Ссылки для упрощенного доступа

Давай потеряемся!


Чет Бейкер
Чет Бейкер

Он был восходящей звездой джаза, любимцем публики. Его избили, и кто бы это не был они знали, что он трубач и старались выбить ему зубы. Для трубача это практически конец карьеры. Чет Бейкер лечился и ползком и рывками вернулся на сцену

В апрельских передачах мне довелось вам рассказывать о выходе на экраны фильма о Майлзе Дейвисе. Вернее художественного фильма, в котором, огрубляя, импровизированно сыграна часть жизни Майлза. Об этом сообщал апрельский номер «Даунбита». Я с нетерпением ожидал выхода майского номера журнала, так как в мае мир джаза, по идее, должен отметить 90-летие со дня рождения трубача. Консьерж вчера принес мне почту и свежий номер «Даунбита». Степень моего удивления я изложу после традиционного анонса:

Вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на свингующих волнах «Свободы» или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже ваш ДС.

Miles Davis - Blues for Pablo – 5:18 (Miles Davis -Miles Ahead - Columbia)

«Blues for Pablo», «Блюз для Пабло» Гила Эванса, его же большой оркестр. Солист – Майлз Дейвис. Запись сделана 23 мая 1957 года в Нью-Йорке.

Это классический пример работы Дейвиса и Гила Эванса. Но к делу.

В майском номере нет ни слова о юбилее великого трубача и композитора. Ровным счетом ничего. Зато… Зато «Даунбит» объявляет выход второго фильма: канадский режиссер Робэр Бюдро снял фильм о сопернике Майлза Чете Бейкере. Причем фильм снят так же, не мягко говоря, импровизируя на тему жизни, биографии Чета и даже переставляя хронологию событий его жизни:

Chet Baker – Goodbye – 5:07 (Chet Baker with Fifty Italian Strings – Jazzland)

«Goodbye», перевод был нужен только для Никиты Хрущева, который, покидая США, спросил переводчика – Как сказать? После чего рявкнул – Худ-Бай!

Чет Бейкер, 5 октября 1959 года, Милан. Чет – труба, оркестр Лена Мерсера.

Майлз и Чет были близнецами. Черно-белыми. Белым был Чет. Майлз на духу не выносил сравнения его с Пекарем, Булочником, то есть Бейкром. Майлз рано осознал свою джазовую аристократичность. И Майлз был расистом-наоборот, как я это называю. Хотя он и утверждал, что его белые друзья Ли Конитц, Джерри Маллиган или Гил Эванс, могут быть хоть зеленого цвета. Главное для него – качество музыки, богатство музыкальных идей, способность свинговать и импровизировать.

​Робэр Бюдро не просто импровизирует на тему жизни Чета Бейкера, он переставляет местами факты! Чет появляется в первых кадрах, открывая концерт оркестра Майлза Дейвиса и Диззи Гиллеспи в «Birdland», что само по себе чушь,- пишет «Даунбит». Никакого оркестра Гиллеспи и Дейвиса исторически не было и в помине! Бюдро создает историю жизни Чета, которая никогда не существовала! Так в «Birdland» Чет уже, практически, инвалид. Ему выбили зубы и он не знает, сможет ли он приспособиться к новому захвату мундштука трубы, embouchure! Embouchure – это способ сложения губ музыканта при игре на духовых инструментах. По версии режиссера Чет становится наркоманом именно из-за этой проблемы. На самом деле он превратился в джанки из-за несчастной любви, а уж потом банда драгдилера изуродовала ему челюсть из-за неуплаты за несколько доз героина! Причем били так, чтобы именно лишить Чета зубов.

Вспоминается другая история, но сначала анонс. Вы слушаете еженедельное свингующее «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Bill Evans - Midnight Mood – 5:18 (Bill Evans Alone – Verve)

«Midnight Mood», «Полночное настроение» Джо Завинула. Билл Эванс, октябрь 1968 года, Нью-Йорк.

В свое время друзья упрекали продюсера Билла Эванса Оррина Кипньюза за то, что он выдает Биллу авансы за будущие концерты и записи. На что Оррин отвечал:

- Две вещи могут случиться. Однажды ночью в темном переулке Билл ограбит прохожего, чтобы заполучить стольник на дозу. И вторая, быть может худшая: Билла отловит продавец наркотиков и, за неотданный долг, перемелет ему пальцы в муку…

Вот это и случилось с Четом Бейкером. Годы ушли на то, чтобы привести embouchure в рабочее состояние. Некоторые подозревали врагов Бейкера, так как он был белым трубачом и соперником Майлза Дейвиса. Но в это трудно поверить. Дурь стояла на первом месте.

