Западный Шпицберген – самое теплое место в Арктике. Из-за Гольфстрима зимы здесь не такие суровые, а летом температура достигает плюс 18 градусов. У архипелага особый международный статус. Официально Шпицберген – территория Норвегии, но страны, подписавшие "Шпицбергенский трактат" имеют право вести здесь коммерческую и научную деятельность. Подписали трактат 50 стран, но исторически сложилось, что добывают уголь на архипелаге только Норвегия и Россия.
Во власти Шпицбергена

1
Самые смелые туристы высаживаются на льдины, чтобы сделать селфи. Говорят, ледник с каждым годом меняется и становится меньше. Глобальное потепление здесь чувствуется, как нигде в мире.

2
В последние годы на Шпицбергене развивают арктический туризм. Ледник Йолдабукта – одна из главных достопримечательностей архипелага.

3
Погода на Шпицбергене меняется стремительно. За считанные минуты могут набежать облака, скрыв из вида горы и ледники.

4
Лето на Шпицбергене называют днем, а зиму ночью. Порой в полярный день солнце как будто сходит с ума и стоит над горизонтом далеко за полночь. А в полярную ночь луна здесь всегда полная.

5
На Шпицбергене нет деревьев. Поначалу кажется, что в этих полярных местах ничего не растет. Но, приглядевшись, увидишь много интересного – на архипелаге растет даже хлопок. Только он арктический.

6
Согласно подписанному в 1920 году договору, если страна хочет оставаться на Шпицбергене, она должна вести здесь какую-то деятельность. Исторически сложилось, что это – добыча угля.

7
Несмотря на то, что договор о Шпицбергене подписали 50 стран, уголь здесь добывают только Россия и Норвегия. Причем невыгодно это обеим странам.

8
У России на Шпицбергене три поселка: Грумант – мертвый, Пирамида – законсервированный, Баренцбург – живой, его население около 500 человек. В советские годы было несколько тысяч.

9
Основное население Баренцбурга – шахтеры. Большинство из них украинцы из Донецка и Луганска. Условия работы в шахтах Арктики похожи на условия в шахтах Донбасса.

10
Многие шахтеры приезжают на Шпицберген по двухлетним контрактам, а остаются здесь на полжизни. Сейчас уезжать домой на подконтрольные ЛНР и ДНР территории большинство шахтеров не хотят.