Московский областной суд постановил снести в Ногинске Свято-Троицкий храм, принадлежащий Богородской епархии Украинской православной церкви Киевского патриархата. Это решение вызвало большое возмущение жителей Украины и украинских властей. Секретарь комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия Андрей Лозовой сказал, что президент Украины Петр Порошенко планирует поднять вопрос о Свято-Троицком храме на международных переговорах.
Глава информационного управления Киевской патриархии архиепископ Евстратий в интервью Радио Свобода сказал, что снос Свято-Троицкого храма ухудшит сложные отношения между Россией и Украиной.
Свято-Троицкий храм находится на улице Жарова, почти на окраине Ногинска. Трехэтажное строение из красного кирпича похоже на обычный коттедж. Лишь небольшой церковный купол с крестом, установленный над крыльцом, дает понять, что тут – православный храм. Церковные колокола не звонят, приглашая верующих на службу. Во-первых, потому что у храма нет колокольни, а, во-вторых, прихожане хорошо знают расписание богослужений. Большая часть из них вступила в общину Богородской епархии УПЦ КП еще в 90-е годы.
“Я почти двадцати лет в Богородской общине. Мы, прихожане украинского храма, пережили вместе очень многое. Большинство нашей паствы – очень пожилые люди. Я думала, когда умру, меня отпоют в нашем храме. Сейчас я чувствую растерянность. Я не понимаю, как в наше время можно принять решение сравнять православный храм с землей. Почему российская власть допускает подобное?” – говорит прихожанка Свято-Троицкого храма пенсионерка Римма Столбова.
В 2014 году настоятель храма владыка Адриан (Валентин Старина) купил два земельных участка площадью 1700 кв. м. На одном из них община начала строить новый храм. В 2015 году администрация Ногинского района Московской области направила в суд иск о признании здания Свято-Троицкого храма самовольной постройкой. Администрация Ногинского района не предоставила Радио Свобода комментарий, но из материалов дела очевидны аргументы истца. Земля, на которой был возведен храм, предназначена для индивидуального жилищного строительства. Разрешения использовать эту землю для строительства культовых сооружений у Валентина Старины нет, значит, храм следует снести.
Ногинская администрация мешала нам узаконить строительство
“Отец Адриан начал пытаться получить разрешение на строительство храма еще в 2014 году. Мы обращались к городским и районным властям, в правительство Московской области, в министерство имущественных отношений, в Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области. Просили помочь нам получить разрешение на строительство храма или позволить изменить вид использования земельного участка. Также мы просили администрацию Ногинского района выделить под храм другой участок. В ответ получали отписки, отсылающие нас к другим чиновникам по замкнутому кругу. Ногинская администрация мешала нам узаконить строительство”, – рассказывает адвокат Татьяна Горюнова.
По мнению Горюновой, судебное решение снести храм противоречит статье 28 Конституции РФ, которая гарантирует каждому право на свободу совести и вероисповедания.
Горюнова рассказывает, что судебное дело против Богородской общины инициировал священник РПЦ Михаил Ялов. Он направил в администрацию Ногинского района письмо, в котором служителей храма и прихожан называют террористами-националистами. "Под письмом много подписей, но нет ни имен, ни телефонов этих людей”, – говорит Горюнова. Михаил Ялов не дал Радио Свобода комментарий.
Судебное дело против Богородской общины инициировал священник РПЦ
Адвокат говорит, что в материалах дела была также жалоба людей, живущих по соседству со Свято-Троицким храмом. Из которой, во-первых, было не понятно, чем именно им мешает храм, а во-вторых, имена и фамилии соседей, которые были указаны в письме, оказались вымышленными. Горюнова утверждает: эксперт, назначенный судом, сделал выводы, что при строительстве храма соблюдены строительно-технические нормы и санитарно-гигиенические требования, а сохранение здания не нарушает права и интересы третьих лиц.
Отношения между общиной УПЦ КП в Ногинске и РПЦ всегда были сложными. В 1997 году РПЦ уже отсудила у Богородской общины Киевского патриархата Богоявленский собор, а потом с помощью ОМОНа выгнала сотрудников и прихожан из храма. Расскажем эту историю, похожую на остросюжетный фильм, по порядку.
Священник РПЦ Валентин Старина в 1989 году был направлен в Ногинск восстанавливать разрушенный после революции Богоявленский собор. За несколько лет Старина привел в порядок полуразрушенное здание храма и построил на его территории женский монастырь, духовную семинарию, православную гимназию и большое подсобное хозяйство. Он открыл бесплатную столовую и медицинский пункт для неимущих жителей Ногинска.
