Самым обсуждаемым текстом сегодняшнего дня стала статья Григория Ревзина «Благоустройство Москвы: мы готовы терпеть кнут, но подавитесь вашим пряником», опубликованная на сайте Московского центра Карнеги. Ревзин предваряет свою статью тем, что называется в западной журналистской практике full disclosure — честным признанием автора в том, что он пишет не со стороны, а изнутри ситуации:
Я являюсь одним из четырех партнеров консалтингового бюро «Стрелка», которое готовило большинство проектов реконструкции московских улиц 2016 года. То, что вы прочтете дальше, – точка зрения заинтересованной стороны, так что вы, вероятно, и не станете этого читать. Разве что для того, чтобы узнать, что в голове у подонков, которые устроили нынешний московский беспредел.
Краткое изложение тезисов, которые следуют дальше, можно найти у Александра Баунова:
"Чтобы мегаполис поехал, нужно, чтобы он пошел", — пишет Григорий Ревзин. А чтобы он пошел — он должен конкурировать не с жигулями, а с дорогими машинами, на которых Москва безуспешно пытается ехать. Человек не пойдет из машины просто на улицу, но человек пойдет из машины в театр. "Улица в своем высшем проявлении – это театр, где люди постоянно меняют роли актера и зрителя. Улица – это место, где социум потребляет сам себя, где вы можете увидеть то почти бесконечное количество возможностей, которое предоставляет вам большой город, и стать его частью. У вас должен быть не тротуар из асфальта, а пол, каменный пол, подиум для городского дефиле. У вас должна быть зона партера и карманы, откуда зрители будут любоваться этим театром. Вот это участие в городском спектакле и является конкурентным по сравнению с автомобилем состоянием". Многие жалуются, что им ничего не объяснили. Ну уж если Григорий Ревзин не объясняет, тогда я не знаю.
Многие по достоинству оценили попытку Ревзина растолковать простым гражданам, зачем в Москве потребовалась очередная масштабная реконструкция улиц, из-за которой по городу невозможно ни пройти, ни проехать.
Крик души Григория Ревзина, и спасибо ему за это. И особенно спасибо за full disclosure в начале — честно и с открытым забралом.
Ну и из текста опять же напрямую следует: когда делаешь вещи такого масштаба, нужно объяснять. А тут идеи friendly city реализуются Петром Бирюковым, который не то что friendly city в гробу видал, он просто в другой реальности пребывает, там таких понятий нет, ему что желто-зеленый заборчик вокруг газона, что голландские фонари.
Тяжело все-таки иметь дело с государством, врагу не пожелаешь.
Вот прямо прошу всех прочитать этот очень хороший текст Ревзина. У него там, в частности, полезное сравнение нынешней истерики вокруг тротуаров с картофельными бунтами.
Конечно, это авторитарная модернизация. Но в ситуации, когда даже у самой культурной части населения нет опыта нормальной городской жизни вне советской схемы "дом-работа", модернизация Москвы может быть либо очень медленной, либо авторитарной.
Отдельно хочется отметить, что текст начинается с дисклеймера о конфликте интересов, что, надеюсь, скоро станет общепринятой нормой.
Сторонникам реконструкции статья понравилась.
Только что были в Риме. Этот город полностью подтверждает тезисы этой статьи.
Здорово, что человек который "все это придумал", написал "почему и зачем". Я, если что, доволен как платной парковкой, так и глобальной реконструкцией сейчас. По мне лучше помучиться несколько месяцев, а потом наслаждаться результатом, чем размазывать это все на годы. Через пару лет никто даже не вспомнит о сегодняшних "страданиях", зато город (центр) будет выглядеть по-другому.
Очень хорошо написал Григорий Ревзин про то, для чего нужен пешеходный центр (если для вас предел комфорта заключается в закрытой железной коробочке с 4 колесами и кондиционером, лучше не читайте).
Отличная отповедь, но не поможет.
Тем, у кого действия московской мэрии теплых чувств не вызывают, статья Ревзина действительно не помогла. Да и признание в заинтересованности не спасло автора от упреков.
Это тот парень, который сперва был пламенным Маратом, а потом одумался и пошел в цирюльники к городничему?
Статья Ревзина про тротуары - словно хороший хоррор. Сначала автор кажется милым наивным чудаком, но к середине у него начинают прорезаться клыки, а к концу приходится напоминать себе, что не надо бояться, это же только кино.
Тем, кто в Москве, куда хуже - их уже доедают.
Кругом в стране клоунада и сценарии для Слепакова и Обломова, но есть, есть в ней только один прекрасный остров счастья, разума, бескорыстного служения идеалам и человечеству. И где же этот остров? В самом центре Москвы, сообщает нам Григорий Ревзин, парадоксов друг. Ждем от него страстную заметку про то что академики должны пойти мусорщиками в ГД, поскольку там небось собрана мыслящая элита страны. Да?
Короче, да, как говорил Акунин, беда России в том, что добру у нас служат плохонькие люди, а самые сильные и самоотверженные - злу.
То пытались картошку привить от голода - были бунты.
То Думу после первой революции - ну тут уже никто никому не доверял, ни власть с обществом не захотела договариваться, ни общество с властью - дождались второй и третьей.
Теперь вот собянинская урбанистика - благими намерениями мостят в прямом смысле слова, а как послушать нашу прогрессивную общественность - так дорога в ад, куда ж еще
Я давно в Москве не был, расскажите, вам там до сих пор Ревзин в очередной колонке объясняет, что Собянин - единственный европеец, а вы мелкие завистливые ничтожества, не понимающие своего счастья?
Есть таинство урбанизма, пишет нам Григорий Ревзин, вам холопам не понять, и не пытайтесь. Просто посмотрите, как все в Нью-Йорке устроено, в Париже и Лондоне. Вот Петр Бирюков же ровно то же самое и делает. За это он как раз "Стрелке" миллиард и заплатил. Ну а то, что Петр Бирюков ничего никому не объясняет — ну, понимаете, это такие издержки национального характера. Что вам, дикарям, объяснять. Вам цивилизацию насаждать надо, вбивать ее в глотку тротуарной плиткой, а то так и будете жить в железнодорожных вагончиках, если вас Петр Бирюков не цивилизует.
Особенно поразил комментаторов тезис, что на ремонте дорог не воруются деньги:
Масштабы реконструкции вместе с непониманием, зачем это делается, привели к возрождению лужковских лекал интерпретации: если строят, то чтобы воровать. Дороги – не жилье. Лужков выделял Батуриной городскую землю, строил на ней дома и продавал на рынке – так понятно, откуда берутся деньги. Собянин реконструирует улицы, которые не продаются, – так деньги не образуются.
Реконструкция переулка 200 м. Стоимость - 148 миллионов рублей. Работы частью ведутся повторно. Если автор не видит, что все это коррупционный пир во время кризиса, он вполне корыстно ослеп.
Меня поражает бесстыдство, с которым он все это говорит, отрабатывая свой контракт со Стрелкой и контракт Стрелки с мэрией. И еще скорость, с которой он учится этому бесстыдству. Если год назад он рассказывал, что ливневая канализация не нужна, так как вода будет просачиваться сквозь швы плитки в землю "по французской технологии", то сейчас он доказывает, что на перекладке плитки и кабеля много не украдешь - это ведь не дома строить, как делал Лужков. И этими рассуждениями он пытается уесть клеветников Собянина. То есть он всех реально держит за идиотов.
Чего только не напишешь за миллиард рублей бюджетных денег
Миллиард, а точнее, почти два миллиарда рублей - сумма, которую бюро «Стрелка» получило по контракту с московской мэрией.
Алексей Навальный сопоставляет тезисы Ревзина с наглядными цифрами и фотографиями того, как нынче выглядит "апофеоз городского пространства".
Интересно, что сегодня в соцсетях две самые распространяемые ссылки — это отличное расследование Форбса «Это провал менеджмента на уровне города» о том, как идёт благоустройство в Москве, и статья Григория Ревзина «Благоустройство Москвы: мы готовы терпеть кнут, но подавитесь вашим пряником», где он воспевает это благоустройство, признаваясь, правда, в том, что получает с него деньги.
У Форбса всё очень просто: деньги, работы, фактура, адреса.
Ревзин же объясняет нам, что мы дураки и должны во всём слушать его — великого урбаниста, который с другими мудрецами, постигшими суть этого урбанизма, знает, как всё делать, и заставит нас принять городской комфорт.
Мы делаем вам, дуракам, friendly city, так сидите молча и ждите, пока доделаем. Мы ж знаем, как в Нью-Йорке и лучших домах Филадельфии.
<...> Про «как в Нью-Йорке, Париже и Милане». Здесь тоже стоит начать с того, что ни в Нью-Йорке, ни в Лондоне сомнительно существование такого КБ «Стрелка» с четырьмя партнёрами, один из которых тот самый Григорий Ревзин, получающим по совершенно коррупционной процедуре контракты от города на 1 812 664 431,23 рублей.
Почему они? Почему им платит город 1,8 млрд рублей и сколько получает каждый партнёр КБ «Стрелка», включая уважаемого Григория Ревзина? Это же городские деньги, наверное, мы имеем право знать.
На то, что вымечтанное городское пространство выглядит не совсем так, как в проекте, жалуются и жители города — некоторым в этой связи вспомнился Манилов из «Мертвых душ»:
Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.
Гоголь переворачивается в гробу, конечно
Внутри единого гайдлайна, разработанного КБ Стрелка, есть связная логика. Что уж там, во всем проекте есть связная, внятная логика. Жаль только жить в этом рендере могут одни виртуальные граждане, а сцепление с реальной Москвой что-то не всегда работает.
Не бывает "здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачиваем". Любой кто играл в Симсити в детстве знает, если ради благого будущего в городе все сравнять бульдозерами, то жители, они уйдут в другое место (и пофигу - плитка там или асфальт), потому что после того как по твоей жизни прошел бульдозер, никакая урбанистика не канает.
А также, хочу отметить, что умение коммуницировать является базовым и возникает из важности донести информацию. Если московское правительство этого не делает, так это не потому что его нужно пожалеть и оно с ограниченными возможностями (возможности как раз есть), а потому что ему совершенно насрать на тех, для кого оно якобы это делает. То есть на нас.
А вот этот урбанистический рай, который рисует автор статьи - в нем живут люди из мира 3д-моделей. Ну, их по-честному, и нарисовали на картинках, которыми стройку завесили.
Я прочитала статью, восхитительно, просто восхитительно. Для какого-то романа психологического подойдет, как человек сопротивляется и оправдывает свое сотрудничество.
Особенно восхитительно, что человек не замечает насколько все сделано плохо. В 3D все было таким милым и чистеньким, как и в презентациях Чубайса. А что там в жизни вышло - лучше не видеть, заниматься самообманом. Все эти гуляющие плитки, качающиеся разноуровненвые бордюры, толпы рабочих, двигающих один кирипичик, недельное ковыряние в 10 метрах "мы материал ждем", хамское отношение к истории, отсутствие разумного планирования и последовательности "благоустройства", напечатанные тонны банеров на ограждениях и тд. Я еще молчу про украшение этих благоустроенных улиц.
Вот я это все понимаю, но меня смущает, что улица для дефиле работает только 3 месяца в году. Остальные 9 по ним ходить невозможно: лед, грязь, холод собачий. И ориентироваться на 3 месяца в году как-то странно. Вся эта система благоустройства предполагает еще и переделку общественного транспорта. Так, чтобы им было комфортно пользоваться. Не улица и автомобиль должны конкурировать, а троллейбус и автомобиль. А в сложившейся ситуации, совершенно не понятно, как можно будет перемещаться по городу уже в октябре месяце.
Но городским властям на самом деле мнение граждан глубоко безразлично - и в этом главное отличие Москвы от Нью-Йорка, Парижа или Рима. И запоздалые объяснения тут действительно мало чему помогут.
Во-первых, Ревзин в данном случае - заинтересованное лицо. Не как горожанин, а как выгодоприобретатель. Он за это деньги получает.
Во-вторых, главная примета современного города - вовсе не широкие тротуары, а то, что решения о ширине тротуаров принимают не чиновники и даже не урбанисты, а жители посредством выборов. А уж для исполнения решения граждан нанимаются чиновники и урбанисты. Все остальное - имитация и прикрытие воровства.
Проблема в том, что недовольство исключенностью из процесса принятия решений не проявляется как таковое, а подменяется недовольством самими принятыми решениями. Это ставит недовольного в дурацкую риторическую позицию, заставляя искать извилистые аргументы против того, что он в нормальной ситуации поддержал бы.
