles Davis – Down – 7:15 (Miles Davis - Birdland 1951 - Blue Note)
«Down», «Вниз», композиция Дейвиса, его концерт в клубе «Birdland» в 1951 году. Майлз – труба и лидер; Джей-Джей Джоунсон тромбон; Сонни Роллинс – тенор-сакс; Кенни Дрю – рояль; Томми Поттер – контрабас и Арт Блейки – ударные. 2 июня 1951 года, Нью-Йорк.
Запись из трудных, концерт из трудных, секстет из трудных. Все на какой-нибудь химии. Майлз все еще биповый, но чувствуется, что он себя гонит, форсирует, что это предел. «Down», «Вниз» – вниз куда? Впереди ранчо отца, флигель рядом с домом и вышибание, выпаривание героина. Вода и сок. Почти как в рехабе, только самостоятельно. Обливаясь потом, скрипя зубами. Страшненькая глава в его автобиографии. И – прочь от этой уже невозможной музыки. Впереди и идеальные соло. Как на дисках с Эвансом. И дальше. Всегда дальше. Куда? В его квинтетах были саксофонисты. В первом – Сонни Роллинс. Во втором – молодой талант Уейн Шортер. На диске «Майлз Улыбается»(он уже улыбается!) на саксе был именно Уейн. Но он играл в поддан Майлзу, почти не отличишь при переходе. Это 1966 год.
Miles Davis Quintet – Circle – 5:52 (Miles Davis - Miles Smiles – Columbia)
«Circle», «Круг» пьеса Дейвиса. Круг друзей? Замкнутый круг? Меланхолия пост-бопа…
Майлз – труба и лидер; Уейн – тенор-сакс; Хэрби Хэнкок – рояль (жаль слышно не слишком выпукло!); Рон Картер – контрабас и Тони Уильямс ударные. 24 октября 1966 года.
На роль режиссера и актера, играющего Майлза Дона Чидла выбрали буквально родственники трубача. Им было известно о проекте. Инициатором со стороны семьи был племянник Майлза ударник и продюсер дисков Уинс Уилбёрн Младший. Он отвечал за наследие Майлза перед всей семьей. Пианист Хэрби Хэнкок, годами игравший в различных составах трубача, одобрил это решение. Последним обо всем этом узнал сам Дон Чидл.
Все крупнейшие кинокомпании отказались от идеи фильма и перед Доном Чидлом стал вопрос, где взять деньги?
В компании друзей или в полном одиночестве на ночной дороге вы слушаете очередное еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене ваш неизменный ДС.
C. Adderley & M. Davis - Somethin' Else – 8:05 (Cannonball Adderley - Somethin' Else - Blue Note)
«Somethin' Else», «Нечто иное» – вечное желание Майлза найти нечто иное. Это его композиция, но лидером квинтета был в марте того 58 года альт-саксофонист Кэннонбол Эддерли. Это уже выход из концертного бибопа, это уже парящий на верхотуре Майлз. Это уже хард-боп. Хэнк Джоунс играл на рояле; Сэм Джоунс – на контрабасе и Арт Блейки – на ударных. Запись была сделана Руди Ван Гелдером у себя дома в Хакэнсаке, Нью-Джерси.
Дон Чидл собрал восемь с половиной миллионов долларов на фильм. В сборе денег участвовали как частные спонсоры, фонд семьи Дейвиса так и сам Чидл, вложивший в бюджет собственные 325 тысяч долларов.
Среди мозаики сюжетов вторую ведущую роль играли отношения Дейвиса с балериной Фрэнсис Тейлор. Тейлор уже была всемирно известной танцовщицей, а в эпоху романа с Дейвисом была звездой балета Леонарда Бернстайна “West Side Story”. Майлз хотел, чтобы она принадлежала только ему и он заставил Фрэнсис бросить сцену. Для танцовщицы это была драма, для Майлза она была самой большой любовью его жизни.
Oscar Peterson Trio – Somewhere - 5:38 (Oscar Peterson - West Side Story – Verve)
«Somewhere», «Где-то…» - одна из главных тем балета Леонарда Бернстайна «Вестсайдская история». В данном случае интерпретация трио Оскара Питерсона – рояль; Рей Браун – контрабас и Эд Сигпэн – ударные. Запись была сделана в конце января 1962 года.
Обозреватель «Downbeat’a» Аллен Моррисон дает жутковатую картинку первых сцен фильма: Майлз в его так называемом трехлетнем периоде молчания (ранние пятидесятые), три года не бравший в руки трубу, сидит в своем собственном, тараканами набитом доме на 77 West в Манхэттене, целыми днями занюхивая кокаин, заливаясь выпивкой, заглатывая болеутоляющие, временно помогающие забыть о незаживающем сломанном бедре, посылающий к дьяволу друзей, поклонников, кредиторов, продюсеров звукозаписывающих фирм, отвечая всем однозначной откровенной враждой. Сценарий, как я уже сказал, не следует буквальным фактам биографии трубача, но вышесказанное разбросано в его жизни в разные периоды.
Финишная прямая вашего еженедельного «Времени Джаза», волны «Свободы и наш сайт www.svoboda.org.
Дон Чидл внешне, добавим грим, похож на Майлза. Мало того, он был прекрасным саксофонистом, а для съемок освоил трубу. И выучил все основные пьесы Дейвиса. Так что он не просто так перебирает клапаны. Но в фильме звук не его и не Майлза. Играет Харольд Глейспер.
На сегодняшний день это всё, что вашему ДС удалось узнать. Когда фильм появится в Европе или на кабельных каналах, пока что неизвестно. Возможно, кое-что из собранного материала придётся уточнить.
Напоследок Майлз в полном объеме. Его композиция «Урсула»:
Miles Davis – Ursula – 10:46 (Miles Davis - The Man With The Horn – Columbia)
«Ursula», «Урсула» -композиция Майлза Дейвиса. Комбо Майлза, записанное на «Коламбии» между июнем 1980-го и маем 1981 года. Майлз – лидер и труба; Билл Эванс (не путать с пианистом) – сопрано-сакс; Барри Финнерти – гитара; Фелтон Крюз – контрабас; Эл Фостэр – ударные; Сэмми Фигуэроа – перкуссия и Роберт Ирвинг-Третий – синтезатор и (весьма скромно) фортепьяно.
Вот и все на сегодня. Звукорежиссер «Времени Джаза» Наталия Аркадьева, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Наше следующее свидание ровно через неделю на той же остановке www.svoboda.org. Отличного вам апрельского настроения, всех возможных и невозможных благ, чао, бай-бай!