В 1992 году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий решил перевести Старину в Ульяновскую область строить кафедральный собор. Валентин Старина отказался выполнять это требование. Приход Богоявленского собора вышел из подчинения РПЦ. В 1994 году Старина стал архиепископом УПЦ КП, а Богоявленский собор перешел под юрисдикцию Киевского патриархата.
Между РПЦ и Стариной начались долгие судебные споры за право владения Богоявленским собором.
В 1997 году арбитражный суд Московской области вынес решение передать Богоявленский собор и сооружения на его территории Московской епархии. Выгонять прихожан и сотрудников храма приехал ОМОН.
“Хорошо помню этот день. В храм нагрянули пьяные омоновцы, около ста человек. Отцу Адриану заломили за спину руки, заковали в наручники и увезли в участок. Прихожан тоже задерживали. Меня арестовали вместе с девочкой, которая училась в гимназии. Я очень просила милиционеров отпустить гимназистку домой. Нас отправили в участок и отпустили только после того, как отец Адриан приехал лично нас вызволять”, – рассказывает Римма Столбова.
“После того, как владыку забрали в милицию, омоновцы стали бить священников, студентов и даже пожилых женщин. Милиционеры вытаскивали семинаристов из комнат и выкидывали на улицу без вещей. На первой проповеди после нашего изгнания из Богоявленского собора новый настоятель заявил, что с украинцами в Ногинске, наконец, покончено”, – говорит другая прихожанка Свято-Троицкого храма Любовь Билицкая.
Богородская община УПЦ КП поселились в здании бывших казарм. В одном из строений открыли Свято-Троицкий храм. Долгое время в помещениях не было электричества и газа. После того, как здания казарм стали совсем ветхими, Старина переехал на улицу Жарова и начал там строить новый храм.
Прихожане рассказывают, что всё это время община УПЦ КП в Ногинске терпела различные притеснения со стороны РПЦ. Неизвестные люди часто били окна храма. Священники РПЦ запрещали своим прихожанам даже приближаться к Свято-Троицкому храму.
После начала войны в Украине нас решили окончательно уничтожить
“Однажды к нам пришла женщина с слезах, батюшка из Московского патриархата сказал, что отпевание в нашей церкви недействительно. А умершего родственника надо снова отпеть в правильном храме. Другую верующую, которая иногда заходила в нашу церковь, священник РПЦ пытался заставить встать на колени посреди храма и просить прощение за то, что была у "хохлов-раскольников”, – рассказывает Билицкая.
“Если до Майдана нашу общину называли отступниками от истинной веры, то после начала войны в Украине нас решили окончательно уничтожить”, – говорит священник Свято-Троицкого храма Святослав Скороход.
В 2015 году некие люди, которые назвали себя православными верующими, разместили по всему Ногинску листовки с фотографией Старины и митрополита УПЦ КП Филарета. В тексте листовок было написано, что “эти батюшки не считают грехом убивать тех, кто живет на Донбассе и в Москве”. В ногинских СМИ появились сюжеты, в которых прихожан и священников украинского храма называли пособниками бандеровцев. В храмах РПЦ священники начали рассказывать верующим, что в Свято-Троицком храме собираются не просто раскольники, а настоящие враги России.
Священник Свято-Троицкого храма Святослав Скороход поехал в Киев во время Майдана, чтобы сопроводить в Днепропетровскую область тело Сергея Нигояна, убитого во время противостояния на улице Грушевского. После этого Скороход начал получать угрозы и оскорбления в социальной сети: "Если ты приедешь в Ногинск можно готовить твоей ... которая тебя родила гроб для тебя .... Тебя найдут и вырежут глаза бандеровец вонючий а потом ты даже себе не представляешь. Тебе в Ногинск лучше не приезжать! Или считай дни". Это сообщение Скороходу отправил один из жителей Ногинска.
Адвокат Горюнова рассказывает, что на нее летом этого года было совершено покушение. “У меня есть маленький дом в Крыму. Я туда в июле поехала отдыхать. На пустынной дороге в меня выстрелили, но не попали. Я не видела, кто это был. Думаю, меня таким образом хотели напугать, чтобы я больше не представляла интересы Богородской общины в суде”, – рассказывает Горюнова. Адвокат не стала обращаться в крымские правоохранительные органы, потому что испугалась. “Я долгое время работала следователем и поняла, что если я напишу заявление в полицию, то живой из Крыма не выберусь”, – говорит Горюнова.
Прихожане Свято-Троицкого храма в разговоре с корреспондентом Радио Свобода повторяли, что в храме никогда не обсуждали политические вопросы. “Владыка Адриан говорил, что политикой пусть занимаются политики, а мы ходим в церковь, чтобы молиться за мир”, – говорит Билицкая.
Прихожанка уверена, что РПЦ ополчилась на ее храм еще и по экономическим причинам: “Большинство прихожан нашего храма россияне. Я в последнее время заметила среди посетителей храма много новых лиц. Думаю, это связано с экономическим кризисом. В нашем храме очень скромные цены. За крещение, отпевание и венчание человек может заплатить сколько захочет. Кроме того, каждый день в церкви кормят неимущих”.
Представители УПЦ КП выступили в защиту Свято-Троицкого храма Ногинска. Глава информационного управления Киевской патриархии архиепископ Евстратий (Иван Зоря) в интервью Радио Свобода рассказал, что Украина глубоко возмущена судебным решением снести Свято-Троицкий храм в Ногинске:
– В Москве храмы РПЦ строят где угодно: и между жилыми домами, и в парках, вопреки желанию местных жителей. А часто и несмотря на их активное противостояние строительству. В Ногинском районе – больше 20 храмов, принадлежащих РПЦ, и только один маленький храм Киевского патриархата. Решение, которое вынес московский суд, я считаю несправедливым и дискриминационным по отношению к украинцам, живущим в России. Снос нашего храма спровоцирует еще большее непонимание и напряженность между Россией и Украиной
– Сколько сейчас в России храмов УПЦ КП?
– Шесть храмов в Белгородской области. Точнее сказать, это не типовые храмы, а молитвенные помещения. РПЦ тоже ведет тихую войну против общины УПЦ КП в Белгороде. Но до разрушения храмов еще не дошло. Я знаю, что этим летом в Пензенской области был снесен храм одной из альтернативных православных церквей. Здание храма было судом признано самостроем и уничтожено сразу после Пасхи. Эта церковь не имеет к Киевскому патриархату никакого отношения, но возмущает сам факт уничтожения храма, принадлежащего малому религиозному объединению. Приходы УПЦ КП существуют по всему миру. Но ни в одной стране, кроме России, наши церкви не разрушали.
– Что происходит с храмами УПЦ КП в Крыму?
– Из 44 общин, которые были в Крыму на момент оккупации полуострова, сейчас имеют возможность проводить церковные службы только девять. Несколько общин лишились молитвенных помещений, которые они арендовали: на собственников надавила администрация. В судебном порядке пытаются отобрать помещение, которое было предоставлено в аренду на 49 лет за символическую сумму Симферопольской епархии. Несколько храмов отняли насильно, например, в селе Перевальном под Симферополем. Повесили на двери храма замок и сказали, что верующие УПЦ КП не могут проводить на территории России богослужения.
– Государственное информагентство РИА Новости в комментарии к новости о судебном решении снести Свято-Троицкий храм сообщило: "В синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата заявили, что храм не относится ни к Киевскому патриархату, ни к Московскому патриархату, а является независимой религиозной организацией".
– Пусть это будет на совести информагентства. Владыка Адриан стал иерархом Киевского патриархата в 1994 году. Из нашей юрисдикции он никогда не выходил.
– В российских СМИ постоянно появляется информация, что УПЦ КП захватывает храмы УПЦ МП.
Решение, которое вынес суд, я считаю несправедливым и дискриминационным по отношению к украинцам, живущим в России
– Ложь. Расскажу, что в самом деле происходит. В последнее время по понятным причинам поддержка Киевского патриархата среди граждан Украины растет, а поддержка Московского патриархата падает. Сейчас, по данным социологических исследований, 50–40% населения поддерживает УПЦ КП, а УПЦ МП – всего 15–17%. В то время как зарегистрированных общин УПЦ КП 5 тысяч, а УПЦ МП 12 тысяч. В больших городах люди голосуют ногами: уходят из храмов Московского патриархата в храмы Киевского патриархата. В селах, где есть всего одна церковь, верующие поступают иначе. Они созывают собрание и большинством голосов принимают решение выйти из УПЦ МП, а храм оставить себе. Я не считаю, что такие действия можно назвать захватом. Согласно украинскому законодательству, каждая религиозная община, которая является юридическим лицом, имеет право выбрать ту или иную церковную юрисдикцию.
– Богородская община еще во время судебного разбирательства писала обращения с просьбой о помощи в различные украинские организации и государственные структуры. Они собираются оспаривать решение Московского областного суда в апелляционном суде, а потом обращаться в ЕСПЧ. Чем вы им можете помочь?
– Мы будем поднимать этот вопрос на встречах с международными правозащитными организациями, потому что печальная история Свято-Троицкого храма – это не только выпад против УПЦ КП, а вопиющий пример нарушения права на свободу совести в России.