Chet Baker - House Of Jade – 7:42 (Chet Baker - Live In Montmartre – Steeple Chase

«House Of Jade», «Янтарный дом» (не сленговый перевод). Композиция Уейна Шортера. Чет Бейкер – труба; Даг Рейни – гитара и NHO Педерсон – контрабас. 4 октября 1979 года, Копенгаген. Типичный, на мягких приглушенных тонах, Чет Бейкер. Замечу сразу, что его голос, вокал, почти не отличается от звука его трубы тех лет. Но здесь разговор должен идти о меланхолии.

Многие годы после избиения Чет Бейкер провел в Европе. Он постепенно вставлял себе зубы, буквально, реставрировал изуродованную челюсть. Он сильно постарел. Когда-то он был красавчиком и соперником Джеймса Дина. Европа была необходима Чету еще и потому, что служба по борьбе с наркотиками здесь была слабее. И все равно его арестовывали и, по европейским меркам, наказывали. Италия и Дания были любимыми странами Бейкера. Здесь он чаще пел и играл, чем просто играл. Или просто пел.

Напомню, что вы слушаете «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш – ДС.

Chet Baker - Touch of Your Lips – 8:19 (Chet Baker - Touch of Your Lips - Steeple Chase)

«Touch of Your Lips», «Прикосновение твоих губ» - баллада, написанная Реем Ноублом в 1936 году. Тоже самое трио 1979 года в Копенгагене, записанное для «Steeple Chase». Чет Бейкер – труба и вокал; Даг Рейни – гитара и NHO Педерсон – контрабас.

Конечно, петь Чету было легче, чем играть и во время его европейских гастролей он много и именно приглушенно, меланхолично, пел. Стоит отметить, что и ритм-группа играет так же почти шепотом, вполголоса, как поет Чет.

Меланхолия по Гиппократу это черная желчь, тяжелое подавленное состояние. Зигмунд Фрейд считал, что психоанализ практически не может избавить от меланхолии – эта душевная травма не зарубцовывается. Её невозможно перенести с пациента на аналитика и освободить первого. Современная медицина предпочитает термин депрессия и уж тут в ходу разнообразнейшая химия.

Чет Бейкер был ранен дважды: несчастной любовью и диким избиением. Он потерял свое лидирующее место в джазе, стал наркоманом, физически резко изменился.

Но в плане музыкальном меланхолия, особенно вокальная, у Чета больше всего напоминает природную меланхолию бразильских певцов и певиц: Каэтано Велосо, Марии Бетаньи, Чико Буарке – всего движения босановы. Если слушать подряд песни босановы подхватишь, хоть и временную, но настоящую меланхолию.

Chico Buarkue - Retrato em Branco e Preto – 3:20 (Chico Buarkue - RGE Discos)

«Retrato em Branco e Preto» Тома Жобима и Чико Буарке. Сам Чико и оркестр, 1968 год.

Я как-то подсел на певцов босы месяца на три. Друзья мои начали меня спрашивать, не случилось ли что? Голос, мол, у тебя потерял звонкость, осел да и сам ты какой-то ушибленный. Я очнулся, но не внезапно, а переключившись на теннис и милейшую Мари-Лор, которая утащила меня в заросли французского шансона. К Брассансу, Брелю, Ферре…

Фильм-импровизация (кажется это становится жанром) называется «Born to be blue». Как всегда, непереводимое blue - прямой перевод исключает. Чета Бейкера играет молодой актер Этан Хок. Как и в фильме о Майлзе музыка идет в обновленном варианте – это трубач из Торонто Кэвин Тёркоут.

Подводя итог, я могу лишь сказать: если у вас есть возможность, посмотрите черно-белый документальный фильм 1988 года с Четом и его подругой Джейн режиссера Брюса Уебера «Let’s get lost». Это Чет, каким он был в последние годы жизни: на пляжах Калифорнии и на каннском кинофестивале. Чет играющий и поющий, выживший и победивший. Даже если победа эта с горьким привкусом.

Финишная прямая вашего «Времени Джаза» - наш сайт www.svoboda.org .

Расстанемся мы на пьесе МакКонелла и Уейна Шортера «Прекрасные карие глаза». С Четом, труба, играют: пианист Фил Маркович, контрабасист Скотт Ли и ударник Джеф Бриллингэр. Запись сделана во время концерта в Штутгарте в 1978 году.

Chet Baker - Beautiful Black Eyes – 14:30 (Chet Baker - Oh You Crazy Moon - Justin Time)

«Beautiful Black Eyes». Чет - труба, Фил Маркович - рояль, Скотт Ли - контрабас и Джеф Бриллингэр - ударные. Концерт в Штутгарте, 1978 год.

Это, пожалуй, всё на сегодня. Звукорежиссер «Времени Джаза» Александр Аркадьев, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Мы снова будем в вашей компании через неделю на нашем сайте www.svoboda.org . Чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG