Ровно пять лет назад Дмитрий Медведев был президентом РФ, а "Черная дыра" под Дзержинском существовала уже лет пятьдесят. 9 июня 2011 года Дмитрий Медведев провел в Дзержинске заседание Госсовета, где решили уничтожить "Черную дыру". Это хранилище токсичных отходов химзавода "Оргстекло" в определенном смысле оправдывает свое название: за пять лет исчезли миллиарды рублей, которые федеральное правительство выделило на рекультивацию загрязненных опасными химикатами территорий, а "Черная дыра" по-прежнему на своем месте. Кроме нее, звание "самого грязного города планеты" Дзержинску обеспечивают так называемое "Белое море", полигон "Игумново" и еще около полусотни более мелких химических свалок.
По случаю события 9 июня 2011 года в Дзержинске установлена мемориальная доска. Событием здесь считают не столько сам Госсовет под руководством Дмитрия Медведева, сколько начавшуюся с этой даты правительственную программу "рекультивации объектов накопленного экологического ущерба".
Этот ущерб накапливался с 30-х годов прошлого, ХХ века, когда в Дзержинске были размещены предприятия "Оргстекло", "Капролактам", "Корунд". Советский Дзержинск был не просто центром химической промышленности, на здешних предприятиях с интригующими и ничего обычному человеку не говорящими названиями производили отравляющие вещества: фосген, хлор, иприт, люизит и синильную кислоту, а также взрывчатые вещества, ракетное топливо, тетраэтилсвинец и поливинилхлорид.
Химическая оборонка сбрасывала отходы где придется. Содержимое так называемой "Черной дыры" приписывают заводу "Оргстекло", но за наполнение токсичной жижей карстовой воронки, прозванной местными жителями "Черная дыра", ответственны и другие химзаводы. Эта "Черная дыра", по сути, ничья. По оценкам экспертов, в ней находится примерно 70 тысяч тонн химикатов, в том числе полимерные и хлорорганические остатки, тяжелые металлы мышьяк, свинец, кадмий и др. В настоящее время искусственное "озеро" в Нижегородской области внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый грязный водоем планеты.
Еще одна "достопримечательность" в окрестностях Дзержинска – "Белое море", шламонакопитель щелочных отходов площадью 55 гектаров, построенный в 1973 году заводом "Капролактам". По разным оценкам, в нем хранится от двух до семи миллионов тонн отходов, в том числе химических. И наконец, полигон "Игумново" площадью 111,5 га – крупнейшая в Европе свалка твердых бытовых отходов.
Поселок Горбатовка находится в четырех километрах от "Черной дыры". Но пить воду из колодца тут, как и в других окрестных селах, не рекомендуют. Но житель поселка Горбатовка Михаил Бубнов дает понять, что следовать таким рекомендациям для местных затруднительно:
– Зараженные грунтовые воды стекают по Оке как раз в нашу сторону. Поэтому водой для питья из наших колодцев пользоваться не рекомендовано. Притом что централизованного водоснабжения нет. Мы пишем жалобы, но пока безрезультатно.
Пресловутая "Черная дыра" сама по себе не глубокая, но, вопреки расчетам и прогнозам, все никак не наполнится доверху. Причина в том, что эта впадина сообщается с другими карстовыми пустотами в глубине породы. Значит, химическое загрязнение распространяется бесконтрольно на грунтовые воды. Владимир Сазонов, житель ближней деревни Новое Доскино, говорит не только о грязной воде:
– Когда с "Черной дыры" ветер дует в сторону нашего поселка, дышать этим химическим смрадом становится невозможно. Форточки и окна сразу же закрываем. Неужели власти столько лет ничего не могут поделать с этим?
Пять лет назад, в июне 2011 года, в Дзержинске прошло заседание Государственного совета по экологии под председательством президента страны Дмитрия Медведева. Тогдашний глава государства лично посетил "Черную дыру", шламонакопитель "Белое море" и полигон твердых бытовых отходов "Игумново". По итогам заседания Госсовета в правительстве России тогда подготовили программу "рекультивации объектов накопленного экологического ущерба". И выделили деньги. Согласно поручению президента, все работы на "Черной дыре" и "Белом море" должны были быть закончены до конца 2015 года.
В 2012 и 2013 годах Нижегородская область получала целевые субсидии на ликвидацию свалок – до миллиарда рублей ежегодно. Однако этих денег хватило лишь на большой коррупционный скандал. В 2014 году Минприроды РФ прекратило субсидирование региона, так как предыдущие субсидии были израсходованы неэффективно, использовались не по назначению.
В 2012 году был заключен контракт на сумму 1,6 млрд руб. с саратовской компанией "Экорос", которая в итоге не выполнила никаких работ, рассказывает член Общественного совета при губернаторе Нижегородской области, эколог Дмитрий Левашов:
– Саратовская фирма "Экорос", которая пыталась выполнить поручения президента, – это компания, которая "оказывает услуги ненадлежащим образом". Мы неоднократно предупреждали об этом чиновников администрации Дзержинска и Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Однако к нашему мнению не прислушались. В итоге регион сегодня имеет репутационный ущерб по причине неисполнения прямых поручений главы государства. Было заведено несколько уголовных дел на должностных лиц. Один чиновник администрации Дзержинска осужден. Дзержинск "прославился" не только как неблагополучная экологическая территория, но и как город коррупционных скандалов.
Так фабула коррупционной сделки воспроизведена в одном из официальных отчетов проведенного расследования:
"В ноябре 2015 года Дзержинский городской суд вынес приговор управляющему компании "Экорос", выигравшей контракт по ликвидации шламонакопителя "Черная дыра", Михаилу Морозову. Ему назначили наказание в виде трех лет лишения свободы в колонии-поселении. В целях хищения бюджетных средств он предоставил в администрацию Дзержинска фиктивные документы о выполненных работах. На их основании "Экоросу" незаконно перечислили 17 млн 900 тыс. рублей. Далее Михаил Морозов направил в администрацию Дзержинска ряд фиктивных отчетов об экологических, геологических, геодезических и гидрометеорологических изысканиях. Чиновники намеревались направить по представленным Морозовым счетам денежные средства в размере 143 млн 133 тыс. рублей. Деньги перевести не успели, так как в администрацию города поступила достоверная информация о неисполнении саратовской фирмой обязательств по муниципальному контракту".
Многие политики в регионе особо переживают именно за репутацию Нижегородской области и Дзержинска, где деньги, выделенные по президентской программе, посмели спустить неизвестно на что без остатка. Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Сергей Лесков вспоминает, как это было:
– Президент Российской Федерации для Нижегородской области – не указ. Региональное министерство экологии во главе с уже бывшим министром Николаем Небовым было страшно коррумпировано. Поэтому за пять лет после проведения Госсовета в Дзержинске не сделано ничего. Одни коррупционные скандалы. Три года назад состоялся конкурс по ликвидации свалки промышленных отходов "Черная дыра". Я там присутствовал и видел все своими глазами. Члены конкурсной комиссии мне открыто говорили: "Сергей Александрович, ну что мы можем сделать, нам приказали!" Конкурсы проходили с грубейшими нарушениями законодательства. Специалисты сразу же говорили, что работы не выполнялись, а деньги списывались.
Региональные власти тогда неоднократно заявляли СМИ, что беспокойство, вызванное сотрудничеством региона с "Экоросом", беспочвенно. Но в марте 2015 года стало известно, что арбитражный суд Нижегородской области признал договор от 2012 года недействительным по иску региональной прокуратуры.
Пять лет назад, непосредственно перед визитом Дмитрия Медведева территорию вокруг "Черной дыры" обнесли забором с колючей проволокой. Поставили охрану. Однако через недолгое время охрану сняли. В колючей проволоке появились дыры и ходы, и теперь к "Черной дыре" может спуститься любой желающий. Любители экстремального отдыха даже устраивают здесь пикники, не обращая внимания на табличку с предупреждением "Проезд и проход запрещен". А местные бомжи собирают вокруг "Черной дыры" грибы, которые потом продают на улицах Дзержинска всем желающим.
При слове "Дзержинск" сразу вспоминают про "один из самых грязных городов планеты"
Теперь ликвидацией свалки промышленных отходов "Черная дыра", шламонакопителя "Белое море" и полигона твердых бытовых отходов "Игумново" в Нижегородской области займется другая фирма – московское ОАО "Газэнергострой". С предложением предоставить именно этой компании исключительное право на проведение работ в "Черной дыре" выступила Торгово-промышленная палата Российской Федерации. На ликвидацию полигона и накопителей из федерального бюджета Правительство РФ снова собирается выделить деньги – более 2 млрд руб.
Глава региона Валерий Шанцев обратился в правительство с предложением отдать "Газэнергострою" все три объекта "накопленного экологического ущерба". В этом губернатора поддержали Федеральная служба безопасности России по Нижегородской области (вопросы государственной безопасности неизбежно возникают, когда в открытом доступе хранится отрава, которой хватит едва ли не на всю страну), комиссия по экологии Общественной палаты России и региональное правительство вместе с администрацией Дзержинска. Глава администрации Дзержинска Виктор Нестеров поторапливает вышестоящие власти:
– Проблему накопленного экологического ущерба нужно решать как можно быстрее. Сейчас областное правительство взяло проблему под свое крыло. Проблема в том, что некоторые химические предприятия до сих пор что-то где-то присыпают и прикапывают, усугубляя экологический ущерб прошлых лет. Всевозможные антирейтинги, касающиеся экологии Дзержинска, отрицательно влияют на бизнес. На одном химическом предприятии мне сообщили, что, когда они пытаются участвовать в федеральных тендерах на получение заказов, при слове "Дзержинск" чиновники сразу вспоминают про "один из самых грязных городов планеты". Я не верю, что Дзержинск – один из самых грязных городов Земли. Тем не менее негативная репутация у города существует, и ее нужно ломать. Нам нужно как-то уходить с первых мест этого рейтинга.
Нижегородские чиновники считают, что снова проводить открытый конкурс на ликвидацию объектов "накопленного экологического ущерба" не имеет смысла из-за негативного опыта с прошлым подрядчиком. Передача объектов в руки одной компании поможет "избежать лишних судебных разбирательств" и "сохранить федеральное финансирование", уверен министр экологии и природных ресурсов региона Юрий Грошев. С ним не согласен Сергей Лесков, депутат Законодательного собрания Нижегородской области:
Один человек сам себе все и согласовал
– За этой компанией стоят те же люди, которые шли сюда четыре года назад. Президентом госкорпорации "Газэнергострой" является Сергей Чернин. Он же – член Торгово-промышленной палаты РФ, он же – глава комиссии по экологии при Общественной палате, которая рекомендовала правительству Нижегородской области выбрать именно этого генподрядчика. То есть один человек сам себе все и согласовал. На мой взгляд, в данном случае присутствует коррупционная составляющая.
Про ОАО "Газэнергострой" известно, что компания специализируется на строительстве электростанций и оборудования, обеспечивающего функционирование генерирующих мощностей от 1 до 1000 МВт. Ее президентом является председатель комиссии по экологии Общественной палаты РФ Сергей Чернин. На официальном сайте компании нет информации об осуществлении рекультивации полигонов ТБО или ликвидации свалок промышленных и иных отходов.
Согласно контракту, ликвидировать объекты "накопленного экологического ущерба" в Нижегородской области "Газэнергострой" обязуется в течение трех с половиной лет. Ликвидацию “Черной дыры” планируется завершить к началу следующего года, который, кстати, объявлен в России "Годом экологии".