"Спектакль для детей", так обозначен недавно открывшийся проект лаборатории Дмитрия Крымова в театре «Школа современного искусства». Пока выбраны четыре произведения, "Остров Сахалин" А.Чехова, "Мертвые души" Н. Гоголя, "Капитал" К. Маркса и "Евгений Онегин" А.Пушкина. По замыслу режиссера театральная интерпретация этих сочинений поможет подрастающему поколению освоить классику.
Первым был поставлен роман в стихах – "Своими словами", в пересказе персонажей-иностранцев, собравшихся из любви к поэту здесь и сейчас, чтобы поведать сведущему российскому зрителю о том, что он пропустил, читая Пушкина. Учитывая возраст оригинала, это оказалось также непросто, как и на школьном уроке, когда приходится объяснять не только атрибуты времени, но и отдельные слова, не говоря уже о системе отношений. И в этом смысле современный ученик мало чем отличается от иностранца, взявшегося за русский текст.
у Пушкина в "Евгении Онегине" мысли как бы путаются
Другое дело, что спектакль, несмотря на всю интерактивность и раздаваемые умирающим Пушкиным конфеты, адресован не в меньшей мере взрослым, и обязательно – учителям. Которым просто необходимо, по Крымову - "обернуться" и осмыслить пройденный путь, понять, что же они все-таки преподают и главное – кому.
Потому что, как выяснилось после просмотра спектакля, современные старшеклассницы никоим образом не соотносят себя с Татьяной, а вот Онегин, считают они, вполне распространенный герой нашего времени. Подробнее об этом - ученицы лицея № 1525 Мария Колоденко, Анастасия Маховская, Валерия Мегриш, преподаватели литературы Евгения Абелюк и Дмитрий Михайловский, который сам "Евгения Онегина" прочитал уже после окончания школы.
Итак, она звалась Татьяной…
Мария Колоденко, ученица лицея № 1525:
- Мне кажется, нам чужды такие переживания, как у Татьяны. Наверное, мы больше похожи на такую, как в спектакле, мы тоже можем так преображаться, но в книге - пожалуй, нет. Я думаю, что слишком уж далека от нас жизнь пушкинских времен.
Валерия Мегриш, ученица лицея № 1525:
- Татьяна в романе мне представлялась мудрой, взрослой девушкой. И я бы скорее себя соотносила с Татьяной в спектакле Дмитрия Крымова. Она кажется наивной девушкой, очень юной.
Анастасия Маховская, ученица лицея № 1525:
- В спектакле Татьяна вела себя не так, как русские девушки того времени. Вообще, она показалась девушкой не от мира сего, вела себя, как маленький ребенок. Но лично мне она показалась более живой, более настоящей.
Евгения Абелюк, учитель литературы лицея № 1525:
- То, что девочки не соотносят себя с Татьяной, честно говоря, для меня стало открытием. Помню, когда я сама в юности читала этот роман, у меня возникали какие-то свои переживания. И в каком-то смысле поведение Татьяны казалось даже образцом, хотя и не принятым. Во всяком случае, в то время, когда я росла, было еще не принято так себя вести, первой объясняться со взрослым мужчиной. Но та прямота, та открытость, та смелость, с которой она написала письмо и разговаривала с Онегиным, мне тогда казались - ах! правильно, так и нужно!
мне все время казалось, что Пушкин бы одобрил
Мне очень понравилось в постановке перевоплощение дамы с прямой спиной, балерины, в девчонку. Сколько лет героине романа? Девчонка, как и Джульетта. И она ведет себя как девчонка. А школьники сказали, что она не такая должна быть. Но Татьяна здесь живая, похожа на современного ребенка, который вдруг взрослому мужчине начинает писать письма. Это очень интересное ощущение, неожиданное, что дети более серьезно отнеслись к такому прочтению, чем я могла предположить.
Думаю, что когда мы с классом читали роман, мы обращали много внимания на то, что называется лирическими отступлениями - комментировали, пытались понять. Нередко хочется уйти от голого сюжета, от восприятия этого сюжета как житейской истории. И, может быть, слишком филологическое у нас вышло чтение.
Мое отношение к роману "Евгений Онегин" спектакль Дмитрия Крымова, конечно, не изменил. Но любопытно, что у Пушкина ученики потом вычитывали то, что придумал Дмитрий Крымов. Потому что спектакль, с одной стороны, буффонный, цирковой, очень театральный, подчеркнуто смешной. А с другой стороны, когда вдруг интонационные регистры переключаются, он оказывается философским. Например, "эффект оборачивания", когда речь идет о том, что человек или оборачивается на свое прошлое и делает какой-то важный для себя вывод, или идет по жизни не оборачиваясь. Это то, что обыграл Крымов, а потом учениками было вычитано в тексте.
- Заметьте, не только Онегин взят из зала. Из зала были вытащены на сцену и дети - кто-то пальчик отморозил, кто-то лед коньками резал или Жучку представлял. Такой интерактивный спектакль. Но, с другой стороны, Пушкин постоянно с читателем разговаривает, то есть для своего времени это очень интерактивный роман. И если можно так апеллировать к читателю, то почему нельзя к зрителю?
Для меня у Пушкина в стихах, в его прозе, прежде всего, дороги ирония и игра, игра с читателем. И в разных постановках (которых, надо сказать, немало) эта игра как раз и подчеркивается. Я очень хорошо помню спектакль Юрия Петровича Любимова "Евгений Онегин", где каждую сцену играли иначе. И хотя там от романа оставалось больше, потому что звучало много текста, но это тоже была игра. Футболка на актере с надписью "I love Pushkin", тоже вроде бы непозволительная, с точки зрения классики, но это было здорово, по-пушкински. Мне все время казалось, что Пушкин бы одобрил.
Онегин, добрый мой приятель…
Мария Колоденко, ученица лицея № 1525:
- Онегин нам более понятен, чем Татьяна. Мне кажется, что сейчас много таких Онегиных. Можно поделить мир на Онегиных, Ленских и еще какой-то третий, средний тип. И такие люди, как Онегин, сейчас есть, а таких как Татьяна - нет. Потому что, хотя сейчас люди и проявляют свои чувства довольно ярко, но они не так искренни как у Татьяны.
Анастасия Маховская, ученица лицея № 1525:
- Онегин представлялся мне интересным персонажем, в отличие от Ленского. Потому что отрицательные персонажи всегда больше внимания привлекают, особенно у женской аудитории, нежели положительные герои. Я воспринимала его как человека, который отличается от толпы. Он ведет себя свободно, легко.
Валерия Мегриш, ученица лицея № 1525:
- Для меня Онегин независимый персонаж. И я очень сопереживала Татьяне, если честно, потому что он к ней никак не относился. Ему было все равно, а Татьяна очень бурно переживала. Наверное, только это качество Татьяны я могу найти в себе.
Дмитрий Михайловский, учитель литературы и математики:
- Ступенькой к пониманию Онегина может быть цинизм. Он все-таки такой холодноватый циник, а в подростковом возрасте у многих мальчиков складывается примерно такое отношение к миру. Не знаю, насколько они бы ассоциировали себя с Евгением, но какие-то черты Евгения Онегина проступали бы в каждом.
Надо сказать, что сам я в школе роман этот не читал, как и многие мои одноклассники. Потому что есть определенный стереотип восприятия Пушкина – либо с придыханием "ах, как прекрасно!", либо "фу, Пушкин надоел". Бывают классы, где литературу воспринимают как памятник. Все зависит от того, какой бэкграунд литературы у детей, как к литературе относятся в семье, как к литературе относились прошлые преподаватели литературы, какое отношение к литературе показываю им я. Если я говорю какие-то постулаты, что письмо Татьяны Онегину – это любовь до гроба, то они воспринимают это как факт. А для того чтобы они пережили это письмо, мне нужно дать какие-то наводящие вопросы, чтобы они самостоятельно вошли в этот текст. Постановка Крымова и является такой "заманухой", чтобы войти в текст "Евгения Онегина". Кроме того, спектакль оживляет и язык того времени, и самого Пушкина, поскольку для того, чтобы воспринять Пушкина чистыми глазами, нужно приложить очень много усилий.
ступенькой к пониманию Онегина может быть цинизм
Внутри образованного школьника есть понятие интереса. Даже про детей, которые увлечены математикой, нельзя сказать, что они не хотят читать. Если они не хотят читать, значит, им не нравится предмет литературы, потому что его плохо преподают и т. д., масса фактов. Но они хотят быть образованными, поэтому начинают искать информацию в Интернете, смотреть видеолекции. Дети просто плохо умеют компенсировать нехватку знаний, которые они получают. Они тут в невыгодном положении. Мы можем диктовать, но потенциально, если ребенок развивается и имеет талант в любом из предметов, он понимает, что такое глубокое знание.
Эпилог
Мария Колоденко, ученица лицея № 1525:
- В спектакле было много очень много забавных моментов, которые мы открыли для себя, хотя при прочтении не обратили на них внимания. И все было так неожиданно. Например, мы не могли понять, кто же будет главным героем. А главным героем оказалось яблоко. В начале спектакля одной девушке из зала вручили яблоко и сказали - это Онегин, но в конце Онегиным оказался мужчина, приглашенный из зала. И это шокировало и очень обрадовало. Люди из зала катались на коньках по сцене, то есть делали вид, что катались. Это создает атмосферу уюта, и спектакль легче смотреть, мы лучше все понимаем. А у Пушкина в "Евгении Онегине" как бы мысли путаются.
Валерия Мегриш, ученица лицея № 1525:
- Лично мне спектакль открыл много нового. Особенно там, где рассказывали про эффект оборачивания. И я была очень удивлена, как подается сюжет. Хотелось смотреть дальше - как же режиссер изобразит знакомые сцены, с чем еще параллель проведет. И если мы в обычный театр приходим и смотрим то, что нам показывают актеры, то тут было общение актеров и зрителей, что позволило самому включиться в сам процесс.
Анастасия Маховская, ученица лицея № 1525:
- Этот спектакль изменил мой взгляд и отношение к жизни, потому что заставил задуматься о многих вещах. Например, о таких: как ценить своих близких, своих родных, ценить каждое мгновение, проведенное с ними. Потому что, как мы знаем, Евгений Онегин вовсе не дорожил тем временем, что он проводил с Татьяной. Наверное, это и явилось самой большой ошибкой в его жизни.