Четыре месяца полиция и волонтеры поисково-спасательного отряда “Сова” искали 15-летнюю жительницу Твери Светлану Королеву. Девочка ушла из дома 21 декабря прошлого года и не вернулась. В конце апреля рыбаки нашли тело Светланы на берегу Волги в Конаковском районе Тверской области. По версии следствия, школьница совершила самоубийство.
На теле подростка не было следов насилия. Перед тем, как исчезнуть, Светлана оставила матери прощальную записку. Девочка не состояла в “группах смерти” в социальной сети “ВКонтакте”. Светлана покончила с собой по тем же причинам, что и большинство российских подростков. Из материалов уголовных дел и проверок Генеральной прокуратурой России следует, что 62% самоубийств подростков связаны с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. По данным ЮНИСЕФ, рост числа суицидов "происходит в периоды экономических кризисов и резких социальных преобразований". В истории самоубийства Светланы Королевой нет зловещих подстрекателей из интернета (если такие вообще существуют). Она типична и ужасна в своей обыкновенности.
Светлана Королева не размещала на своей странице в “ВКонтакте” китов, мрачные стихи и депрессивные статусы. Ее аккаунт выглядит жизнерадостно. Многочисленные фотографии с друзьями, жизнеутверждающие цитаты о любви и смысле жизни. 19 декабря прошлого года Светлана выложила единственное селфи, на котором она выглядит грустной. На вопрос одного из френдов “Почему в слезах?” девочка ответила, что все ужасно.
Через два дня Светлана выпила много разных препаратов из домашней аптечки и бросилась в реку с Восточного моста.
Во второй половине 2015 года в жизни девочки произошло сразу несколько тяжелых событий.
Родители Светланы и два ее брата всегда жили очень скромно. После того, как в 2012 году погиб отец, денег хватало только на самое необходимое. Королевы ютились в небольшой комнате в общежитии. Многодетная семья Светланы двенадцать лет стояла в очереди на получение квартиры. В мае 2015 года им сообщили в администрации Твери, что деньги на приобретение жилья получены. Вдова Ферида Королева вместе с детьми поехали смотреть новую квартиру. Шахназ рассказывает, что Света очень радовалась, что у нее теперь будет своя комната. Королевы стали готовиться к переезду и новоселью.
Мы, взрослые, привыкли к несправедливости, а для нее это было первым столкновением с российским беспределом и бесправием
“Чиновники почти полгода тянули с оформлением бумаг. Осенью старшему брату Светы исполнилось восемнадцать лет. Почти сразу после дня его рождения нам сообщили, что квартиру не дадут, раз наша семья теперь не многодетная. Я думаю, чиновники специально ждали, когда сын станет совершеннолетним. Очень цинично: сначала показали квартиру, заставили написать обязательство освободить комнату в общежитии, а потом отняли”, – рассказывает Ферида.
Она попыталась оспорить решение администрации, наняла адвоката и подала в суд. Для того чтобы оплатить работу адвоката, Светлана устроилась работать официанткой. Деньги, которые она собиралась потратить на новый телефон, пришлось отдать адвокату. Суд Королевы проиграли в декабре 2015 года. “Света возмущалась и спрашивала нас: “Почему в нашей стране помогают многодетным только на словах? Зачем с нами так жестоко поступили?” Мы, взрослые, привыкли к несправедливости, а для нее это было первым столкновением с российским беспределом и бесправием”, – рассказывает Шахназ Шитик, тетя Светланы.
В сентябре 2015 года Светлана перешла в новую общеобразовательную школу №16 в профильный класс при МВД. Девочка с первого по шестой класс училась в средней школе №31. После смерти отца (он попал в автомобильную аварию) Светлана начала падать в обмороки. Врачи поставили диагноз “паническое расстройство” и мать перевела Светлану в лицей при Тверском государственном университете. Там детей готовили к поступлению в вуз и очень много внимания уделяли их психологическому состоянию. Директор лицея, доктор психологических наук, работала одновременно деканом факультета психологии и социальной работы ТвГУ. В 2015 году Светлану пришлось забрать из лицея, потому что Ферида потерла работу и не смогла платить за обучение.
“Мы решили зачислить Свету в школу с профильным классом при МВД. Света хотела стать полицейским. Она даже в заглавном статусе “ВКонтакте” писала “Я – будущая полицейская”. И мы это желание поддерживали. Почему? Я всю жизнь вкалываю на частника, и, если я сделаю что-то не так, мне дадут пинка. Вы попробуйте полицейскому слово против сказать! Он вас быстро на место посадит. Полицейские в нашей стране защищены, у них всегда будет работа. Кроме того, соседка Фериды по общежитию Наталья Минеева работает в полиции инспектором по делам несовершеннолетних. Сестра просила Наталью оценить психологическое состояние Светы. Минеева успокаивала, мол, Света прекрасно себя чувствует, нет повода для беспокойства. Ферида ей верила", – говорит Шахназ.
Вы попробуйте полицейскому слово против сказать! Он вас быстро на место посадит
В новой школе у Светланы, по словам родственников, не сложились отношения с классным руководителем Натальей Павловой. Светлана жаловалась маме и тете, что Павлова “прессует ее”. Особенно, по словам родственников, учителю не нравилось, как девочка одевается.
21 декабря Светлана, как обычно, пошла в школу. “Света и ее подруга Маша на уроке немного пошалили. Они отвлекались от занятий и смотрели в планшет. Учительница очень сильно рассердилась. Дочь извинилась перед ней, но педагог ее послала подальше. В этот день бывшая классная руководительница Светланы стала звонить мне и писать сообщения на телефон: "Света безобразно себя ведет в школе, срочно примите меры". Учительница сказала, что моя дочь сорвала урок. И добавила: "Если бы вы знали, как Света в коридоре вешается на мальчиков”. В этой школе почему-то многих педагогов волновал внешний вид моей дочери. Анна Алексеевна Визитова, замдиректора по воспитательной работе, говорила Свете, что она выглядит как стриптизерша. Сама Анна Алексеевна, между прочим, приходила на работу в очень коротком платье кораллового цвета”, – рассказывает Ферида.
Корреспонденту Радио Свобода Наталья Павлова сказала, что она почти не знала Светлану. Девочка у нее училась всего три месяца и много прогуливала. “Мы не конфликтовали и почти не общались”, – спокойно ответила учительница.
Бывшая классная руководитель Светланы Королевы и директор школы №31 Ирина Щербакова, которая учила девочку с первого по шестой класс, дала более подробный комментарий:
“Я считаю, что трудные дети – это те, кому трудно. Но Свету нельзя было назвать сложным подростком. Она хорошо училась, легко находила со всеми общий язык и очень любила организовывать школьные праздники. Я не понимаю, какие к ней могли быть претензии в новой школе. Я очень не хотела, чтобы Света уходила из нашей школы. Мне кажется, что если бы она осталась с нами, то была бы жива”, – сказала Щербакова.
После разговора с учительницей Ферида позвонила дочери и попросила прийти не позднее половины восьмого вечера домой. Мать Светланы работала в ночную смену в цветочном киоске и в восемь часов должна была уходить на работу. В назначенное время Светлана домой не пришла. Ферида звонила на домашний телефон, никто не отвечал. Больше Ферида Свету не слышала.
Ближе у полуночи Фериде позвонил старший сын, который находился в Петербурге. Он учился там в военно-морском институте. Света написала ему сообщение, что ушла из дома.
“Я начала названивать Свете. На звонки дочь не отвечала. Я работала далеко от дома одна и не могла бросить работу, потому что очень боялась увольнения. Я выживала как могла. Я и за “Единую Россию” агитировала, потому что нам платили за это. На наших участках единороссы всегда побеждали. Я хорошо умела убеждать избирателей. И подкупали их, конечно, не без этого. В тот день после звонка сына я ничего лучше не придумала, как позвонить нашей соседке по общежитию инспектору по делам несовершеннолетних Центрального отдела полиции УМВД России Твери Натальи Минеевой, и попросила узнать, что у меня дома происходит. Наталья сказала, что Света оставила записку и ушла. Минеева не прочитала мне последнее письмо дочери, только сказала, что там написана ерунда. “Спокуха, Фая” – так она мне ответила. Я доверилась ей, потому что Наталья работает с трудными подростками и знает, что если ребенок оставляет такую записку, он просто хочет напугать родителей. Я очень жалею, что поверила ей тогда”, – говорит Ферида.
Минеева не прочитала мне последнее письмо дочери, только сказала, что там написана ерунда. “Спокуха, Фая” – так она мне ответила
“Мама, твои манты великолепны, правда. Я готова их вечность есть. Я всегда была никчемной дочерью, я больше не хочу ею быть. Так, что это письмо тебе последнее. Я очень полюбила одного парня, но видно не судьба. Я очень люблю тебя. Прощай”, – это цитата из предсмертной записки Светланы. Белый лист, аккуратный почерк и капли крови. После того, как девушка ушла из дома, она написала сообщение старшему брату Максиму, что пойдет топиться с моста. Максим в панике позвонил матери из Петербурга. Ферида снова набрала номер инспектора по делам несовершеннолетних. Минеева пошла на Восточный мост искать Светлану – это показали камеры наблюдения – не нашла и вернулась домой. Минеева отказалась давать комментарии Радио Свобода.
По словам родственников, после ухода из дома Светлана переписывалась со своей школьной подругой Машей. Эту переписку мать девочки прислала корреспонденту Радио Свобода. Школьницы присылали друг другу селфи, где они плачут. Маша жаловалась на свою мать, которая отругала ее за хулиганство в школе. Светлана ее утешала. Обе девочки в этот день поссорились со своими бойфрендами. “Я такая никчемная. Я все время хочу умереть. Я Андрея и вправду походу полюбила, а он наоборот. Я боюсь, что сегодня в эту ночь с собой что-то сделаю”, – писала Светлана Маше. Подруга ответила, что ей уже не страшно и прислала фотографию своих запястий со шрамами. Чуть позже Светлана отправила Маше фотографию различных таблеток и сказала, что выпила “уже двадцать штук”. Бойфренд Светланы Андрей в это время писал Маше, что хочет расстаться со Светланой. Маша пересылала эту переписку Свете. После того, как Маша написала Андрею, что Светлана наглоталась из-за ссоры с ним таблеток, парень попросил передать, что он передумал расставаться. На его сообщения Светлана уже не отвечала.
По словам родственников Светланы, последнее сообщение она отправила Маше: “Я сейчас на мосту. Вы еще можете меня спасти”.
Ни Андрей, ни Маша на мост не пришли.
Ферида вернулась домой на следующий день в одиннадцать часов утра. “Я ждала Свету, вздрагивала от любого звука на лестнице. Минеева сказала, что надо искать Свету собственными силами. Я тоже не хотела привлекать внимание правоохранительных органов к нашей проблеме. Боялась, что придут люди из опеки и отберут детей из-за плохих жилищных условий. Я все время такие истории видела по телевизору и ничего хорошего от наших чиновников не ждала”, – сказала Ферида.
22 декабря Минеева пришла в школу №16, она расспрашивала одноклассников и педагогов, пыталась выяснить, куда могла пропасть Светлана. Потом сообщила родственникам, что “нашла след”. Кто-то из ребят видел Светлану во дворе школы. Родственники решили, что девочка у кого-то прячется и скоро придет домой. Светлана не возвращалась. Тогда родственники начали сами проводить расследование.
“Маша говорила, что Света поругалась с мамой и очень из-за этого переживала, а больше она ничего не знает. После того, как нашли тело Светы, Маша заблокировала меня в соцсетях. Тетя Ферида очень любила Свету и всегда поддерживала. Она не могла покончить с собой из-за ссоры с мамой. Я не поняла, почему Маша, которой Света писала, что выпила таблетки и пошла на мост, ничего нам об этом не сказала. Почему не позвонила в полицию, не подняла тревогу? Света считала Машу близкой подругой, а она даже не пришла на похороны. Андрей, которого она так любила, тоже не пришел проститься с ней. Мы со Светой были очень близки с детства, но мне она никогда не говорила о самоубийстве. Подросткам очень трудно делиться сокровенным с родителями, они пытаются найти понимание у ровесников. Я тоже все держу в себе”, – говорит лучшая подруга и двоюродная сестра Светланы Вика Ахмедова. Андрей и Маша не стали давать комментарии Радио Свобода.
Подросткам очень трудно делиться сокровенным с родителями, они пытаются найти понимание у ровесников. Я тоже все держу в себе
Через три дня Светлана не вернулась домой. Инспектор Минеева сказала, то теперь можно писать заявление в полицию.
Свету пытались найти четыре месяца. В городе расклеили ориентировки, искали на берегу и под водой. К поискам подключились волонтеры поисково-спасательного отряда “Сова”. 20 апреля тело Светланы нашли рыбаки на берегу Волги. Причина смерти – утопление. У следствия и родственников нет сомнений, что девочка совершила суицид.
“Я написала заявление в прокуратуру на классного руководителя Светы, потому что считаю, что она довела нашу девочку до суицида. Не придумывала Света, когда говорила, что Павлова над ней издевается. И на инспектора Минееву – она оставила Свету в опасности", – говорит Шахназ. Недавно из прокуратуры прислали ответ: Минееву и Павлову привлекли к административной ответственности, а “основания для мер прокурорского реагирования отсутствуют".