Ссылки для упрощенного доступа

Надж Гасанов: По признаку бороды


Цветение весны в Нижневартовске оказалось богатым на странные и мрачные события. Обычно известия о таких событиях приходят с Северного Кавказа или из Татарстана, а теперь они тревожат наши северные края. В Нижневартовске обсуждают странную смерть и жестокое убийство одного из неформальных лидеров местных мусульман, проповедника Вагифа Нурбаева. В 2010 году Нурбаев был приговорен к тюремному заключению по обвинению в перевозке наркотических веществ. Тогда он был арестован в московском аэропорту, когда намеревался лететь в Медину на учебу в одном из религиозных университетов Саудовской Аравии. Признаюсь, мне странно представить себе этого строго соблюдающего традиции своей веры мусульманина, который по канонам веры обязан вести здоровый образ жизни и бороться с наркотиками, замешанным в перевозке таких препаратов. Но следствие решило иначе – и Нурбаев, отсидев срок, вернулся в Нижневартовск. И вот 3 апреля начала поступать информация о том, что Вагиф пропал. Спустя сутки его труп и еще два неопознанных тела были найдены в сожженной машине в старом Вартовске, недалеко от Молокозавода. Предположительно, Вагиф был либо зарезан, а потом сожжен, либо взорван. Еще через сутки проводившие в доме Нурбаева обыск полицейские нашли оружие.

Я был не близко, но знаком с Вагифом Нурбаевым, его отцом и некоторыми друзьями этой семьи. Не разделяя его религиозных взглядов, я с интересом слушал рассказы Вагифа о его жизни, религиозных убеждениях, о пережитом в тюрьме. Он был спокойным, адекватным человеком, твердым в своей пуританской религиозности, приоритетом которого была проповедническая и педагогическая деятельность. В планах Вагифа было снятие судимости и скромная жизнь с соблюдением всех установленных законом ограничений и норм контроля за его перемещением и деятельностью. Никаких планов мести, насколько я могу судить, он не разрабатывал.

Еще более удручающими стали сведения о полудюжине мусульман Нижневартовска, которые 7–8 апреля попали под арест и в домах которых были проведены обыски. В числе задержанных оказался Артур Алиев. Он был захвачен и избит по дороге из магазина домой группой спецназа Следственного комитета РФ. Группа захвата вторглась в квартиру его беременной жены, предварительно отключив электричество во всей квартире. Обыск выявил наличие пакета с тротиловой шашкой и хозяйственным мылом, в гардеробе обнаружили пистолет. Понятых спецназ, что странно, привел с собой, вместо того чтобы пригласить соседей. Отобрав у жены телефон и айпад, спецназовцы увезли Алиева в прокуратуру.

Как насчет обысков у баптистов или католиков: чудесное явление народу наркотиков, пистолетов, взрывпакетов, тротиловых шашек не планируется?

Стало известно и о задержании принявшего ислам жителя Нижневартовска, отца троих детей Владимира Романюка. Утром 5 апреля, когда Романюк ехал на работу, его автомобиль остановили, выбили лобовое стекло машины, водителя вытащили, сильно избили и притащили домой для проведения обыска. Во время обыска жену и детей Романюка, предварительно запугав, заперли в комнате. В результате в квартире нашли взрывпакет. Видимо, этого показалось мало: покинув квартиру, спецназовцы через некоторое время вернулись и нашли в квартире пистолет. Сейчас местонахождение проходящего по делу Вагифа Нурбаева свидетелем Романюка неизвестно и скрывается даже от его адвоката.

Спустя неделю стало известно об аресте еще троих местных мусульман: Эдуарда (Зайда) Хусаинова, Ильдара Габдракипова и Рината Багаева (Абд Ар Рахмана Багави), известного исламского активиста, общественного защитника Нурбаева. Их просто вызвали на допрос и арестовали, поместив в следственный изолятор. Им инкриминируют участие в запрещенной организации "Хизб ут-Тахрир" (статья "Терроризм и участие в террористической организации" Уголовного кодекса).

Меня не волнуют идеи и взгляды арестованных, их религиозная принадлежность.Однако и у меня – вполне определенная "кавказская" внешность, и она вызывает постоянный острый интерес сотрудников полиции и желание проверить у меня документы. Даже если я оказываюсь в многолюдной компании во время городских праздников, где полным-полно мелких нарушителей общественного порядка, проверке подвергают именно меня, совершенно трезвого и абсолютно спокойного. Поэтому хочу поинтересоваться у властей: по какому принципу они ведут "охоту на ведьм"? По наличию бороды, по принадлежности к той или иной религиозной конфессии или по политическим взглядам? Или это интеграция уральских регионов России в правовое поле Чечни? Как насчет обысков у баптистов или католиков: чудесное явление народу наркотиков, пистолетов, взрывпакетов, тротиловых шашек не планируется?

Надж Гасанов – гражданский активист, член Либертарианской партии России, живет в Нижневартовске

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG