Ссылки для упрощенного доступа

Ничего важного кроме музыки


Диззи Гиллеспи, Джон Льюис, Сесил Пейн, Майлз Дэвис и Рэй Браун
Диззи Гиллеспи, Джон Льюис, Сесил Пейн, Майлз Дэвис и Рэй Браун

Лидеры и сайдмены, что у Ли Моргана, что у Майлза Дейвиса – одни и те же. Это их эпоха, их музыка, их уникальный стиль… Но не все джазмены этого были осыпаны звездной пылью, как Майлз Дейвис. Хэнк Моубли не просто не стремился стать звездой джаза, он как бы искренне не понимал, зачем что-то еще делать? Нужно было играть! Музыка была всем и кроме нее ничего страшно важного не существовало.

Трубач Эдвард Ли Морган прожил тридцать три года. Он был убит на сцене клуба «Slugs'» в Нью-Йорке своей гражданской женой девятнадцатого февраля семьдесят второго года. Восемнадцатого февраля он всё ещё работал в студии звукозаписи. Его можно считать самым что ни есть естественным наследником другого трубача, прожившего и того меньше – двадцать пять лет, Клиффорда Брауна, Брауни, погибшего в автомобильной аварии. Оба были трубачами би-бопа и хард-бопа. Ли появился на свет десятого июля 1938 года в Филадельфии, Пенсильвания. В том, что он был вундеркиндом, никто не сомневался: он начал играть профессионально в пятнадцать лет, в восемнадцать он уже играл в оркестре Диззи Гиллеспи.

Добрый день, вечер или ночь. Где бы вы ни были, добро пожаловать на наши частоты и на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в Париже – Дмитрий Савицкий.

Dizzy Gillespie - A Night In Tunisia – 5:34 (Dizzy Gillespie - Birks Works – Verve)

«A Night In Tunisia», «Ночь в Тунисе» Диззи Гиллеспи. Диззи – труба, он же лидер; Джо Гордон, Квинси Джоунс, Эрмит Ви Перри, Карл Уоруик – трубы; Род Ливит, Мелба Листон, Франк Рихак – тромбоны; Джимми Пауэл, Фил Уудс – альт-саксофоны; Билли Митчел, Эрни Уилкинс – тенор-саксофоны; Марти Флакс – баритон-сакс; Уолтер Дейвис Младший – рояль; Нелсон Бойд – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные. Нью-Йорк Сити, май-июнь 1956 года.

А теперь сравним:

Lee Morgan - A Night In Tunisia – 9:20 (Lee Morgan - The Cooker – Blue Note)

Все та же нескончаемая «Ночь в Тунисе», но это уже не Диз, а его лучший ученик – Ли Морган, труба; Пэппэр Адамс – баритон-саксофон; Бобби Тиммонс – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Филли Джо Джоунс – ударные. Запись сделана почти на полтора года позже записи Гиллеспи: 29 сентября 1957 года у Руди ван Гельдера в Нью-Джерси.

Контрабасист Пол Уест вспоминал:

«Ли Морган и я попали в оркестр Гиллеспи в одно и то же время. Мы были настоящими молокососами. Ли было восемнадцать, а мне двадцать один. Я думаю, ничего более фантастического, лучшего не могло случиться с Ли в ту эпоху. Он был практически пацаном, но он был дерзким, веселым и страшно смешным.

​Он чем-то был похож на Диззи в детстве, на крошку-Диззи. Когда он играл соло в знаменитой «Ночь в Тунисе», чувствовалось, что он хочет быть самим Диззи, артистом, личностью. Этим он отличался от большинства молодых дебютантов. В его игре был характер, было своё. И он не старался показать своё умение, техническую виртуозность, он просто использовал опыт и талант, чтобы вложить это личное, одному ему свойственное, в игру. То же самое и делал Диззи». (Dizzy – “To Be or Not to Bop”, «W.H. Allen & Co.», Лондон, 1980).

В законном отпуске или же в ожидании оного, вы слушаете неизменно свингующее «Время Джаза» на коротких «Свободы», из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Lee Morgan - Just In Time – 3:29 (Lee Morgan – Expoobident - Affinity)

«Just In Time», «Во время» - музыка Джула Стайна, Чикаго 13 октября 1960 года. Ли Морган – труба и лидер; Эд Хиггинс – рояль; Клиффорд Джордан – контрабас и Арт Блейки – ударные. Ли Моргану – чуть больше 22 лет и в его багаже почти двадцать пластинок. Эта, вышла сначала диском на 45 оборотов, так как музыкальные автоматы всё еще можно было найти в пригородных забегаловках и в провинции.

