Что общего между бесчинствами российских "болельщиков" на Евро-2016 и путинско-лавровской внешней политикой? Кроме чисто внешних атрибутов вроде потерявших человеческий облик свирепых пьяных мужиков в трусах цвета российского флага, молотящих подручными средствами фанатов-соперников, или знаменитого лавровского Who are you to fucking lecture me… ("Кто ты такой, чтобы читать мне гребаные нотации"), последнего аргумента главы российского МИДа в споре с британским визави Дэвидом Милибэндом? По иронии судьбы, марсельское побоище тоже произошло с английскими фанатами. Хамство, вседозволенность и безнаказанность: можно устроить мордобой и вести себя по-скотски в чужой стране – можно вторгнуться в соседнюю Украину и учинить там войну с участием переодетых российских военнослужащих.
Возникает ощущение всеобщего надрыва, когда сдерживающие центры рушатся под влиянием насаждаемой сверху ненависти ко всему чужому, будь то "пиндосы", "гейропа", независимая Украина или несогласные сограждане, уходящей корнями в чувство собственной неполноценности, невозможности доказать свое превосходство – а ведь так хочется! – в честном соревновании. Все это мнимое величие, прикрытое пропагандистской ложью или теми самыми красно-бело-синими трусами, сползающими с пивного живота, – естественное продолжение безмозглого патриотического пафоса, который Кремль культивирует сегодня в собственных гражданах.
Недавно мне довелось участвовать в круглом столе, посвященном 70-летию Нюрнбергского трибунала – об уроках истории, нацистской пропаганде и ответственности журналистов. Свой краткий комментарий я начала с экскурса в современную российскую глубинку. Поводом послужило воспринятое более чем серьезно местными жителями выступление некоего Валерия Гаврилова, главы Дмитровского муниципального района Московской области, на совещании по вопросам ЖКХ. Насущные проблемы бытия селян как-то само собой отошли на этом мероприятии на второй план. Чиновник убеждал слушателей, что "в этом году как никогда нашествие американских шпионов зафиксировано, десятки тысяч заброшены из Вашингтона в русские города и деревни, чтобы расшатать нашу страну в канун главных политических выборов". Старостам по деревням велели проявлять бдительность – незнакомцев отслеживать, номера странных автомобилей записывать…
История о селянах, которым в XXI веке промыли мозги не хуже, чем в свое время геббельсовские пропагандисты преуспели с немецкими бюргерами, вызвала на каменных лицах некоторых собравшихся даже подобие улыбки. Однако известный ведущий политических ток-шоу на федеральном канале побагровел, даже демонстративно освободился от пиджака, чтобы дать мне отлуп: "Вот вам, либералам-предателям, все хиханьки, а американцы уже новейшие бомбы к своим самолетам подвешивают, готовятся атаковать Россию". Он-де это точно знает от информированных источников в Минобороны...
Впрочем, Путин, дабы поддержать не только в армии, но и среди мирного населения "боевой дух", на днях объявил очередную внезапную проверку в вооруженных силах. А сенатор Франц Клинцевич в очередной раз кликушествует из Совета Федерации, что НАТО расконсервирует "по приказу США" бывшие советские военные базы в Прибалтике, мол, эта их концепция "предусматривает 3500−4000 пусков по важнейшим объектам в России". Так что "легкая экзальтированность" тележурналиста вполне объяснима.
Преуспевающего вида люди, на днях опрошенные корреспондентом Свободы на улицах Москвы на предмет их отношения к российскому МИДу и внешней политике, поголовно отвечали: пожестче бы надо с американцами! "Информированные" москвичи недалеко ушли от доверчивых селян: и те и другие вынуждены жить в искаженной реальности, одни – об этом не подозревая, другие – привычно не задумываясь.
В канун открывшегося в Петербурге экономического форума, ставшего площадкой для далеко идущих путинских экономических прожектов, вхожий в администрацию эксперт рассказал мне о грандиозной президентской задумке. Оказывается, Путин размышляет над своим главным планом: как оставить после себя "Великую Россию" – стабильную, процветающую, приступить к необходимым для этого реформам в экономике и подобрать к 2024 году подходящего преемника. Путин, однако, в печали, нервничает. В начале президентской карьеры, как утверждает мой собеседник, расслабившись среди своих и вспомнив о том, как извилист и непредсказуем оказался его жизненный путь из питерского двора в президентское кресло, начинающий президент произнес: "Я – избранный!" И, как доказали последовавшие за этим долгие годы на президентских галерах, а теперь вот и особые отношения с троном византийских императоров на Афоне, это была не шутка. Не исключаю, правда, что практичный Владимир Владимирович просто подыскал то самое, единственное убежище, куда мог бы со временем безопасно удалиться от мирских дел.
Пока же приближенные эксперты заряжены на написание программы следующих восьми лет патриарха – иные почему-то уверены, что в 2024-м он все-таки покинет свои трон и пост добровольно. А задача-то поставлена практически неразрешимая – совместить экономическое процветание, на обеспечение которого уже подтянуты Кудрин и компания, и внешнеполитическую изоляцию, которую успешно обеспечивает министр Лавров. Ведь слабеющая экономика в условиях продолжающихся санкций грозит оставить население в прямом смысле без штанов, а само население, окученное госпропагандой, готово из этих самых штанов буквально выпрыгнуть, чтобы защитить свою "осажденную крепость". Воистину, "Уловка-22". Впрочем, искушенным экспертам-царедворцам, которые с одинаковым энтузиазмом писали бумаги для демократов-либералов в девяностые, а теперь удовлетворяют потребности авторитарного режима, зачатки демократии растоптавшего, подобного опыта не занимать.
Я бы обратила внимание еще на одну уловку Путина. Кремлевский долгожитель делает все, чтобы оставить после себя государство, в котором с его легкой руки не будет тех, кто способен мыслить и рассуждать, тех, кто не боится думать. Построить преуспевающее современное общество с опорой на оболваненных зомби – даже если они твердят о "Великой России", носят исподнее цветов государственного флага и всегда готовы продемонстрировать "боевой дух", уничтожая оппонентов? Это, скорее, из разряда уроков Нюрнберга…
Галина Сидорова – московский журналист
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции