Печальная новость о кончине Гато Барбиери лишила нас всех некоторых юбилейных дат и в первую очередь Джерри Маллигана, Чарли Рауса и Фредди Хаббарда. Эти три джазмена навсегда принадлежат истории джаза и с них я и начну наше очередное «Время Джаза», которое вы можете слушать на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.
Сакура цветет напротив моего окна в саду Валь-де-Грас, форзиция, каштаны выбросили зеленые листья, но они еще сжаты, как детские кулачки. Ну, а газон в этом году ярко зеленый с февраля.
Вот Джерри, он же Джеру:
Gerry Mulligan & Thelonious Monk - I Mean You – 6:50 (Gerry Mulligan & Thelonious Monk — Mulligan Meets Monk – Riverside)
«I Mean You», вот уж богатый глагол он же прилагательное и существительное! Я думаю здесь все просто: «I Mean You» - «Я имею в виду тебя!». Композиция Телониуса Монка. Великолепный дуэт Джерри Маллигана, баритон-саксофон, и Телониуса Сфиэ Монка, рояль. Уилбур Вээр – контрабас и Шэдоу Уиллсон – ударные. 13 августа 1957 года, Нью-Йорк.
Я не без умысла начал с Джерри и Телониуса. Ведь хоть он и не был первым, Маллиган знаменит своими комбо без фортепьяно. И он знаменит своими записями «Маллиган встречается…», а дальше идут Бэн Уебстер, Пол Дезмонд, Джонни Ходжес, Астор Пьяццола, Энрико Интра и, конечно, десяток раз Чэт Бейкер.
Джеру родился 6 апреля 1927 года в Квинсе, Нью-Йорк, но рос то в Огайо, то в Нью-Джерси, то в Иллинойсе, то в Пенсильвании – везде, где его отец, ирландских кровей, инженер, находил работу. Подробно о его детстве, о его афроамериканской няне и ее пианоле, я рассказывал не раз, ищите в нашем архиве. Джерри играл в школе на кларнете, но больше всего его интересовала аранжирование. Упрощая, скажу, что это и был его мотор, который после первых выступлений в роли сайдмэна в 1946 году привел его в Нью-Йорк в оркестр Джина Крупа, а затем в оркестр Клода Сорнхила, где он познакомился с Гилом Эвансом. Ну, а Гил работал с Майлзом Дейвисом, подготавливая нонет для записи исторического диска «Рождение Кула». Джерри вошел в состав нонета и как композитор, и как саксофонист. Это и было настоящим стартом его карьеры.
Gerry Mulligan - Festive Minor – 4:08 (Gerry Mulligan - Mosaic Select - Pacific Jazz)
«Festive Minor» - композиция Маллигана. В ранних пятидесятых Джерри в содружестве с трубачом Чэтом Бэйкером собрал тот самый квартет без фортепьяно. В 1953 году квартет распался, но вновь объединился для записи диска «Reunion», «Воссоединение». Позже некоторые пьесы этого диска вошли в коллекцию из трех СД - «Мозаика». Именно здесь я обнаружил «Festive Minor», которое весьма приблизительно можно перевести, как «Веселая Грусть». Джеру – баритон-саксофон; Бэйкер – труба; Хэнри Граймс – контрабас и Дэйв Бэйли – ударные. Декабрь 1957 года, Нью-Йорк
И последнее про Маллигана: почти все критики и историки джаза писали, что он, как и родоначальник джазового баритон-саксофона Харри Карни, извлекал из этого громоздкого инструмента деликатнейшие ноты. Я же добавлю, что до конца жизни роль аранжировщика для Джеру была так же важна, как и саксофониста.
Чарли Раус родился, как и Джерри Маллиган, 6 апреля, но на три года раньше и в первой официальной столице Штатов – в Вашингтоне. Он был тенор-саксофонистом, но иногда играл и на флейте. Изучал же он, учился, играть, на кларнете в университете Хоуарда. В 1944 году он уже играл у Билли Экстайна, в 1945 – с Диззи Гиллеспи, в это же время (коротко) с Телониусом Монком. С 1949 по 1950 Чарли входил в состав оркестра Дюка Эллингтона, в том же году – играл у Каунта Бейси. В 1955 году вместе с тромбонистом Бенни Грином (так же родившимся в апреле!) он собрал квинтет. Но известен он историкам джаза тем, что после Джона Колтрейна, Джонни Гриффина и Сонни Роллинса он стал саксофонистом квартета Телониуса Монка... И не просто стал, а был вторым человеком в квартете в течение 13 лет.