Из распущенного оркестра Гиллеспи Ли Морган перешел к Арту Блейки в «Jazz Messengers». Он не переставал записываться, как с «Вестниками» с 1959 по 1961 год, так и в роли лидера, и со всё возрастающим успехом. У Блейки он играл с Бенни Голсоном, которому посвятил диск «Морган играет Голсона».

Lee Morgan - Whisper Not – 7:17 (Lee Morgan - Plays Benny Golson – Blue Note)

«Whisper Not», «Не Шепчи» - одна из лучших композиций Бенни Голсона. Ли Морган – труба и лидер; Кенни Роджерс – альт-саксофон; Хэнк Моубли – тенор-саксофон; Хорас Сильвер – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас Чарли Пёрсип – ударные. Запись сделана всё тем же Руди ван Гельдером у себя дома в Инглвуд Клиффс 2 декабря 1956 года.

Напомню, что Ли Морган родился 10 июля 1938 года. Прежде чем перейти к тенор-саксофонисту, с которым он играл с юных лет, скажу, что если Брауни и Морган не погибли бы оба трагичным и глупым образом (в случае Клиффорда Брауна водительница заснула за рулем; в случае Ли Моргана, застрелившая его жена, уже через минуту вопила, «что я натворила!» и рыдала) - если бы этого не произошло, вполне возможно, что джаз, не весь, но одна из его ветвей, развивался бы иным образом и что судьба еще одного трубача – Майлза Дейвиса – так же была бы иной…

Пятнадцатилетний Ли Морган играл на jam-sessions с Джоном Колтрейном, Бенни Голсоном, Артом Блейки и Клиффордом Брауном. В восемнадцать лет он записал свой первый диск с Хорасом Сильвером и Хэнком Моубли.

Хэнк, Хэнри, Моубли был на восемь лет и два дня старше Ли. Он родился седьмого июля 1930 года в Истмане, штат Джорджия. Вкус к музыке ему привили дед с бабкой. Он жил у них в городке Элизабет (пригород Ньюарка, на этот раз штат Нью-Джерси). Дед был мультиинструменталистом, бабушка была первой афроамериканкой, звездой, американской оперы. Технически Хэнк был самоучкой: сначала он освоил альт-саксофон, затем баритон-сакс. Но нам он известен, как тенор-саксофонист хард-бопа и соул. Он и начинал в оркестре ритма-и-блюза пианиста Пола Гэйтена. Ему было двадцать лет, когда он перебрался в Нью-Йорк и Макс Роуч взял его в свое комбо. Он, можно сказать, побывал на практике в оркестре Эллингтона (всего лишь две недели), а затем дудел рядышком с Клиффордом Брауном в оркестре Тэдда Дэмрона. Он играл у Диззи и в итоге в 1954 году приземлился в комбо Хораса Сильвера и Арта Блейки. То есть он стал первым тенор-саксофонистом «Вестников Джаза».

Ваши антикварные ламповые и сверхсовременные транзисторные настроены на частоты «Свободы». В эфире еженедельное «Время Джаза». Вы можете слушать нас LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Hank Mobley - I Should Care – 7:39 (Hank Mobley - Another Workout - Blue Note)

«I Should Care», «Я должен позаботиться», «Мне не наплевать…» - композиция Кона и Уестона. Хэнк Моубли – тенор-сакс и лидер; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. Пятое декабря 1961 года. Руди ван провел ремастеринг этой своей записи в 2006 году.

Как мы видим, лидеры и сайдмены, что у Ли Моргана, что у Майлза Дейвиса – одни и те же. Это их эпоха, их музыка, их уникальный стиль… Но не все джазмены этого поколения обладали напором Арта Блейки, мистицизмом Монка и Трейна, или, же были осыпаны звездной пылью (пополам с кокаином), как Майлз Дейвис.

Хэнк Моубли не просто не стремился стать звездой джаза, он как бы искренне не понимал, зачем что-то еще делать? Нужно было играть! Музыка была всем и кроме нее ничего страшно важного не существовало.

Конечно, его задела злая фраза историка джаза, хроникера и музыканта Леонарда Фезера: Моубли по его словам был «чемпионом тенор-саксофона в среднем весе…». Линия тяжеловесов шла от Коулмена Хокинса: Декстер Гордон, Сонни Роллинс, Джон Колтрейн. А Лестер Янг был основателем школы «легковесов» - в его команде были Стен Гетц и Зут Симс.

Но основатели фирмы «Blue Note» Альфред Лайон и Фрэнсиз Вольф не были на стороне Фезера. И на их стороне был и такой мастер, как Руди ван Гельдер, человек идеального вкуса. С джазменами было еще проще: Хорас Сильвер верил в Моубли, как и Ли Морган, Кенни Дорэм и десятки, и десятки других. Быть может Хэнк был ранен высказыванием Фезера, но он любил свой звук: круглый, теплый, мягко свингующий. Конечно, он был способен выдать крутую атаку, повысить давление, напор. Но скорее всего он предпочитал и сам быть «чемпионом тенор-саксофона среднего веса…»

Hank Mobley - The Best Things in Life Are Free – 5:16 (Hank Mobley - Workout - Blue Note)

«The Best Things in Life Are Free», «Всё лучшее в жизни – ничего не стоит, бесплатно». Композиция ДеСильва, Брауна и Хендерсона. Хэнк Моубли – тенор и лидер; Грант Грин – гитара; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Фили Джо Джоунс – ударные. 26 марта 1961 года. Бесполезно гадать: конечно же Руди ван Гельдер для «Blue Note».

Репутация Хэнка Моубли в его тридцать лет была солидной. К сожалению, он не последовал по пути Кенни Дорэма и Хораса Сильвера, которые, покончив со вторыми ролями, основали собственные комбо. Когда Сильвер ушел из оркестра Арта Блейки, оставив ему в подарок название – «Вестники Джаза» - Хэнк Моубли просто перешел к нему. Его место занял Джонни Гриффин, а затем Бенни Голсон, который одновременно стал и музыкальным директором «Вестников»…

Старые добрые времена, когда полуживой «ВЭФ» ставили в ведро, чтобы усилить звук, и закидывали моток проволоки на ближайшую сосну, чтобы улучшить прием, давно закончились. Нынче вы можете слушать нас из космоса через спутники Hotbird и AsiaSat-7 или же весьма стабильно и без ведер с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Horace Silver - Silver's Blue – 7:45 (Horace Silver - Silver's Blue – EPIC)

«Silver's Blue» - игра слов автора композиции Хораса Сильвера, который часто обыгрывал звучание своей фамилии (серебро) в названиях дисков и пьес. В данном случае второе значение «Серебряно-Голубое» или «Серебряно-Блюзовое». Итого: Хорас Сильвер – рояль, он же лидер квинтета; Джо Гордон – труба; Хэнк Моубли – тенор-сакс; Даг Уоткинс – контрабас и Кенни Кларк – ударные. 2 июля 1956 года. Аннотация к пластинке написана Леонардом Фезером и его строчки, посвященные композиции Хэнка Моубли «Hank’s Tune», и здесь звучат, как эдакая небрежная отмашка…

В 1961 году Хэнк какое-то время играл у Майлза Дейвиса, заменяя Джона Колтрейна (который был на химических каникулах); он участвовал в записи пластинки «Someday My Prince Will Come» (Трейн всё же появился и записал две пьески); с Майлзом же Хэнк выступал в клубе «Blackhawk» и в Карнеги Холле.

В середине семидесятых он ушел со сцены: официально – проблемы с легкими (что было правдой), но вдогонку летели слухи о том, что Хэнку всё надоело.

В 1985 и 1986 он попробовал сыграть несколько gigs, но тут уж явно легкие позволили ему лишь короткие соло. 1986 год был последним в его жизни – он умер от пневмонии 30 мая в возрасте 55 лет.

Hank Mobley - Soul Station – 9:03 (Hank Mobley - Soul Station - Blue Note)

«Soul Station» - композиция нашего второго сегодняшнего героя тенор-саксофониста Хэнка Моубли. Он же ведёт квартет. Уинтон Келли – рояль; Пол Чембэрс – контрабас и Арт Блейки – ударные. 7 февраля 1960 года. Господин Гельдер играет на рычажках, движках и кнопках своей весьма дорогой домашней аппаратуры.

Что ж, пора и честь знать! «Время Джаза» снова будет на ваших частотах и на нашем сайте www.svoboda.org через неделю. Звукорежиссер этого выпуска Александр Аркадьев, автор и ведущий – ваш ДС. Всех вам благ – летних и личных, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG