Ссылки для упрощенного доступа

"Они искали деньги"


Создатель ассоциации "Голос" Лилия Шибанова – о задержании на белорусской таможне по заказу российских властей

Основательница ассоциации "Голос" Лилия Шибанова, которую накануне сняли с поезда Вильнюс – Москва на территории Белоруссии, благополучно добралась до российской столицы. Об этом она сообщила в интервью Радио Свобода. В Москву Лилия Шибанова приехала на заседание Совета по правам человека при президенте России и для участия в Форуме наблюдателей, который пройдет в выходные.

Первым о снятии Шибановой с поезда написал на своей странице в "Фейсбуке" политолог Александр Кынев, который получил от нее SMS: "Меня сняли с поезда. Сообщи". После этого телефоны Шибановой оказались заблокированы. Позднее выяснилось, что белорусские пограничники решили досмотреть правозащитницу в пункте пропуска Гудогай, для чего и прервали ее поездку. После досмотра Лилия Шибанова уехала в Минск на такси, где села в поезд до Москвы.

Белорусская сторона причины досмотра Шибановой не называет. В пресс-центре Государственного пограничного комитета Республики Беларусь объясняют, что такие досмотры проходят регулярно. Сама правозащитница полагает, что белорусские пограничники решили досмотреть ее по "наводке" российских коллег. О своих злоключениях Лилия Шибанова рассказала в интервью Радио Свобода:

Лилия Шибанова
Лилия Шибанова

– К белорусской таможне я никаких претензий не имею, поскольку это исходило абсолютно не от них. Это явно был какой-то сигнал по совместной базе с Россией. Потому что, когда сканировали мой паспорт, у сотрудницы таможни сделались огромные глаза, и она тут же стала вызывать бригаду на снятие меня с поезда. Был большой досмотр вплоть до личного. Я так понимаю, они искали деньги. Видимо, был сигнал, что я могу перевозить какие-то миллиарды долларов, именно тех, которые все время ищут у некоммерческих организаций. Естественно, была очень долгая процедура составления всех этих протоколов досмотра и прочего. В связи с этим мне пришлось потом брать такси и ехать в Минск, и там запрыгивать на проходящий следующий поезд. Слава Богу, я сейчас в Москве, на конференции в честь 40-летия Московской Хельсинкской группы, чему я очень рада. Но случившееся – это показатель того, что такие сигналы, видимо, разосланы и, видимо, не только относительно меня. Это, наверное, следующая кампания. Хотя мысленно про себя я посмеялась, что это такая традиция: начало федеральной избирательной кампании (18 сентября 2016 года в России пройдет единый день голосования. – РС) – Шибанову надо остановить на таможне.

Пересмотрели все вещи явно в поисках каких-то денег. Но денег было мало...

В какой форме проходил этот досмотр? Как с вами обращались? Не грубили?

– Нет, конечно. Они явно выполнили те функции, которые им предписывались в этом "сигнальном листе" на меня. Были очень корректны. Более того, вызвали мне такси. Досмотр был полный, вплоть до личного, пересмотрели все вещи явно в поисках каких-то денег. Но денег было мало... Я просто слышала разговор таможенника по телефону – с кем уж он там общался, я не знаю, – он сказал, что мы не будем задерживать, потому что у нас претензий нет.

Общения с российскими представителями власти я опасаюсь гораздо больше

Я так понимаю, вам предстоит через несколько дней возвращаться в Литву...

– До этого мне еще предстоит ехать в Астрахань к родителям. Вот это меня, честно говоря, волнует гораздо больше. Потому что от белорусских таможенников я вообще ничего плохого не ожидаю, кроме как, наверное, предписанных им каких-то таких вещей. А вот общения с российскими представителями власти я опасаюсь гораздо больше. Потому что были факты, когда вырывали страницы из паспорта, что-то подбрасывали... Вот это меня волнует гораздо больше.

– СМИ сообщают, что вы приехали в Москву не только для участия в юбилее МХГ, но и в заседании Совета по правам человека при президенте. Чему будет посвящено это заседание? И часто ли вам сейчас приходится по делам бывать в Москве?

– В Москве бываю редко. Слава Богу, сейчас хорошо развиты коммуникации и можно работать дистанционно. Но сейчас будет очень важное заседание по некоммерческим организациям. Я приехала именно ради этого заседания. Я хочу там поговорить о ситуации с ассоциацией "Голос", обсудить "наезды" на организацию, которые "Голос" уже выдерживать не может. У нас сегодня штраф 1 миллион 700 тысяч, и мы проиграли второй суд. На первый нас просто не пригласили, просто не известили, а вчера был проигран второй суд.

Вообще, кто-либо может быть на этих выборах в качестве наблюдателей от граждан, а не от партий?

Кроме того, давят не только на организацию, но и на конкретных людей. На квартиру и на пенсию сотрудницы Самарского отделения Людмилы Кузьминой наложен арест. Очень важно, чтобы Совет по правам человека включился в экспертизу того бесправия, в котором оказалась сейчас ассоциация "Голос" и все остальные организации. Кроме того, 16 мая пройдет общее заседание Совета по общественному контролю на выборах. Будет обсуждаться общественный контроль, так как закон исключил его на выборах. Поэтому тоже очень важно поднять этот вопрос. Вообще, кто-либо может быть на этих выборах в качестве наблюдателей от граждан, а не от партий?

– А каким вам видится участие "Голоса" в предстоящих выборах в нынешних условиях?

– Сейчас, действительно, мы стоим на грани, когда для себя должны определить, что делать, понимая, какие штрафы могут нам еще выписать... Они же могут довести их до миллиарда. Мы понимаем, что мы уже не можем сопротивляться этому беспределу. Либо Совет по правам человека нам помогает отбить эту атаку и сохранить "Голос" на этих выборах, либо...

XS
SM
MD
LG