Напомню, что вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на коротких и средних волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Charlie Rouse - Lil Rousin' – 5:59 (Charlie Rouse - Yeah ! – Epic)
«Lil Rousin'», «Восторженная Лил» - композиция Чарли Рауса. Лил – сокращенное от Лильян. Состав: Чарли – тенор-сакс и лидер; Билли Гарднэр – рояль; Пэк Моррисон – контрабас и Дэйв Бэйли – ударные. 20 декабря 1960-го года, Нью-Йорк. Первый диск Рауса для фирмы «Epic».
Лесли Гурс, биограф Монка, пишет, что «… Раус самым естественным образом растворялся в коллективе. И, конечно, джазовые критики не слишком на него обращали внимание, когда он играл с Монком. Хотя этот идеальный сайдмэн в сущности так же вёл квартет. Он самым естественным образом разделял с Телониусом закуски и напитки во время поздних выступлений и причуды работы в ночном городе. И ничто в Монке и в его поведении не удивляло его. Он считал, что, как лидер, Монк схож с Дюком Эллингтоном. Он говорил: - Ты играл музыку, это все, что от тебя требовалось. Все остальное тебя не касалось».
Телониус учил Рауса, преподавал, одну, две композиции в день. Чаще всего – одну. И чаще всего это происходило дома у Ники Кёнигсвартер. Монк играл для Чарли мелодию, а потом уходил и кружил вокруг дома пока Чарли Раус осваивал композицию. Чарли думал, что Монк его не слушает, но в определенный момент Монк возвращался и говорил: - Ок, теперь давай сыграем вместе…»
Thelonious Monk Quartet - Shuffle Boil – 7:09 (Thelonious Monk - It's Monk's Time – Columbia)
«Shuffle Boil» - композиция Телониуса Монка. Монк – рояль; Чарли Раус – тенор-саксофон; Батч Уоррен – контрабас и Бэн Райли – ударные. Этот альбом «It's Monk's Time» вышел на «Коламбии» в 1964 году.
Чарли Раус не был долгожителем. Он скончался от рака в ноябре 1988 года. Ему было 64 года. В 80-х он входил в комбо «Сфера», Сфиэ – это второе имя Монка. Комбо и было создано в честь Телониуса.
Оставим секцию медных духовых и займемся струнно-ударным инструментом – фортепьяно. Мэтром этого инструмента, с хвостом или без хвоста, то есть концертным или пианино, является уроженец Берлина, пианист Андрэ Джордж Прэвин, одинаково известный, как в джазе, так и в классике. Он так же родился 6 апреля 1929 или 1930 года. Сам Прэвин предпочитает 1930 год, но историки часто указывают на 1929. Если учитывать последнюю цифру, его родители бежали из нацисткой Германии, когда ему было десять лет. Они удачно пересекли океан и поселились в Лос-Анджелесе, где дядя Андрэ, Шарль Прэвин, был музыкальным директором в Голливуде, в Universal Studios. В 1946 году Андрэ, уже получивший американское гражданство, закончил среднюю школу ни мало ни много на Беверли Хиллз. В 1948 году он сочинил музыку для своей первой голливудской ленты, а в 1964-м вместе с композитором-песенником Ричардом Шерменом он получил премию Оскар за музыку к фильмам Metro-Goldwyn-Mayer.
В весенней столице, в еще не прогретом апрелем Томске, в ветрами промытом Суздале или же в Сергиевом Посаде, а так же на остальных широтах вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org . У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.
Andre Previn - A Sleepin' Bee – 5:13 (Andre Previn with Mundell Lowe, Ray Brown – Uptown – TelArc)
«A Sleepin' Bee», «Спящая Пчела» Харольда Арлена. Любимая пьеса Билла Эванса. Андрэ Прэвин – рояль, он же лидер трио; Манделл Лоуи – гитара и Рей Браун – контрабас. CD «Uptown», окраина города, спальные районы, вышел в августе 1990 года. «Спящая Пчела» в данном случае типичный кул Западного побережья и напоминает игру Брубека.
Конечно, Прэвин играл Форе, Рахманинова, Равеля, Дебюси, Берлиоза, Брамса, Бетховина, Прокофьева и Шостаковича. Но главное он руководил Лондонским Симфоническим оркестром. Однако в молодости он услышал Арта Тейтума и обе его карьеры – джазовая и классическая – развивались параллельно. После армейской службы он начал играть с новоприбывшими в Калифорнию джазменами: Шорти Роджерсом, Шелли Манном и Лироем Виннэгаром.
Его первое трио выпустило диск, посвященный мюзиклу Фредерика Лоуи «Моя прекрасная леди». Этот диск стал его первым хитом. Чаще всего Прэвин играл с контрабасистом Редом Митчелом. Он аккомпанировал Дорис Дей, Дайне Шор и Элле Фитцджеральд. Андрэ записывался соло, а так же дуэтом с пианистом Рассом Фримэном. В 1960 году он практически полностью ушел в классическую музыку. Но в конце 80-х опять играл джаз, к примеру с гитаристом Джо Пассом и контрабасистом Реем Брауном.
Andre Previn - Smoke Gets In Your Eyes - 6:07 (Andre Previn, Joe Pass & Ray Brown - After Hours – TelArc)
«Smoke Gets In Your Eyes», «Дым попадает тебе в глаза» - классический стандарт, песня Джерома Кёрна и слова Отто Харбаха. Песня была написана в 1933 году для оперетты «Роберта». В данном случае трио Андрэ Прэвина, рояль, Джо Пасс - гитара и Рей Браун - контрабас. Диск «After Hours», «После работы», после закрытия, вышел в 1989 году. Как мы знаем, после закрытия весьма часто начиналась игра для своих – джем-сешенс.
В девяностых Прэвин мог признаться, что к влиянию Арта Тейтума присоединились и Бад Пауэл, и Тедди Уилсон. Андрэ Прэвин написал новую музыкальную версию для немого фильма 1921 года «Четыре всадника Апокалипсиса». Среди множества американских и международных наград у Прэвина, и это имеет смысл отметить, полученная им в 2005 году премия Гленна Гульда.
После Джерри Маллигана, Чарли Рауса и Андрэ Прэвина настала очередь обещанного трубача, корнетиста и композитора – Фредди Хаббарда. Фредди родился 7 апреля 1938 года в Индианаполисе, штат Индиана. Первым инструментом Фредди был мелофон, который часто заменял валторну в маршевых оркестрах. За мелофоном настала очередь трубы. Молодой Хаббард играл в школьном оркестре. Трубач Ли Кацман, поработавший вместе со Стэном Кентоном, посоветовал ему консерваторию Артура Джордана, где Фредди обучался вместе с Максом Вудбари, ведущим трубачом Индианапольского Симфонического Оркестра. В годы своей молодости Хаббард коротко, но поиграл вместе с братьями Монком и Уэсом Монтгомери, контрабасистом Ларри Ридли и саксофонистом Джеймсом Спраудингом. В 1958-м году, ему было 20 лет, он переехал в Нью-Йорк (только там это и возможно!) и начал играть с ведущими джазовыми музыкантами своего времени: Филли Джо Джоунсом, Сонни Ролинсом, Слайдом Хэмптоном, Эриком Долфи, Джей-Джей Джоунсоном и Куинси Джоунсом. Первую композицию в качестве солиста Хаббард записал в июне 1960 года - «Open Sesame» - с саксофонистом Тиной Брукс, пианистом МакКоем Тайнером, контрабасистом Сэмом Джоунсом и ударником Клиффордом Джарвисом. Начало карьеры трубача было стремительным и он стал тем самым музыкантом, который перекинул мостик из хард-бопа в необоп.
Финишная прямая «Времени Джаза», волны «Свободы» и наш сайт www.svoboda.org . У микрофона в Париже ваш неизменный ДС.
Freddie Hubbard - Red Clay – 12:09 (Freddie Hubbard - Red Clay – CTI)
«Red Clay», «Красная Глина» - композиция и квинтет Фредди Хаббарда – труба; Джо Хендерсон – тенор-саксофон и флейта; Хэрби Хэнкок – электро-пианино; Рон Картер – контрабас и Ленни Уайт – ударные. Запись была сделана Руди Ван Гелдером 27 января 1970 года у себя дома в Хакэнсаке.
Хаббард был трубачом на записи альбома Джона Колтрейна «Olé Coltrane», а позже он с Эриком Долфи участвовал в записи ещё одного исторического альбома Колтрейна — «Africa Brass». В августе 1961 года Фредди вместе с Уейном Шортером записал одну из своих наиболее популярных композиций — «Ready for Freddie». С 1961 по 1966 год Хаббард входил в состав «Вестников Джаза». Именно в те годы он выработал собственный звук, освободившись от влияния Клиффорда Брауна и Ли Моргана.
Хаббард частый гость нашего клуба, но в данный момент наш бархатный занавес цвета давленой вишни уже пошел вниз. Это означает, что наше время истекло. Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. До следующей недели, всех благ, чао, бай-бай!