В Архангельской области происходят события, которые могут стать яркой иллюстрацией сращивания власти и церкви в современной России. Губернатор области Игорь Орлов заявил, что намерен "делегализовать" в области религиозную конфессию свидетелей Иеговы. Орлов подчеркнул: бороться с ней власть должна не одна, а "вместе с церковью". Новый митрополит Даниил – тоже большой противник "сект" и одновременно большой друг губернатора. Оба они регулярно говорят о духовном возрождении в регионе. При этом власть даже не скрывает, что борется с одной религией в альянсе с другой.
И не ограничивается декларациями. 3 апреля 2015 года в богослужебное здание, построенное верующими своими руками, правоохранительные органы в ходе срежиссированного обыска подбросили компромат – запрещенную литературу. Как следствие, 11 июня прокуратура выписала верующим штраф и предупреждение. 16 декабря по такому же сценарию литературу подбросили руководителю местной религиозной организации свидетелей Иеговы в Архангельске Александру Парыгину в его автомобиль. В июне всплыл опрос неких анонимных лиц, согласно которому свидетели Иеговы раздавали гражданам "экстремистскую" литературу. На основе этих сфабрикованных инцидентов в апреле уже этого года стартовал процесс ликвидации архангельской организации свидетелей Иеговы.
Обжаловать подбросы компромата в судах верующим так и не удалось даже при наличии видеозаписи, на которой явственно запечатлен момент подброса: сотрудник ФСБ подходит к шкафу с литературой, засовывает руку в карман, затем берет из шкафа пачку с литературой и подзывает понятых. Суд принял видеозапись к сведению, но не более того. Другие нарушения обжаловать тоже не удалось: суд заявил, что не может рассматривать такие дела, потому что это "внутреннее дело ФСБ". Верующим дали понять, что правоохранительные органы неподсудны и вольны творить, что им вздумается.
В ходе процессов выяснилось, что к свидетелям Иеговы было внедрено как минимум два агента ФСБ, которые под видом интересующихся собирали информацию. Один из них еще в 2014 году проговорился, что ФСБ предлагало ему подбросить им литературу самостоятельно, но он отказался. Однако верующие убеждены, что в апреле 2015-го именно этот человек помог оперативникам проникнуть в богослужебное здание и осуществить подброс.
Подключилось и областное управление Министерства юстиции, которое неожиданно усмотрело формальные нарушения в уставе организации свидетелей Иеговы – и это несмотря на то, что ранее оно же утвердило этот устав и никаких проблем в нем не обнаружило. Нарушение состояло в том, что "цели" и "задачи" деятельности перечислены не в двух разных пунктах, а в одном. За это верующих оштрафовали повторно.
Не стоит в стороне и архангельское областное собрание депутатов. В феврале этого года оно предложило Государственной думе узаконить понятие "миссионерская деятельность" и дать региональным властям право ее контролировать (читай: запретить для всех неугодных религий). Скорее всего, эта инициатива не пройдет, так как правительство России дало на законопроект отрицательное заключение в силу его неконституционного характера. Один из пламенных борцов с неугодными религиями в архангельском заксобрании, депутат от "Единой России" Александр Дятлов, не устает повторять: свидетели Иеговы "наносят урон обществу", но тоже, подобно губернатору, не приводит никаких фактов нарушений, кроме хранения литературы.
В марте в Архангельске состоялся митинг группы "обеспокоенных граждан", которые вышли на улицы и обвинили архангельских свидетелей Иеговы в невиданных преступлениях, о которых ничего не известно правоохранительным органам. Является ли случайностью то, что до этого таких митингов никогда не было, верующие разных конфессий мирно уживались друг с другом, но именно сейчас, когда на свидетелей Иеговы как по команде ополчились депутаты, ФСБ, прокуратура, Минюст и пресса, вдруг объявились и "обеспокоенные граждане"? Или же кто-то целенаправленно стравливает граждан друг с другом, разжигая межрелигиозную рознь?
В апреле сотрудники ФСБ принялись проводить рейды против верующих в социальных сетях. Одна из верующих была оштрафована за то, что размещала в социальных сетях ссылки на официальный сайт свидетелей Иеговы, который по недоразумению оказался в Федеральном списке экстремистских материалов. Некоторым верующим угрожают штрафами за то, что они поделились ссылками на статьи вашего покорного слуги, которые, замечу, в запретном списке никогда не значились. Зато такие меры позволяют быстро и дешево нарастить статистику борьбы с экстремизмом.
Бороться с горсткой мирных граждан под лозунгами духовного возрождения куда проще, чем решать настоящие проблемы региона, в первую очередь экономические
Губернаторская позиция о "делегализации свидетелей Иеговы" вызывает недоумение. Кого или что предлагается делегализовать? Людей? Они являются гражданами России с теми же правами, что у губернатора и митрополита. Религию? Согласно Конституции России, все религии равны и отделены от государства, которое не может заниматься их оценкой и тем более делегализацией. Гипотетическую преступную деятельность? Но какую? Верующих штрафуют только за литературу (и даже не за распространение, а за хранение), за ссылки в социальных сетях (даже на незапрещенные сайты), а также за неправильное расположение абзацев в уставах. Нехватку доказательной базы пытаются компенсировать предельным сгущением красок в СМИ, которые наперебой рассказывают о духовной опасности, нависшей над Архангельском.
Все это для области не ново. Еще в 2011 году тогдашний уполномоченный по правам человека Владимир Лукин в нелестных терминах отчитал региональные власти за попытки срыва богослужений свидетелей Иеговы. В его письме на имя министра по региональной политике Архангельской области Александра Беляева говорилось: "Религиозные организации свидетели Иеговы являются признаваемыми законом и легально действующими российскими религиозными организациями, а их последователи – это граждане Российской Федерации, чьи права не могут быть произвольно ограничены по причине их мировоззренческого выбора и членства в той или иной церкви".
Но таких массированных и скоординированных "антисектантских" кампаний Архангельск еще не видел. Правоохранительные органы, депутаты, пресса, общественность единым фронтом брошены в бой, и верующие оказались беззащитны перед этой машиной при бездействующих судах. До этого свидетели Иеговы мирно существовали в Архангельске десятилетиями и никому не мешали, никто не видел в них проблемы.
Эксперт Института прав человека Лев Левинсон отметил: запрет свидетелей Иеговы в масштабах страны "поставит верующих в такое же положение, в каком они находились в гитлеровской Германии. А там они находились в том же положении, что и евреи". Но в отдельно взятых регионах России этот план уже внедрен, и там свидетели Иеговы в полной мере ощущают себя гражданами второго сорта. Да и не только они. Власти четко дают понять гражданам: или вы меняете религию на официально одобряемую, или уезжаете. "Чемодан – вокзал", как было написано на одном плакате против верующих в Архангельске. И неважно, что Конституция запрещает дискриминацию граждан по религиозному признаку.
Легко понять, что бороться с горсткой мирных граждан под лозунгами духовного возрождения куда проще, чем решать настоящие проблемы региона, в первую очередь экономические. Это дешево, это эффектно, позволяет создать видимость кипучей активности и для депутатов, и для правоохранителей. Но этот сомнительный триумф государственно-церковной симфонии, если он будет достигнут, поставит власти региона в сложное положение: придется как-то объяснять, почему обещанное возрождение никак не начинается? Вероятно, придется придумать еще какие-нибудь эзотерические проекты, на которые можно переключить внимание, энергию и бюджетные средства. Скажем, экспедиция на поиски Святого Грааля.
Антон Чивчалов – журналист, переводчик, блогер