Собственно, то, что вы сейчас написали, другими словами звучит так: "Если бы у нас были выборы, так все равно как миленькие решили бы то же самое, так <зачем> вы <сопротивляетесь>?"
про пряник неплохая фигура у ревзина получилась, только им уже людишки подавились, а не мэрия. когда пряник запихивают прямо вам в глотку, предварительно зафиксировав, по-другому и не получится
Одного я только не могу понять, почему эта заметка вышла сейчас, в середине июня, когда центр уже раскурочен, а не в середине апреля? Так было бы время, может, не согласиться с разгромом, но хотя бы узнать о нем заранее. А не оказаться как-то утром среди зелено-полосатых полотен с мыслью "а город подумал, ученья идут"
<...> Объяснения неуместны и смотрятся крайне странно. Потому что либо авторитарная модернизация (ну или псевдомодернизация, это отдельная тема), либо объяснения и типа диалог с обществом.
А вот наш суверенный либерализм авторитарный.
Да и тон статьи многим показался странным. Комментаторов покоробил пассаж, в котором Ревзин сравнивает горожан со стадом баранов:
Григорий Ревзин пишет, что перерытая Тверская и прочее московское благоустройство — это «необходимые жертвы на алтарь цивилизации». Платные парковки, мол, это был кнут, а вот вам, москвичи, пряник. При всем уважении к автору, это какой-то образцово снобистский текст.
Главный аргумент — «так везде делают»: «Везде начиная с 1990-х, когда города начали заниматься благоустройством старых улиц, это воспринималось гражданами более чем позитивно, а реконструированные Елисейские Поля в Париже, Сентрал-парк в Нью-Йорке и набережные в Мадриде стали главными городскими событиями».
Перевожу: если жители первого мира довольны, вас-то зачем спрашивать? Такой вот карго-культ в действии. А еще, оказывается, городские власти зачем-то должны объяснять жителям, а что идут их налоги и чего ради они терпят неудобства. «То, что очевидно любому урбанисту, как выяснилось, не урбанисту совсем не приходит в голову», — удивляется автор.
Оттуда же: «Москвичи в целом удивительно толерантно приняли платную парковку – такого уровня лояльности граждан к кнуту не демонстрировал ни один город мира». Подобный уровень лояльности к масштабным распилам, мигалкам, незаконным застройкам и т. п. тоже мало кто демонстрировал, но это едва ли повод для гордости.
Не говоря о том, что митинги против платных парковок в Москве были — на несколько тысяч человек. В условиях, когда за одиночный пикет могут дать три года колонии, это так себе показатель лояльности.
Ну и самое интересное: «Горожане ведут себя в этом отношении бессознательно, как животные. Они не любят асфальтовых троп среди пробок с включенными двигателями и интуитивно мигрируют в сторону от таких мест. Чтобы ходить, им нужен чистый воздух, и они реагируют на это автоматически, как стадо баранов на чистую траву».
Это могло бы быть заметками натуралиста, если бы не было колонкой урбаниста. Печально это все.
Вообще если кому-то и пора начать ходить пешком, то в первую очередь - чиновникам, считают многие. Но картина эта кажется слишком уж нереалистичной.
<...> Я открою Вам, Григорий, тайну. Чтобы город поехал и пошел нормально, надо, чтобы самостоятельно поехал и пошел один человек. Мэр Москвы Сергей Собянин. Чтобы он вылез из своей черной повозки и открыл дверь из мэрии в город, который он не знает и не понимает. В котором он так и не выучил даже названия улиц. Чтобы Собянин под руку с Раковой (на каблуках, я настаиваю) прошел по разрытой Тверской, покурил, глядя на гранитные надгробия, а главное - не забыл про дефиле, партер и амфитеатр зимой.
Я не очень понял Г. Ревзина, предполагается, что все, кто хотя бы отчасти работает в Кремле, на Старой площади, в Белом Доме, в Охотном - они все теперь будут пешочком ходить на работу? Так и вижу эту картину: идет такой Медведев, на голове мигалка, вокруг - рота арапов с палками разгоняет толпы офисных хипстеров, рядом - четыре ложных медведева, тоже с мигалками...
Идет Путин, ведет на цепи Медведева, и время от времени командует ему показать, как Собянин яму рыл. В ухе у Путина серьга, а глаз страшный, огнем горит. И рубаха красная, шелковая.