Ссылки для упрощенного доступа

Бог и гений


Уинтон Марсалис
Уинтон Марсалис

Арт Тейтум и Уинтон Марсалис

Когда пианист Бад Пауэлл в начале пятидесятых получил ангажемент нью-йоркского клуба «Birdland», он, по славам историка джаза Айры Гитлера, сказал пианисту же Арту Тейтуму: «Дружище, я собираюсь продемонстрировать тебе уникальную быстроту игры – в невероятном темпо. Так что в любой день, когда ты готов растопырить уши и послушать меня, приходи…»
Арт Тейтум ответил: «Что ж, я приду завтра и все, что ты играешь правой рукой, я сыграю левой…»


Бад Пауэлл так и никогда и не решился принять этот вызов.
Среди самых первых записей Арта Тейтума был уанстеп «Tiger Rag», впервые записанный оркестром «Original Dixieland Jass Band» (им же принадлежало и авторское право). Арт Тейтум играл «Tiger Rag» в темпе, соответствующем 370 ударам метронома в минуту. Никто из его современников-пианистов не мог выдержать этот темп, а Арт практически не допускал отклонений от него.

В 1949 на концерте он сыграл композицию «I Know That You Know» («Я знаю, что ты знаешь») в темпе, равном 450 ударам метронома в минуту. То есть в некоторые моменты он играл до тысячи тонов в минуту! Об этом в статье «Арт Тейтум» пишет «Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия».
Вот с этого уроженца Толедо, что в штате Огайо, родившегося 13 октября 1909 года, я и начну сегодняшнее «Время Джаза», которое вам доставляют на дом волны «Свободы» и которое вы можете слушать LIVE или в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – ваш ДС.

Art Tatum - Tiger Rag – 2:14 (Art Tatum - Piano Genius – Classic Jazz)

«Tiger Rag» -“Tiger Rag”, впервые записанный 17 августа 1917 года. Ник ЛаРокка входит в длинный список композиторов этого “one-step'а”. Джелли Ролл Мортон, по словам историка джаза Франка Тирро, “претендовал на то, что это он написал “Tiger Rag”, превратив в джаз – французскую кадриль”!

Арт Тейтум записал этот one-step 20 февраля 1940 года в Лос-Анджелесе. Сразу же скажу, что Арт Тейтум был верен своему первоначальному репертуару, в основном составленному из произведений композиторов Аллеи Оловянных Кастрюль, но никогда не повторялся, исполняя одни и те же темы.
Вот еще одна не слишком медленная вещичка с чудесными и неожиданными переходами:

Art Tatum - St. Louis Blues – 2:28 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics-560)

«St. Louis Blues» W.C. Handy. Арт Тейтум всё еще в Лос-Анджелесе, 26 июля 1940 года.

Он родился 13 октября 1909 года и умер 5 ноября 1956-го. Он был слеп на левый глаз и почти ничего не видел правым. Его родители были музыкантами, но скорее любителями, чем профессионалами. Они вручили ему скрипку в его тринадцать лет, но дело не пошло.

Зато он накинулся на черно-белые клавиши домашнего пианино с аппетитом разъяренного зверя и радостью прозревшего… ушами. Через несколько лет ему не было равного в пианистическом мире американского джаза. Его звали Артуром, Артом, Тейтумом и Эрролл Гарнер назвал его “богом пианистов”.
На чем бы вы нас ни слушали, и где бы вас ни настигла наша волна, добро пожаловать на частоты “Свободы”! А в том случае, если вы слушаете нас на ноутбуке, на смартфоне, на мобильнике, you’re welcome на наш сайт www.svoboda.org. У микрофона в дождавшейся, наконец-то, осени Лютеции, ваш ДС и ваше еженедельное “Время Джаза”.

Арт Татум
Арт Татум

Art TatumLiza – 3:07 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)

“Liza” - историческая запись сольного исполнения этой композиции Кана и Гершвина почти двадцатипятилетним (не хватает четырех дней!) Артом Тейтумом. Это девятое октября 1934 года, Нью-Йорк.

Арт Тейтум предпочитал играть соло. Но в 1943 году он собрал на манер Нат-Кинг-Коула трио без ударника: Тайни Граймс играл на гитаре, а Лирой «Слэм» Стюарт – на контрабасе. На самом же деле, как свидетельствуют современники, гений Арта Тейтума проявлялся тогда, когда он играл вне стен студий звукозаписи и вдали от концертных микрофонов, а на вечеринках у друзей или же на платных вечеринках – rent party.

Art Tatum - Willow Weep for Me – 3:44 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum - Verve)

«Willow Weep for Me», «Ива Плачет по мне» Анн Ронелл. Одна из таких домашних вечеринок, в данном случае на Беверли Хиллз в Лос-Анджелесе на вилле голливудского композитора-песенника и дирижера Рея Хендорфа, 3-го июля 1955 года.

Art Tatum - Lullaby Of The Leaves – 3:04 (Art Tatum - The Chronological Classics 1934-1940 – Classics)

“Lullaby Of The Leaves”, “Колыбельная листьев” Бернис Петкер. Ее называли “королевой Аллеи Оловянных Кастрюль”, этой музыкальной фабрики Америки. Соло Арта Тейтума. 22 февраля 1940 года, L.A

Оскар Питерсон называл Арта Тейтума своим “музыкальным отцом”. Он писал: “Тейтум был величайшим инструменталистом всех времен. Даже когда он играл с ошеломительной скоростью, он всегда сохранял великолепную глубину выразительности и оригинальную тональность. Его работа педалями вообще была феноменальной”.

Арт Тэйтум (справа) и Фил Мур (слева) в клубе Downbeat в Нью-Йорке
Арт Тэйтум (справа) и Фил Мур (слева) в клубе Downbeat в Нью-Йорке

А пианист МаКой Тайнер добавлял: “Тейтум был самым большим пианистом из всех, когда либо живших. Все современные пианисты, включая Бада Пауэла, черпали вдохновение в его игре. Я думаю, он был настоящим гением”. Стоит добавить и Каунта Бейси: “Сколько на свете было чудес? Говорят, что семь. Значит, Тейтум был восьмым…”
В российской глубинке и в двух столицах, в ближнем зарубежье, в диаспорах от Новой Зеландии до Аргентины, вы слушаете еженедельное “Время Джаза” из мирного космоса, через спутники Hotbird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже – ваш ДС.


Art Tatum - Little Man, You've Had a Busy Day – 4:44 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum – VERVE)

“Little Man, You've Had a Busy Day”, “Человечек, у тебя был трудный день!” - стандарт Мориса Сайглера и Эла Хоффмэна. 3 июля 1955 года, гостиная дома композитора-песенника Рея Хейндорфа, Голливуд. Проще, это домашняя запись и Арт Тейтум играет для друзей, соло.

Тейтум играл в клубах родного городка Толидо, штат Огайо, до 1932 года. В 1932-м он отправился в Нью-Йорк, как аккомпаниатор певицы Эдэлаиды Холл. Историк джаза, музыковед Скот Яноу писал: “Быстрота рефлексов Тейтума и его безграничное воображение наполняли его импровизации свежими и зачастую футуристическими идеями, которые позволили ему на много лет опередить современников”.
Лен Лайонс в своей книге “Великие пианисты джаза” так объяснял технику игры Арта Тейтума: “Базой его игры были гармонические приемы Эрла Хайнса, ведущая левая рука Фатса Уоллера и текучие легато мелодий, а так же подвижные децимы, которые он распознал в игре молодого Тедди Уилсона. Несомненная разница между Тейтумом и пианистами эпохи, это тот факт, что он играл всё в два раза быстрее современников, с невероятной виртуозностью, мощным свингом и бесконечной разнообразностью. Его влияние на пианистов джаза было гигантским и даже опустошающим. Многие просто бросали играть, из-за того, что добиться уровня Арта Тейтума было невозможно. Бад Пауэл, особенно в балладах, Оскар Питерсон, Билли Тейлор и Хенк Джонс – следовали за Тейтумом, как за гигантским магнитом”.

Art Tatum - Would You Like to Take a Walk – 3:31 (Art Tatum - The Complete Capitol Recordings, Volume 2 – Capitol)

“Would You Like to Take a Walk”, “Не хотите ли прогуляться?”, тема Уоррена и Диксона. Арт Тейтум – рояль; Иверет Барксдейл – гитара и Слэм Стюарт – контрабас. Поздняя запись Тейтума – 21 декабря 1952 года, Нью-Йорк.

Репертуар Арта Тейтума был весьма приличного объема. Он играл знаменитые стандарты “Tea for Two” или “Someone to Watch over Me” вплоть до пятидесятых. Но он никогда не повторялся. Его левая рука бегала по клавишам, как краб, выдавая от четырех до шести новых тактов – и это между двумя базовыми. Правая же рука плела паутину меж собою связанных нитей всех 32 нот. Он был способен держать подобную пианистическую многоречивость в течение восьми и более тактов, никогда не сбиваясь с ритма.

Джазовые пианисты его обожали, но так же и классические: от Леопольда Годовского до Владимира Горовица. Они были заядлыми посетителями клуба “Оникс” на 52 улице в Нью-Йорке. “Оникс” был штаб-квартирой Тейтума. Пит Уелдинг, писавший аннотации о Тейтуме для “Capitol”, восклицает: “Не помню, кто именно – Стоковский или Тосканини – опоздал на час на свой собственный нью-йоркский концерт: он слушал Тейтума в клубе на 52-й стрит…”

Art Tatum - I Cover the Waterfront – 4:14 (Art Tatum -- Ultimate Art Tatum – VERVE)

“I Cover the Waterfront”, “Я брожу по берегу, я думаю о тебе”, стандарт Грина и Хеймена. 3 июля 1955 года. Все та же гостиная дома композитора-песенника Рея Хейндорфа, Голливуд, Калифорния.


Арт Тейтум своей виртуозной техникой пугал великих пианистов. Никто не решался играть в его присутствии. И если ему хотелось послушать кого-нибудь из молодых, он садился так, чтобы его не было видно. Чаще всего за стойку бара. И он всегда играл последним.

Арт развивался под влиянием Фатса Уоллера, но однажды, когда Фатс Уоллер выступал перед публикой, он заметил в зале Арта Тейтума. Он перестал играть, взял микрофон и сказал:
- Я немного играю на пианино, но мне лучше умолкнуть: сегодня среди нас присутствует сам Бог фортепиано!"
Я много и часто рассказывал про Арта Тейтума. Как про его феноменальную технику игры и стиль, так и про его невероятные попытки преодолеть слепоту. Он пытался водить машину, врезался в столб, но он играл в бильярд (он чуть-чуть видел одним глазом на близком расстоянии) и он играл в карты. Он был способен выпить море виски и пива, но это никак не отражалось на его игре.
Жан Кокто называл его «сумасшедшим Шопеном». Каунт Бейси – «восьмым чудом света». Дейв Брубек говорил: - «Шанс появления нового Арта Тейтума настолько же нереален, как шанс появления нового Моцарта». Чудеснейший пианист Тедди Уилсон предлагал поставить в пустую комнату рояль и попросить самых утонченных мировых пианистов что-нибудь сыграть. А затем посадить за рояль Арта Тейтума. - Все присутствующие пианисты, - говорил он, - показались бы – любителями».

Вот на этом кратком резюме мы его и оставим: октябрь подходит к концу, но не джазовый календарь «Времени Джаза», которое вы слушаете на частотах «Свободы», через спутники Hotbird и AsiaSat-7 или же с нашего сайта svobodanews.ru. У микрофона в городке на Сене, городке опавших листьев – ваш ДС

Wynton Marsalis - Autumn Leaves -6:27 (Wynton Marsalis - Marsalis Standard Time, Vol.1 – COLUMBIA)

«Autumn Leaves», «Осенние, опавшие, листья…» Жозефа Косма, аранжировка Джонни Мерсера. Первый диск Уинтона Марсалиса «Стандартное Время Марсалиса», записанный в сентябре 86 года. Уинтон – труба; Маркус Робертс – рояль; Роберт Лесли Хёрст – контрабас и Джефф «Тейн» Уаттс – ударные.
Уинтон Марсалис родился 18 октября 1961 года в Новом Орлеане. Отец назвал сына Уинтоном в честь друга пианиста Уинтона Келли. По сути дела глава клана Марсалисов, Уинтон, брат саксофониста Бренфорда, тромбониста Дельфио, сын пианиста и преподавателя новоорлеанского Центра Искусств Эллиса, Уинтон уже в шесть лет был признанным вундеркиндом.

Первую трубу ему подарил Эл Хёрт – трубач и бандлидер, который так же получил свою первую трубу в шесть лет…

Первым учителем Уинтона был Джон Лоунго, первым оркестром, в котором играл восьмилетний Уинтон, был оркестр Дэнни Баркера. Летом 68го года Уинтон занимался в музыкальном центре Тэнглвуда, где на него обратил внимание сам Гюнтер Шуллер. В 1975 году (откуда и гнев Майлза Дейвиса), то есть в 14 лет, Уинтон Марсалис солирует в оркестре новоорлеанской консерватории, исполняя «Концерт для Трубы» Йозефа Гайдна. Вплоть до наших дней Уинтон Марсалис играет и классику и джаз.
Джаки МакЛин называл такой тотальный подход к музыке – «цельностью языка».

Wynton Marsalis - We See – 3:24 (W.Marsalis Plays MONK Standard Time vol.4 – Sony Music)

«We See», «Мы видим…» Телониуса Монка. На этот раз четвертый том «Стандартного Времени» Марсалиса. Этот си-ди посвящен творчеству Монка, но Уинтон Марсалис приложил все усилия, чтобы избежать подачи Монка в привычной для джаза интерпретации.

Он исключил самые знаменитые пьесы, такие, как "'Round Midnight" или "Well, You Needn't", и вместо этого отобрал 14 композиций, которые создают полное представление о таланте Монка: сложность и разнообразие его наследия. В этом же контексте они и были сыграны квинтетом: без усложнения, без завитушек и хитрых намеков, без цитат и без вкусовых головоломок.
Состав: Уинтон – труба; Уайклиф Гордон – тромбон; Уолтер Блэндинг и Виктор Гойнз – тенор-саксофоны; Уессел Эндерсон – альт-саксофон; Эрик Рид – рояль; Реджиналд Вил – контрабас и Хёрлин Райли – ударные. Диск вышел на фирме «Sony Music» в 1999 году.

В 1979 году Уинтон Марсалис отправился в Нью-Йорк, чтобы поступить в ту самую музыкальную школу Джульярд, из которой Майлз Дейвис сбежал к Чарли Паркеру.

Для молодого джазмена Нью-Йорк это прежде всего ночные джазовые клубы: образование LIVE, ценнее которого нет ничего. Однажды вечером 1980-го года девятнадцатилетний Уинтон заходит в клуб (бархатные шторы двойных дверей, еще не занятые публикой столики, звяканье протираемых стаканов в баре) и подходит к сцене. Арт Блейки и его команда, они же «Вестники Джаза», курят, шутят, потягивают виски из тяжелых хайболлов.

Это время, когда новичок может предложить свой талант, сыграть пару пьесок. Тусклый блик на расчехленной трубе пускает зайчик в темный зал. Абдулла ибн Бухайна, он же Арт Блейки, впечатлен – Уинтон принят в команду «Вестников».
Я взял у него интервью в Париже, на пятом этаже гостиницы «Меридиан». Не помню точно год, начало девяностых, не помню, где пленка, но остались фотографии. Он был прост, как впрочем, и все джазмены, с которыми мне довелось иметь дело за исключением, быть может, Ахмада Джамаля… Номер был гигантский со стейнвеем в большой гостиной. Как всегда, от волнения, я растерял добрую половину английского словаря, но это было не важно. Уинтон сказал, что через полчаса придут ребята и начнется репетиция…
- Оставайся, - сказал он. – Вот там бар – рядом с диваном.
Я вспомнил скромную виллу Хораса Силвера в Малибу, стейнвей в гостиной, стеллажи с нотами, панорамные окна и океан, заштрихованный несильным дождем. Хорас тихим голосом предложил:
- Хотите, я что-нибудь сыграю?
Я хорошо помню ужас, который поджег мне кровь… Хорас Силвер собирался играть для единственного слушателя… Для ДС!

Wynton Marsalis with JLCO - Sunset And The Mockingbird – 5:32 (Wynton Marsalis with JLCO - Live in Cuba - Blue Engine Rds)

«Sunset And The Mockingbird», «Закат и Пересмешник», есть такая птичка Mimus polyglotus из семейства воробьиных; обитает на юге Северной Америки и в Центральной Америке. Копирует голоса птиц.

В данном случае ее копирует Дюк Эллингтон, композитор, и большой оркестр нью-йоркского музыкального центра имени Линкольна под руководством трубача и явного гения, Уинтона Марсалиса.

Это первое выступление оркестра на Кубе в октябре 2010 года. Запись была сделана в гаванском театре «Мелья» при полном аншлаге и перед шумной восторженной толпой слушателей.

Вот и все, что уместилось в этом выпуске «Времени Джаза». Звукорежиссер Александр Аркадьев; автор и ведущий – ваш ДС. До встречи на следующей неделе и все по тому же адресу: www.svoboda.org. Чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG