Радио Свобода – о фильмах и темах фестиваля документального кино “Артдокфест”. На независимом фестивале документального кино – об Украине в зоне войны и мира, о политике и ее отсутствии, Ходорковском и Павленском, дальнобойщиках и нацистах, русской психушке и русских эмигрантах.
24 января 2015 года украинский город Мариуполь подвергся массированному обстрелу со стороны ДНР, были разрушены мирные кварталы, школы и детские сады. Погибли 30 человек, более 100 были ранены, многие потеряли жилье. Режиссер Юлия Гонтарук снимала пострадавших горожан через неделю после этих событий. Один из ее героев по прозвищу Танцор – автор видеосъемки, которая зафиксировала гибель людей. 38 секунд бомбардировки оказались сняты анонимным видеорегистратором; люди говорят, что за 10 секунд их жизнь рухнула. Все это – в ленте "10 секунд".
– Как возникла идея фильма?
– Сначала не было мысли, что нужно поехать и снимать полнометражное кино. Есть такой фильм “Сильніше ніж зброя”, в переводе "Сильнее, чем оружие", о событиях на Майдане. Мы только его закончили и делали показы в разных городах. Мы, режиссеры, операторы, звукорежиссеры, работаем Творческим объединением документалистов "Вавилон 13", собрались во время революции на Майдане. Мы волонтеры, снимаем небольшие документальные фильмы. Собственно, у нас был показ в Мариуполе, и мне сказали: "Юля, может, ты поедешь, представишь кино?" А буквально за неделю до этого Мариуполь обстреляли. Я подумала, что нет смысла просто так ехать, и говорю, что поеду, если будем снимать. И все. И мы собрались с оператором и звукорежиссером втроем. У нас совсем мало денег было, но в итоге все сложилось. Сразу же поехали в микрорайон Восточный, начали разговаривать с людьми и снимать. Мы дней восемь там были. В какой-то момент я поняла, что истории, которые люди нам на камеру рассказывают, это небольшие новеллы, и они могут сложиться в одно кино. Это такой срез Мариуполя.
– Как вы находили героев, которые пережили эти 10 секунд ужаса, потерь, страха?
– На самом деле обстрел велся дольше, 38 секунд, по-моему, точно до минуты. Но герои в фильме говорят, что за десять секунд жизнь изменилась. Для них этот обстрел ощущался как 10 секунд. Поэтому и назвала фильм так. Миг, какие-то 10 секунд, которые меняют жизнь навсегда.
Все было спонтанно. Я никогда не готовлю вопросы героям, не записываю. Я даже не знала, что мы увидим. Я чувствовала, что нужно поехать в микрорайон Восточный, который обстреляли, и там поговорить с людьми, просто увидеть и понять, что с ними. Видео, которое в начале фильма, снял один из бойцов "Азова", добровольческого батальона в Украине. У них рядом база находилась, на восточной стороне Мариуполя, в Восточном районе. Они первые приехали после обстрела и эвакуировали мирное население.
– На этих съемках видны тела только что погибших – нужно ли было оставлять их в фильме? Был ли перед вами выбор – сохранить это в фильме или убрать?
– Я понимаю вопрос. В любом случае режиссер несет ответственность за монтаж, за склейку. У меня была премьера на кинофестивале Docudays. И там один молодой человек после показа спросил: "А почему вы трупы показываете?" Для меня однозначный был ответ, и так же ответил мой герой, который это снимал: "Вот так выглядит война". И что-то украшать или замазывать… Мне очень хотелось сделать честное кино. Мне очень хотелось показать войну такой, какая она есть. Вот так она выглядит – с этими трупами, с этими людьми, с этой суматохой, с этой болью. На телевидении часто все замазывают, потому что это устрашает. А если мы делаем документ, показываем фиксацию событий, очень важно, чтобы это было так, как было по-настоящему.
И еще по поводу выбора героев. Все было спонтанно. Они находились сами. Кино такое нервное, камера нервная, потому что это витало в воздухе. Мы поехали в Новоселовку, в кино это эпизоды, где две женщины на фоне ковра сидят. Это под Мариуполем “серая зона” обстрелов, и их спас этот ковер. Все эти герои, Таня, которая потеряла всё и всех своих, или семья, у которых осталась одна целая кухня на всю улицу, и все соседи ходят к ним обедать… Мы просто ходили по Восточному району, наобум заходили и разговаривали с людьми. И были подарки судьбы, например, митинг на площади Ленина, или лицей, где каждое утро поют гимн: я о нем вечером узнала, а утром мы пошли его снимать. Это очень спонтанная штука. Мы не ехали для того, чтобы делать фильм для фестиваля, "Оскара", Канн. Просто это было очень важно. Я думала, что вернусь в "Вавилон", все эти короткие метры сделаю и запущу на наш youtube-канал. Но в итоге история сложилась в фильм в форме новелл. Прошел год. Я год монтировала. Я вернулась к ним, потому что очень важно, чтобы этих людей услышали, их истории узнали: как жить в момент, когда к тебе может прилететь снаряд в любую секунду, когда ты живешь в этом пограничном состоянии, когда ты не знаешь, что может произойти, и твоя жизнь больше никогда не будет прежней. Эта каша у них в голове, это влияние телевидения, пропаганды, всего остального. Восприятие этих людей – это очень важно для меня. Как жить, если ты живешь в серой зоне или в прифронтовом городе?
– На фестивале “Артдокфест” будет еще одна картина, которая снята в Мариуполе, и так и называется: "Мариуполис". У вас разный Мариуполь получился с вашим литовским коллегой. Чем отличаются ваши подходы?
– Я просто живу в этой стране. Я очень близко воспринимаю все, что здесь происходит. Это часть меня. Если ехать в Мариуполь, то нужно показывать, как там живут люди, ощущать это. Мне как режиссеру и как гражданину этой страны было очень важно туда поехать. Это очень чувствуется в моем восприятии города, людей. Я человек, который находится здесь и сейчас, который приехал в Мариуполь услышать этих людей, почувствовать атмосферу. Мы почти попали под обстрел. Там было очень сложно. Кино "Мариуполис" прекрасное, я видела этот фильм, это очень красивая картина. Но мне кажется, что у нас просто разное ощущение войны. Наверное, "10 секунд" ближе мне лично. Крупный план человека мне больше говорит, чем просто визуально, эстетически красивый кадр.
– Откуда вы родом, где вы учились, что снимали?
– У меня два высших образования. Первое образование – техническое. Я закончила Киевский политехнический университет. Я болела режиссурой, и на третьем курсе решилась, закончила режиссерский в Киевском университете имени Карпенко-Карого. Снимаю давно. Мой дебютный короткий метр называется "Алкоголичка". В 2013 году мы с другими кинематографистами создали творческое объединение "Вавилон 13". У меня около 35 короткометражных документальных фильмов сделано в "Вавилоне". Когда началась война, поехала на войну снимать. "10 секунд" – это мой дебютный полнометражный фильм. Сейчас работаю еще над одним фильмом, посвященным ребятам, которые возвращаются с войны, какой они выбирают путь в мирной жизни. Все они очень травмированы, это такая социальная история. Вместе с телеканалом "1+1" мы делали серию "Зима, которая нас изменила". Я там делала первый фильм о “Небесной сотне”, о людях, которые были расстреляны во время Майдана. Я член Союза кинематографистов в Украине, много снимаю.