Ссылки для упрощенного доступа

С пустого листа


Кизу Джаррет
Кизу Джаррет

Киз Джаррет – редчайший пианист, рискнувший импровизировать в течение часа, полутора часов, с пустого листа, ниоткуда, на самом деле лишь слушая самого себя, отпустив пальцы на свободу.

Вовсе не обязательно соглашаться с общепринятой формулировкой (цитирую «Вики»), что «вундеркинд это ребенок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста»

Были ли Моцарт, Мендельсон, Бобби Фишер или Пабло Пикассо признаны гениями для своих лет некой образовательной системой. И причем здесь вообще образовательная система? Распознать в ребенке вундеркинда могли родители, соседи или совсем случайные люди! Пианист Киз Джаррет знал наизусть сказку «Ночь на Рождество», когда ему было восемнадцать месяцев! Дитятей Киз, у которого обнаружился идеальный слух импровизировал на домашнем пианино стоимостью в 50 баксов пьесы, которые он слышал по радио. В три года Киз начал заниматься с учителем музыки. В пять он появился на экранах ТВ в передаче «Молодые Таланты». В семь лет он выступил с концертом. Он играл Моцарта, Баха и Сен-Санса. К этому времени пресловутая «образовательная система» вынуждена была признать его вундеркиндом.

Добрый день, вечер или ночь! Кизу Джаррету восьмого мая исполняется 71 год. Родом он из Оллентауна, что в Пенсильвании и сегодняшнее «Время Джаза», которое вы можете слушать на коротких волнах «Свободы» и с нашего всемирно известного сайта www.svoboda.org, посвящено в основном ему.

Меня постоянно щекочет идея сделать «Время Джаза» на одной единственной импровизации Джаррета, который, как многим из вас известно, импровизировал с чистого листа по 35-45 минут.

Но, обойдемся без ножниц!

Keith Jarrett Trio - It Never Entered My Mind – 6:42 (Keith Jarrett Trio - Setting Standards - ECM)

«It Never Entered My Mind», «Это мне никогда не приходило в голову» - Ричарда Роджерса и Лоренца Харта. Не смотря на то, что Лоренц обычно писал lyrics, слова песен, а Роджерс – музыку, эта пара настолько спаяна вместе, что было бы несправедливо говорить о том, что эта пьеса, исполненная трио Джаррета (Джаррет – рояль; Гари Пикок – контрабас и Джак ДеДжонет – ударные) написана лишь Ричардом Роджерсом. Дата записи – 1983 год, Нью-Йорк. Это тот самый не совсем стандартный случай, когда Джаррет играет стандарты.

Семья Киза была музыкальной: бабка по отцу была пианисткой, сам отец играл на скрипке, а тётка матери была преподавательницей фортепьяно. Мать Киза, Ирма, которая была и венгерских и цыганских кровей, поняла, что сын её крайне чувствителен к музыке. И в те времена, когда он только начал ходить, она укладывалась с ним на ковер, поставив пластинку классики. Она спрашивала сына: - Что ты слышишь? Это фагот! Следи за ним! Следи отдельно за каждым инструментом и за всеми вместе!

Ирма не хотела слишком рано учить сына базовым основам фортепьянной школы. Она хотела, чтобы он, как можно дольше, сам представлял себе музыкальные пейзажи, фантазировал, слышал неслышимое. Но время шло и учеба становилась неизбежной. Киз легко, разучивал гаммы, осваивал классику, играя в столовой дома, даже, когда все сидели за столом.

Да, в семь лет он сыграл в женском клубе Оллентауна Моцарта, Баха и Сен-Санса, но так же свои собственные композиции. Когда ему исполнилось одиннадцать, Даниэль, отец, решил покинуть семью. Развод был катастрофой не только для Ирмы, но для всех четырех братьев.

Для Киза это был решающий момент. Он только что начал выбирать между джазовым звучанием и классическим. Я специально говорю не между джазом и классикой… Чуть позже он отказался от приглашения великой наставницы и учительницы музыкантов Нади Буланже позаниматься с нею в Париже. Для большинства пианистов джаза – это был великий шанс. Но Киз Джаррет рано понял, что он должен быть самим собой и никем другим.

Keith Jarrett - Sonata For Violin And Piano - Song – 7:00 (Keith Jarrett - Bridge Of Light – ECM)

«Sonata For Violin And Piano», «Соната для скрипки и фортепьяно» - Киза Джаррета. Скрипка – Мишель Макарски. Запись была сделана в государственном университете Нью-Йорка в марте 1993 года.

Эта соната одна из лучших иллюстраций идей Джаррета, искавшего не компромисс, а синтез между соврменной классикой и современным джазом.

В пятнадцать лет, лишенный, как и братья, нормальной семейной жизни, стабильности и последовательности в образовании, Киз оказался вне многолетней, как пишет Ян Карр, «карусели музыкальных обязанностей». И он начал играть популярную музыку, танцевальную и джаз. Не просто играть, а зарабатывать на жизнь. В Оллентауне был небольшой джазовый клуб. Назывался он «Оленья Голова». Пианистом клуба было некто Джонни Коатс. Однажды, как гласит легенда, он был вынужден уехать на несколько недель и музыканты начали искать среди оллентаунцев – пианиста. Так шестнадцатилетний Киз получил свою первую музыкальную работу. Замечу, что до этого он подрабатывал клерком на заводе, играл со случайными музыкантами, мечтая найти более стабильное место. Довольно крупный продюсер, скажем, областного масштаба, Фред Воринг, услышав игру Киза, зазвал его в свой оркестр диксиленда. Киз впервые начал играть с гастролирующим оркестром. Он колесил по Штатам и встречался с другими, ему неизвестными джазменами. Так он встретился с Биллом Эвансом и его трио. В трио играли будущий контрабасист Киза Гари Пикок и ударник Пол Мотьян. И здесь есть смысл поставить вопросительный знак!

В ночном Архангельске, в проснувшемся Владивостоке, в неспящих Питере и Москве, не говоря уже об иных широтах, вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Bill Evans - Spartacus Love Theme – 5:08 (Bill Evans - Conversations With Myself – Verve)

«Spartacus Love Theme», любовная тема из фильма 60-года режиссера Стэнли Кубрика «Спартак». Музыка к фильму, как и эта сквозная тема, была написана Алексом Норсом. Билл Эванс с исторического диска «Разговоры с самим собой». Билл играет на фоне своей предыдущей записи, в overdubbing. «Conversations With Myself» была записана в 1963 году в Уебстер Холле, в Нью-Йорке.

А теперь, откуда взялся вопросительный знак…

В книге Лина Лайонса «Великие пианисты джаза» в интервью с Кизом Джарретом последний неожиданно заявляет, что он никогда не слышал Билла Эванса. В биографии Яна Карра «Человек и его музыка» я насчитал пять сносок на Эванса. Большинство из них объясняют влияние Билла на Киза, особенно, когда дело касается стандартов. Скорее всего, нужно отнести ответ Лайонсу к категории вполне серьезных причуд (которые вовсе не причуды для самого Киза) в манере концертной игры, когда Киз играет стоя, приседая, почти танцуя, как Телониус Монк. Но Джаррет, видимо, понимал отношения с фортепьяно, как глубоко личные. И хотя он получал и получает гигантские гонорары за свои сольные концерты, он весьма агрессивно настроен по отношению к публике. Любой посторонний звук, кашель, к примеру, выводит его из себя. Самый знаменитый случай радикальной реакции пианиста, это когда он просто покинул сцену и не вернулся из-за того, что в зале был, как раз, кашляющий человек.

Keith Jarrett - Over the Rainbow – 6:02 (Keith Jarrett – La Scala – ECM)

«Over the Rainbow», «Там, за радугой» - баллада Харольда Арлена и Эдгара Харбурга из мюзикла 39 года «Волшебник страны Оз». Киз Джаррет – соло в миланской Ла Скала, 13 февраля, 1995 года.

Предложение Нади Буланже было заодно и стипендией. Но Джаррет мечтал о стипендии музыкального колледжа джаза в Беркли, Бостон. И в итоге он приземлился в этом, «самом европейском из всех американских городов», как говорил Бродский. Именно здесь он собрал свое первое трио и в 1965 году переехал в недалекий Нью-Йорк и начал работать фри-лансером, аккомпанируя таким восходящим звездам, как Роланд Кёрк и Тони Скот. Через год он становится одним из «Вестников Джаза». В том же 1966 году его зазывает к себе саксофонист Чарльз Ллойд. Ллойд на всех концертах оставлял Кизу одну из композиций для сольного исполнения. Ллойд надолго ушел из джаза в 1968-м. К этому времени и сам Киз был звездой джаза. В его трио входили Чарли Хейден – на контрабасе и Пол Мотьян – на ударных. Но старина Ллойд все правильно понял – Джаррету нужно было свободное пространство для импровизаций с чистого листа.

Несколько календарных шагов назад. Третьего мая 1920 года в Ла Гранж, штат Иллинойс родился пианист Джон Льюис, который, как и Джаррет, начинал с классики, мечтая стать антропологом. Но музыка взяла свое. Как и Киз, он всю жизнь играл и джаз, и классику. Истории джаза он в первую очередь известен, как основатель «Современного Джазового Квартета», «MJQ».

Спасибо нашим слушателям, постоянным и эпизодическим за комментарии, письма и имейлы. И само собой за заявки и рассказы о своих пристрастиях. Исполнение заявок и ответы на вопросы – грядут. Пока же напомню, что вы слушаете ваше еженедельное «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене ваш ДС.

Вот один из ответов на ваши вопросы: да, каштаны уже цветут!

Джон Льюис был женат на уроженке бывшей Югославии – Мирьяне. Отсюда и названия его тем: «Сашин марш» или «Эта славянская улыбка». Хоть улыбка эта цвела не раз во «Времени Джаза», не могу удержаться, чтобы не поставить ее вновь!

John Lewis - That Slavic Smile – 8:13 (John Lewis - That Slavic Smile – RCA)

«That Slavic Smile», «Эта славянская улыбка» Джона Льюиса, рояль и лидер; Бобби Хатчерсон – вибрафон; Марк Джонсон – контрабас и Конни Кей – ударные. Четвертое ноября 82 года, Нью-Йорк. LP или Си-Ди этого же названия «That Slavic Smile» должены быть, на мой взгляд, в любой серьезной коллекции.

Мэри Лу Уильямс родилась, как и Киз Джаррет 8 мая, но на 35 лет раньше Киза. Она начинала со свинга и была активной участницей всего движения бибоп. В активе Мэри Лу более ста пластинок, начиная от патефонных и до сорокапяток и долгоиграющих. Как Джон Льюис или Киз Джаррет, она была тем самым возрастным вундеркиндом и в 13 лет уже играла в вашингтонском оркестре Дюка Эллингтона. Она знаменита не только своим исполнительским блеском, но и аранжировками и композициями. Среди аранжировок самой знаменитой остается песня-стандарт Ирвинга Берлина «Blue Skies».

Mary Lou Williams - Blue Skies – 2:23 (Mary Lou Williams - Two Cats & a Mouse – Capitol)

«Blue Skies», «Синие небеса» Ирвинга Берлина в аранжировке Мэри Лу Уильямс, она же за роялем. Запись сделана между 1944 и 1948 годом.

После европейских гастролей, закончившихся в 1954 году, Мэри Лу решила перейти в католичество и перестала выступать. Но два священника и Диззи Гиллеспи уговорили ее вернуться в джаз. В 1957 году она выступила на ньюпортском фестивале в оркестре Диззи. Остаток жизни (она оставила подлунный мир в 1981 году) она посвятила религиозной музыке, гимнам и мессам.

Что ж, пора вернуться к праздничному столу и, страшно подумать, семидесяти одной свечке! Обычно, когда цифра становится восковой угрозой для пирога, её сокращают до одной единственной. Но везде и во всех семьях – свои правила. Так что поздравим седого вундеркинда с днем рождения: многая лета, Киз! И много-много музыки!

Напомню всё же, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

На прощанье вот концерт, с которого для многих из нас и начался Киз Джаррет – сольный импровизатор, покоритель неизвестного, созидавший и созидающий музыку live, напрямую, прямо со сцены, без заготовок и набросков…

Keith Jarrett - The Köln Concert – 14:56 (Keith Jarrett - The Köln Concert – ECM)

«The Köln Concert», «Кёльнский концерт», часть вторая, 24 января 1975 года.

Я помню, как завораживал этот настойчивый ритм левой руки. Как поражала медленно набиравшая силу фантазия…

На самом деле концерт был катастрофой.

Джаррет и его немецкий продюсер Манфред Айкер вечером 23 января выехали из Лозанны в Кёльн. Киз, как и Манфред не обладали талантом Мингуса или Паркера, которые могли прикорнуть в любых условиях. Когда они въехали в Кёльн, на их счету было 28 часов недосыпа. В холле гостиницы они буквально валились из кресел, но опять же без шанса отрубиться.

Они заехали в театр и здесь их ждал главный сюрприз. В городе было два концертных рояля марки "бёзендорфер". Один великолепный, второй по качеству был чуть хуже полуживого пианино из дешевой забегаловки. По ошибке рабочие сцены привезли плохой. Киз потребовал увести плохой и привезти хороший. Но грузовик уже уехал, а второго, подходящего размера, не было.

Джаррет вышел на сцену в состоянии бредового сна. Рояль никуда не годился в нижнем и среднем регистрах, а в верхнем выдавал металлический звук.

Что сделал Киз? Он принес в жертву полноценный звук и весь ушел в ритм. Где-то на второй части концерта он проснулся. Он импровизировал нечто фольклорное и несложное, но музыка эта была осенена его талантом, если оставить в покое небеса.

К 1987 году, во что никто не верил, «Кёльнский концерт» разошелся тиражом в миллион четыреста тысяч экземпляров.

Вот здесь мы и поставим точку. Май начался с пианистической атаки!

Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий Дмитрий Савицкий. Мы снова будем в вашей компании на волнах «Свободы» и на нашем сайте www.svoboda.org через неделю. Всех вам благ, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG