Ссылки для упрощенного доступа

Партизаны Сунского леса


В лесах Кондопожского района Карелии появились "сунские партизаны". Так здесь называют местных пенсионеров, которые восстали против лесорубов компании, которая собирается начать разработку песчано-гравийного карьера в местном живописном бору. В результате этих работ может погибнуть лес, а вместе с ним – главная здешняя достопримечательность, занесенный в Красную книгу лишайник Lobaria pulmonaria.

Сунский лес
Сунский лес

Называют их "сунскими партизанами". Старики из карельской деревни Суна, чья жизнь всегда была связана с собирательством и охотой, разбили в лесной чаще лагерь и круглосуточно отражают атаки работников компании "Сатурн Нордстрой", которая намерена разрабатывать в бору песчано-гравийный карьер.

Лагерь "сунских партизан"
Лагерь "сунских партизан"

Василий Дийков ночует в палатке и готовит пищу на костре. Один из главных защитников Сунского леса этой зимой собирается отпраздновать свое 80-летие. Вполне возможно, что отмечать юбилей придется на лесной делянке. Сейчас Дийков бросил все домашние дела, чтобы избавить свой лес от вооруженных пилами людей.

Василий Дийков
Василий Дийков

Дийков живет в Суне уже больше полувека. Он помнит те времена, когда в Сунском бору в изобилии водилась дичь, бродили дикие звери и никого, кроме охотников и собирателей, встречать здесь не приходилось. "Я вот убивал по одной, по две куницы в день. Сдавал государству по 18 рублей, – хвастается Дийков. – Я с 1959 года все сюда ездил за грибами, за ягодами, охотиться. Не мог предполагать, что такая судьба этого бора будет".

Дийков с компанией единомышленников разбили свой палаточный лагерь в лесу еще в июне, как только в чаще заработала техника лесорубов. Лагерь защитников Сунского леса расположен прямо на границе с вырубкой.

На некоторых стволах уцелевших деревьев в чаще еще можно рассмотреть непримечательные листики грязно-оливкового цвета. Это и есть занесенная в Красную книгу Лобария легочная (Lobaria pulmonaria). На первый взгляд, выглядит она невзрачно. Но на самом деле это ценнейшее растение. В народной медицине его в виде отвара используют как средство против легочных заболеваний и туберкулеза, а также при астме, язве и просто при отсутствии аппетита.

Краснокнижный лишайник Lobaria pulmonaria
Краснокнижный лишайник Lobaria pulmonaria

"Их не предупреждали, что ли, что это уголовно наказуемо – уничтожение краснокнижных?" – возмущается защитница Сунского леса Нина Шалаева. 68-летнюю пенсионерку периодически навещают сотрудники правоохранительных органов и предостерегают от "проявлений экстремизма": слишком активно Шалаева защищает родной бор, мешая работе разработчиков карьера. Нина Петровна тем не менее говорит, что готова отстаивать свой лес до победного конца. С этим бором связана вся ее жизнь.

Нина Шалаева показывает фотографию полицейских, приезжавших в лагерь
Нина Шалаева показывает фотографию полицейских, приезжавших в лагерь

"У меня внук – полтора года ему было, когда мы первый раз его сюда привели. И до сих пор он ходит со мной. И ягоды мы соберем с ним и грибов поищем. Он, можно сказать, вырос здесь", – рассказывает Нина Петровна.

Нина Шалаева
Нина Шалаева

Сунский бор кормит близлежащие деревни Кондопожского района. Найти работу в карельской глубинке трудно, поэтому большинство местных жителей ходят в лес как на работу. Ягоды и грибы продают приезжим или запасают на зиму. Без леса в этих краях выжить почти невозможно. "Местные кондопожские вальщики отказались валить наш бор. Потому что они знают, что для нас это значит. И поэтому наняли всех этих рубщиков и вальщиков в других районах", – говорит Нина Шалаева.

От деревни, близ которой расположен Сунский бор, до Петрозаводска всего полсотни километров. В военное время в этих лесах велись боевые действия. "Я вот на этой сопке – здесь была ель такая большая – сам лично, когда охотился, нашел человека, приколотого к елке финским кортиком офицерским", – рассказывает Василий Дийков. Здесь и сейчас грибники натыкаются на вырытые солдатские окопы. Тут же находят останки павших солдат и оружие времен войны.

Окопы военных лет
Окопы военных лет

По одной из здешних легенд, местный житель как-то даже выкопал в своем огороде финский пулемет. В Сунском лесу, говорят старики, стоило бы поработать поисковым отрядам. Но сюда пришли лесорубы и разработчики карьера.

Уже вырубленный лес
Уже вырубленный лес

Покой лагеря защитников Сунского бора оберегают два пса – Бим и Ник. Из-за окопавшихся на делянке деревенских стариков у предпринимателей копятся убытки. Активисты втянули представителей компании "Сатурн Нордстрой" в судебные тяжбы. Весной 2016 года защитники Сунского бора одержали победу в Петрозаводском городском суде. Тогда суд частично удовлетворил иск активистов к компании и Министерству по природопользованию и экологии Карелии. Жители деревни Суна добивались досрочного прекращения лицензии на недропользование разработчиков карьера и требовали остановки любой деятельности предприятия, которая может повлечь за собой уничтожение особо охраняемых видов растений.

4 апреля 2016 года Петрозаводский суд запретил "Сатурн Нордстрою" выполнять работы, угрожающие краснокнижным видам растений, но сохранил компании лицензию. Впрочем, уже в июне решение Петрозаводского суда было отменено Верховным судом Карелии. У разработчиков карьера появился еще один шанс приступить к работам в Сунском бору.

Однако с июня по октябрь на лесной делянке было относительно тихо. Активисты связывают "паузу в делах" разработчиков карьера с "предвыборным затишьем". Громкие скандалы в республике накануне Единого дня голосования были невыгодны властям. Поэтому большую часть лета тяжелая техника была остановлена. Работы возобновились вновь 7 октября. "Будем живым щитом становиться", – заявил Василий Дийков, и противостояние продолжилось. "Просто есть группа людей. Они вот прут, как танки", – директор компании "Сатурн Нордстрой" Игорь Федотов измотан затяжным конфликтом с населением Кондопожского района.

Игорь Федотов (справа)
Игорь Федотов (справа)

Сунский лес будто заколдован – здесь не только нашлись краснокнижные растения, но еще и обнаружились вдруг стоянки древнего человека. Территория, важная для экологов и археологов, оказалась совершенно неудобной для ведения бизнеса.

Сунский лес
Сунский лес

Предприниматель Федотов утверждает, что у него на руках есть все разрешительные документы, он говорит, что не нарушает никаких законов, однако все равно не может запустить рабочий процесс. Его бизнес увяз в скандале, а компания несет финансовые и репутационные потери.

"Какой я захватчик? – возмущается директор компании "Сатурн Нордстрой" Игорь Федотов. – Я ничего не захватил. Да и никогда и не захватывал-то в принципе. Меня всячески обвиняют и организацию нашу обвиняют практически во всех грехах. Но мы-то ничего не сделали такого, что противоречило каким бы то ни было законам". По словам Федотова, глубина песчано-гравийного карьера составит примерно пять метров, а сам объект займет лишь 10 процентов всей площади Сунского леса. "Мы соснового бора не трогаем вообще практически", – оправдывается предприниматель.

Бизнесмен уверяет, что разработка карьера не нанесет вреда экологии района. Федотов обещает сделать рекультивацию земель после того, как карьер перестанет действовать – это произойдет через два года. Однако примечательно, что лицензия на пользование недрами, которой располагает "Сатурн Нордстрой", действует до 2031 года. Активисты подозревают, что разработкой карьера на их земле дело может не закончиться.

На месте работ сегодня
На месте работ сегодня

11 октября руководство компании "Сатурн Нордстрой" вновь заявило о приостановке всех работ. Игорь Федотов намерен сесть со своими оппонентами за круглый стол переговоров. "Мы приостановили рубку. Мы не рубим. Мы не идем в карьер, – заявляет Игорь Федотов. – Да даже тем же бабушкам, которых ставят впереди амбразуры, мы говорим: не надо им там сидеть. Пока мы не решим этот вопрос сейчас на уровне министерств, власти, мы не пойдем рубить. Зачем нам обострять?"

В лагере защитников Сунского леса
В лагере защитников Сунского леса

Но "партизаны Сунского бора" не верят разработчикам карьера и готовятся к зимовке. Они заявили, что с наступлением холодов в карельский лес будет привезена теплая палатка и печь. Деревенские активисты готовы отстаивать свою землю до конца. А в сети единомышленники защитников леса подписывают петицию, обращенную к главе Карелии Александру Худилайнену. Ее авторы требуют остановить вырубку Сунского бора и полностью прекратить разработку на его территории песчано-гравийного карьера.

XS
SM
MD
LG