Первым лауреатом ежегодной премии Фонда Бориса Немцова стал член Федерального политкомитета партии "Яблоко", бывший депутат Псковской областной думы, журналист Лев Шлосберг. Это решение было принято тайным рейтинговым голосованием членов совета фонда, которое состоялось в минувшие выходные. Шлосберг стал первым российским журналистом, которому удалось найти могилы погибших в Донбассе российских военных, вскоре после этого он был лишен депутатского мандата, но на предстоящих осенью выборах намерен вернуть его.
Фонд Бориса Немцова был создан его дочерью Жанной и начал работу в ноябре 2015 года. Тогда же была учреждена ежегодная премия за отвагу в отстаивании демократических ценностей. Первоначально на эту премию было выдвинуто 46 человек. Потом по итогам голосования на сайте "Новой газеты" была отобрана финальная пятерка. В нее вошли политик Лев Шлосберг, общественный активист Ильдар Дадин, писатель Виктор Шендерович, украинская военнослужащая Надежда Савченко и оппозиционный политик Алексей Навальный, рассказал в интервью Радио Свобода председатель совета фонда Бориса Немцова Владимир Кара-Мурза-младший:
– По итогам тайного рейтингового голосования всех членов совета Фонда Бориса Немцова, а это семь человек, лауреатом премии Бориса Немцова за 2016 год был избран Лев Маркович Шлосберг. Я считаю Льва Шлосберга очень достойным первым лауреатом премии Бориса Немцова. Премия присуждается за мужество, за смелость в отстаивании демократических ценностей в России. Я не думаю, что у кого-то могут быть сомнения в том, что это качество у Льва Шлосберга присутствует. Мы помним, что он так же, как и Борис Немцов, громко и публично выступал против "закона подлецов" – антисиротского закона. Так же, как и Борис Немцов, Лев Шлосберг выступал против войны с Украиной, которую развязал нынешний кремлевский режим. Мы помним, что в 2014 году именно газета Шлосберга "Псковская губерния" первой сообщила о тайных похоронах псковских десантников, погибших в Украине. Поэтому, мне кажется, что Лев Шлосберг более чем достойный лауреат этой премии.
Церемония вручения состоится в День России 12 июня. Она будет проходить в Бонне, где зарегистрирован Фонд Бориса Немцова. Я очень надеюсь, что Лев Шлосберг сможет приехать и лично принять участие в церемонии. Премия также имеет денежное выражение – это 10 тысяч евро.
– Как вы видите будущее этой премии? Как вы считаете, продолжит ли она существование в последующие годы?
Здесь нет никакого повода для радости и торжества. И Фонд Немцова, и премия Немцова появились только потому, что убили Бориса Немцова, убили за его политические убеждения
– Я абсолютно не сомневаюсь, что эта премия продолжит жить, а главное, что продолжит жить и Фонд Бориса Немцова, и то дело, которым занимался Борис Ефимович, за которое он положил свою жизнь. Фонд намерен работать именно по тем направлениям, которые были важны для самого Бориса Немцова. Это образовательно-просветительское направление, правозащитное направление, поддержка тех, кого в нашей стране преследуют по политическим мотивам, и экспертно-исследовательское направление. Премия будет вручаться ежегодно. И она будет вручаться конкретно за мужество, за отвагу, проявленную в отстаивании демократических ценностей в России. Я знаю, что для Бориса Ефимовича Немцова очень важно было поддерживать тех людей, которые сегодня идут на огромные риски (и мы это с вами хорошо понимаем) тем, что участвуют в борьбе за ценности свободы и демократии в нашей стране при том режиме, который существует сегодня. Поэтому я думаю, что вот эта премия, на самом деле, это в каком-то смысле лицо фонда. Это, наверное, одно из самых главных направлений работы фонда. Я абсолютно не сомневаюсь, что она продолжит свое существование.
Сам Лев Шлосберг в интервью Радио Свобода сказал, что считает церемонию награждения премией Фонда Бориса Немцова грустным событием и предпочел бы, чтобы политик был по-прежнему жив:
– Я пока не принял решение, приеду ли я на церемонию награждения, потому что мне нужно изменить расписание. Если такая возможность представится, я полечу в Бонн и приму участие в церемонии. Я надеюсь, что получится, ведь это дань памяти Борису Немцову. Вообще, эта премия очень печальная. Здесь нет никакого повода для радости и торжества. И Фонд Немцова, и премия Немцова появились только потому, что убили Бориса Немцова, убили за его политические убеждения. Это очень грустная тема. Нет никаких причин для радости. Хорошо бы, если бы этого всего не было. Был бы живым Немцов, не было бы ни фонда, ни премии, но был бы жив человек. А это самое главное. Поэтому те, кто сегодня претендовали на участие в этой премии, те, кто в будущем будут претендовать, они будут и номинантами, и лауреатами только потому, что убили человека. И это очень грустно.
Лев Шлосберг: "Очередная попытка реставрации диктатуры в начале XXI века означает, что государство снова становится машиной для подавления инакомыслия":
– Тем не менее организаторы премии считают, что это некое продолжение тех задач, которые ставил перед собой Борис Ефимович. Как вы думаете, этот фонд действительно будет способствовать развитию демократического общества в России?
– Знаете, любые общественные оценки важны. Они влияют на общество. Есть такая важная вещь, как политическая традиция, гражданская традиция. Насколько я понимаю, учредители премии памяти Бориса Немцова именно эту традицию, демократическую традицию, хотят всемерно продолжать, в т. ч. каждый год напоминая о личной, политической и гражданской позиции Немцова и о тех людях, кто, на их взгляд, эту традицию продолжает. Я, на самом деле, лично с Немцовым не был знаком. Мы должны были познакомиться в эфире Радио Свобода у Михаила Соколова для обсуждения темы борьбы с региональным чиновничеством, коррупцией, злоупотреблениями. Но, к сожалению, эфир не состоялся. И мы не успели познакомиться.