Чуда, на которое до последней минуты уповали не любящие Дональда Трампа республиканцы, не произошло: он стал финалистом президентской гонки. Внутрипартийной оппозиции хватило только на то, чтобы не приехать на съезд. Теперь противники Трампа утешают себя опросами, по которым выходит, что его в президенты не выберут. Но по опросам поначалу выходило, что Трамп и номинацию ни за что не получит.
Самое малое, что можно сказать о случившемся, – американской двухпартийной системе пришел конец, и еще не ясно, какая из двух партий оказалась неконкурентоспособной. В нынешней президентской кампании не работают ни деньги, ни традиционные политтехнологии. Прежде кандидат сходил с дистанции из-за одной неосторожной фразы. Дональд Трамп наговорил уже на целый словарь "Чего нельзя говорить кандидату", но публика с восторгом слушает это непрерывное бессвязное словоизлияние. Его соперники вложили немеренные деньги в телерекламу, но телевизор показывает Трампа с утра до ночи бесплатно. При этом телекомпании думают, что высмеивают и дискредитируют его, а Трампу все на пользу.
Такая же история с предвыборной арифметикой. Нет числа статьям высокоученых экспертов, доказывающих, что Трампу выиграть у Клинтон исключительно сложно. Но в этом избирательном сезоне сбиты все настройки. Электорат Трампа – массовое движение, которое плевать хотело на партийные перегородки и программы. Такие настроения не имеют партийной принадлежности. Как писали Стругацкие: "Это страшная штука, когда против тебя тупая, свиная со щетиной сила, неуязвимая ни для логики, неуязвимая ни для эмоций..." Стоит вспомнить из них же задорный клич зомбированной толпы: "Бей интеля!" Смотришь на уткнувшихся в айфоны охотников за покемонами и думаешь: а пойдут ли они вообще голосовать или предпочтут неведому зверушку?
Трамп обрушит всю ныне существующую систему международной безопасности, рассчитывая при этом, как в XIX веке, отгородиться от треволнений мира за пограничной стеной
Последний окоп оптимистов – их уверенность в том, что система сдержек и противовесов обтешет новоизбранного Трампа и что вообще все его бредовые монологи произносятся ради эпатажа, что это не более чем способ предвыборной раскрутки. Но есть мрачное ощущение, что и система государственного устройства пошла вразнос, что из-под нее выбили устои. Например, американские журналисты убеждены, что угрозы Трампа привлекать прессу к ответственности за клевету – пустое сотрясение воздуха, потому что существует решение Верховного суда США, освобождающее прессу от такой ответственности. Но в Верховном суде сейчас вакансия, а вскоре, по-видимому, появятся еще две – президент Трамп заполнит их своими единомышленниками, которые склонят чашу весов Фемиды в его пользу.
Особенно обширные планы у Трампа во внешней политике. Он намерен денонсировать договоры безопасности с Японией и Южной Кореей, если они откажутся содержать американские военные базы на своей территории. Трамп собирается отказаться от обязательства по статье пятой Североатлантического договора, согласно которой нападение на одну из стран НАТО считается нападением на всех членов альянса. Он отзовет подпись США под соглашениями о свободе торговли и введет протекционистские тарифы, чтобы американские рабочие места, "украденные" Мексикой и Китаем, вернулись обратно. Он лишит американской поддержки Украину и учинит новую перезагрузку отношений с Россией. Иными словами, Трамп обрушит всю ныне существующую систему международной безопасности, рассчитывая при этом, как в XIX веке, отгородиться от треволнений мира за пограничной стеной.
Сразу после утверждения Трампа кандидатом партии в моей фейсбучной ленте появились записи трех моих коллег. Им всем вдруг стало душно, как перед тайфуном, накрывающим побережье мутной волной. Это ощущение исходит не только от Америки, но американская волна будет, конечно, самой могучей.
Владимир Абаринов – вашингтонский журналист и политический обозреватель
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции