За две недели, оставшиеся до 1 сентября, Фонду имени Андрея Рылькова (иностранному агенту) нужно найти 35 тысяч рублей. Эта сумма поможет собрать в школу 10 детей. Если найдут больше – значит, соберут 11 или 12 мальчиков и девочек. Родители этих школьников – наркозависимые. Но если вы думаете, что их мамы-папы "все проторчали" и детям не в чем пойти в школу, то это – неправильная картинка. Тут дело вообще не в деньгах и не в тетрадках.
– Два года назад мы придумали "Детский проект", – говорит координатор проекта Максим Малышев. – Начали искать для детей наших участников билеты в театр, возить их в планетарии и так далее. У нас было три цели. Во-первых, мы хотели, чтобы и мамы этих ребят присоединялись к нам, выбирались куда-то с детьми. Во-вторых, важно, чтобы у детей развивались социальные навыки. И только третья цель была материальная: помощь билетами или какими-то вещами…
Фактически суть "Детского проекта" – держать связь с семьями наркозависимых. К примеру, для того чтобы узнать, что нужно купить к 1 сентября, социальные работники Фонда (да, я помню – исполняющего функции иностранного агента) позвонят им сто раз. И за это время наладят с ними контакт и узнают про какие-то другие проблемы.
Потому что наркозависимость – это не навсегда. Я это много раз видела. Просто человек должен ощущать, что сегодня он не один, что ему протягивают руку. И тогда завтра у него найдутся силы, чтобы как-то изменить свою жизнь.
– Для нас это элемент социальной работы, – говорит Макс. – Люди видят, что от них не все отвернулись, что есть те, кому они дороги…
У одной нашей участницы две дочери-школьницы, и младшая как раз идет в первый класс. Она бы доносила форму старших, но им – рраз! – и поменяли цвет…
Но, конечно же, и про стоимость школьной формы тоже не будем забывать! Даже мама со средним заработком в августе грустно перебирает рукава пиджаков в "Детском мире" и прикидывает, сколько денег останется на спортивную форму, кроссовки, ранец и сменку.
– Участники нашего проекта живут почти как все, – говорит Максим. – У всех есть бабушки-дедушки, друзья, которые отдают им вещи. Да и сами они что-то зарабатывают. Просто школа – это трудно и дорого. А для мамы с такой спецификой школа – это трудно вдвойне…
– Родители хоть и наркозависимые, но о детях заботятся, – согласна с ним социальный работник Фонда Анна Алимова. – Что-то покупают сами. Но с дорогостоящими предметами мы помогаем. Мы обговариваем список, и родители выбирают то, что им реально тяжело купить. Как правило, это форма и ранцы. У одной нашей участницы две дочери-школьницы, и младшая как раз идет в первый класс. Она бы доносила форму старших, но им – рраз! – и поменяли цвет…
В прошлом году Фонд имени Рылькова (да, Роскомнадзор, я помню – организация, выполняющая в России функции иностранного агента!) помог собраться в школу 9 детям из 6 семей. Кому-то покупали обувь, кому-то – кисти и бумагу для художественной школы. Был важен не сам факт покупки, а процесс совместного похода в магазин, примерок, общения. Сколько соберут в этом году – пока вопрос.
– Мы идем от возможностей, – говорит Малышев. – Есть 10 билетов в театр – ведем 10 человек. И сейчас сколько соберем, столько и будет. Но хотелось бы помочь 15 семьям с детьми...
Дети наркопотребителей – обычные дети, они ждут чуда на Новый год, радуются подаркам и просто классным моментам, проведенным рядом с мамой или папой. От нас зависит, чтобы в их жизни все это было.
На сегодняшний день собрано уже 24 000 рублей. Реквизиты для перевода средств Фонду можно найти здесь.
Анастасия Кузина – участница Фонда имени Андрея Рылькова