Ссылки для упрощенного доступа

Устрашающий маневр


Экоактивисты во время драки с охранниками ЧОП у Хоперского заповедника
Экоактивисты во время драки с охранниками ЧОП у Хоперского заповедника

Фигуранты "хоперского дела" ждут следующего заседания суда под домашним арестом

Новоусманский суд Воронежа изменил меру пресечения фигурантам "хоперского дела" Игорю Житеневу и Михаилу Безменскому, которые уже провели в заключении два с половиной года, на домашний арест. Житенев и Безменский были задержаны в ноябре 2013 года по обвинению в вымогательстве 24 миллионов рублей у руководства Уральской горно-металлургической компании (УГМК) в обмен на остановку экологических протестов. Михаил Безменский и Игорь Житенев свою вину отрицают и называют обвинения "абсурдными".

Решение об изменении меры пресечения было неожиданным и для их близких, и для соратников Игоря Житенева и Михаила Безменского. Супруга Житенева Оксана узнала эту новость от адвокатов. По ее словам, за два с половиной года статью ее мужу меняли неоднократно, но обвинения пока никакие не сняты:

– Меру пресечения изменили, потому что судейский состав в городе Воронеже сменился, и этим делом занялось ФСБ, – говорит Оксана Житенева.

Цель этого дела – загнать в подполье лидера, Рубахина, и других активистов

Сразу же после решения Новоусманского суда изменить меру пресечения на более мягкую появились предположения, что дело разваливается. Адвокат Игоря Житенева Сергей Бутусов полагает, что дело разваливалось с самого начала и успокаиваться и самим обвиняемым, и их защите рано:

Непредсказуемым может быть административное воздействие на суд. Если бы этого воздействия не было, не было бы, на мой взгляд, и этого дела. Поскольку развалено оно было изначально. Цель этого дела не Безменский и Житенев, это средство, с помощью которого фактически хотят загнать в подполье лидера, Рубахина, и других активистов, которые якобы действовали совместно с Безменским и Житеневым, и дергать за веревочки. Нужно было, чтобы в целом активность движения спала, и для этого сделан устрашающий маневр именно в отношении других лиц. Это попытка привлечь их, может быть, с помощью тех же Безменского и Житенева.

Эта ситуация говорит о непредсказуемости правосудия в России

Координатор движения "В защиту Хопра" Константин Рубахин считает, что решение об изменении меры пресечения Михаилу Безменскому и Игорю Житеневу пока не позволяет делать выводы о том, что дело может быть вскоре вообще прекращено:

– Это, наверное, просто рядовая работа районного суда. Хотя до этого все дело, как мы понимаем, было мотивировано каким-то образом УГМК. Возможно, сейчас уровень внимания некоторых менеджеров УГМК, которым было поручено вести это дело, снизился, и судья просто отпустил их, потому что люди реально ни в чем не виноваты и 2,5 года сидят в тюрьме, без решения суда. Я знаю, что это не какая-то системная ошибка. Эта ситуация говорит о непредсказуемости правосудия в России. При этом УГМК, насколько я знаю, хочет опротестовывать это решение.

Игорь Житенев
Игорь Житенев

Дело в отношении Михаила Безменского и Игоря Житенева было возбуждено по заявлению заместителя генерального директора УГМК Петра Ямова. Обоих арестовали в ноябре 2013 года в Воронежской области по обвинению в вымогательстве 24 миллионов рублей у компании УГМК в обмен на прекращение акций против добычи никеля, которые начались в Воронежской области весной 2012 года. Активистов этапировали в Москву и санкционировали их арест. В апреле 2015 года Генеральная прокуратура России отказалась утверждать обвинительное заключение, посчитав, что в деле нет состава преступления. Это, однако, не помешало Воронежской прокуратуре спустя несколько недель утвердить документ и отправить дело в Новоусманский районный суд Воронежа. Игорь Житенев и Михаил Безменский свою вину отрицают.

Михаил Безменский
Михаил Безменский

В июне 2014 года в прессе появилось письмо Михаила Безменского из московского следственного изолятора "Водник". В нем он рассказал, что познакомился с сотрудниками УГМК Немчиновым и Ямовым в 2013 году, когда они занимались "нейтрализацией протестных акций против добычи никеля". По словам Безменского, протесты "провоцировались самими сотрудниками УГМК", поскольку на "борьбу с населением" выделялся "хороший бюджет". Активист отверг обвинения в вымогательстве, по его словам, он брал деньги у УГМК за услугу – за то, что организовывал встречи с протестующими, и их инициатором он не являлся. Безменский рассказал также о давлении во время следствия, о том, что его заставляли подписывать признательные показания, и он делал это "не своим почерком", о том, что он был вынужден подставить Игоря Житенева, о том, как угрожали его семье. Безменский подчеркнул, что смог написать это письмо только после того, как были арестованы по обвинению в провокации взяток следователи Денис Сугробов и Борис Колесников, которые вели его дело. Из письма Михаила Безменского также следует, что третьим фигурантом дела мог стать координатор движения "В защиту Хопра" Константин Рубахин, после ареста Безменского и Житенева вынужденный покинуть Россию.

Если начнется разговор о строительстве предприятия, протесты удесятерятся, люди не допустят этого

Дело против Житенева и Безменского не остановило защитников Хопра. По словам Константина Рубахина, люди продолжают протестовать. А вот планы УГМК, по его мнению, могут быть скорректированы.

– Сейчас можно сказать, что сам проект в данной экономической и политической ситуации уже не очень им выгоден, и я не знаю, какие у них обязательства по этому проекту. Потому что он абсолютно непрозрачен. Если говорить об экономике, УГМК выиграли конкурс с предложением строительства предприятия при цене на никель 22,8 доллара за килограмм. Сейчас это порядка 12–15, даже до 8 доходит, то есть в 2–3 раза меньше, чем расчетная цена. К тому же люди продолжают протестовать, и они, УГМК, скорее всего просто оттуда уйдут, закончив разведку. Есть большая надежда на это! Решение о строительстве комбината до сих пор не принято. И если начнется разговор о строительстве предприятия, протесты удесятерятся, люди не допустят этого.

Слушания по существу по так называемому "хоперскому делу" Михаила Безменского и Игоря Житенева начались 7 июля 2015 года. Следующее заседание намечено на 21 июня. И теперь Житенев и Безменский ожидают продолжения суда, находясь под домашним арестом.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG