Первого декабря в Москве открывается юбилейный, десятый кинофестиваль "Артдокфест". В течение десяти дней в Москве, Петербурге и Екатеринбурге будут показывать документальное кино. Всего в программе 158 документальных фильмов. Сразу две картины посвящены художнику-акционисту Петру Павленскому. Одна из них, работа немецкого режиссера Ирены Лангеман под названием "Павленский. Человек и власть", будет показана на открытии фестиваля.
В интервью Радио Свобода Ирена Лангеман рассказывает о том, как создавался фильм, и о своих впечатлениях от акций Павленского.
– Чем фигура Павленского так привлекательна для документалистов?
– Я могу говорить только о себе, поскольку я выросла и много лет прожила в Советском Союзе. Одной из причин моей эмиграции была, собственно, ситуация, когда человек, индивидуум постоянно подавлялся системой. Павленский показывает взаимоотношения между властью и человеком. И это то, что меня особенно заинтересовало в его политическом творчестве и послужило импульсом для начала работы над фильмом.
– События, о которых в том числе речь идет в фильме, относительно свежие. Я имею в виду суд над Павленским. Как трансформировалась идея в процессе работы над фильмом?
У Павленского есть совершенно необыкновенный талант создавать образы, символы
– Я начала съемки в сентябре 2015 года. Идея была – сделать фильм о Петре Павленском как политическом художнике, о человеке и власти, и в названии фильма это сохранилось. Потом все изменилось. Когда он сделал свою акцию "Угроза" с поджогом двери ФСБ, пришлось менять сценарий. Петр оказался в тюрьме, и было вообще непонятно, как снять невидимое. Но была возможность записать звук судебных заседаний, и я начала переписку с Петром Павленским, находившимся в тюрьме. Тогда возникла идея иной визуализации фильма – с помощью "театра теней".
– Один из героев фильма говорит об инфантилизме Павленского, но речь ведь идет о художнике.
– Вы правы, любой художник сохраняет детский взгляд на мир, на вещи, непосредственность и наивность, чтобы искать свой путь в искусстве. Это необходимое качество для художника. Я думаю, что в нем есть, конечно, что-то детское. Но у Павленского, на мой взгляд, есть еще совершенно необыкновенный талант – создавать образы, символы. Например, его акция с зашитым ртом, это настолько сильная метафора, которая под силу очень талантливому человеку. И в этом плане его наивность и детскость, на мой взгляд, безусловно помогает ему в развитии этих символов и образов.
– Вы сказали, что эмигрировали из СССР...
Одной из причин моей эмиграции из СССР была ситуация, когда человек, индивидуум постоянно подавлялся системой
– Я родилась в Советском Союзе, в Омской области, в немецкой семье, закончила актерский факультет Театральной академии имени Щепкина в Москве. После этого работала актрисой в московских театрах и на телевидении, писала пьесы для немецкого театра в Казахстане. А в 1990 году я вместе с семьей эмигрировала в Германию. Первые шесть лет работала редактором на телевидении "Немецкая волна" в Кельне, а потом начала работать как режиссер и автор документальных фильмов.
– Павленский – пример яркого акционизма. Есть ли в Германии, где вы сейчас живете, художники-акционисты, которые способны будоражить общество?
– Конечно, есть известные акционисты, например, Марина Абрамович, но она работает иначе, в закрытом помещении, а Павленский и российские акционисты – например, Олег Кулик в 90-е годы – выходят на улицу, они хотят непосредственного общения с людьми. И в этом разница. Но я думаю, что такой художник, как Павленский, работает еще и с контекстом, в котором находится. Для его творчества в России существует контекст, которого в Германии, я думаю, ему бы не хватало. Потому что там более упорядоченная жизнь, и таких конфликтов, которые могли бы послужить импульсом для развития тех образов и символов, которые использует Павленский, в Германии нет. Хотя, конечно, есть очень известные группы и в Берлине, и в Гамбурге, которые занимаются политическим искусством, которые проводили ряд очень сильных акций в Германии. Но это было в контексте нашей страны.
– Собираетесь ли вы дальше следить за судьбой героя вашего фильма – Петра Павленского?
– Пока таких планов нет. Чтобы набрать материал для нового большого фильма, нужно какое-то время. Мне, конечно, очень интересно, что будет дальше, как будет развиваться его творчество, и я слежу за этим очень внимательно, мы постоянно находимся в контакте. Недавно Петр представлял свои три книги в Германии, и интерес к нему у нас высок. Мой фильм выйдет в прокат в марте и в данный момент нужно проделать всю необходимую для этого работу. А дальше будет видно, – говорит Ирена Лангеман.
Еще об одном фильме, который посвящен Петру Павленскому и будет показан на "Артдокфесте", Радио Свобода уже рассказывало – это картина "Голая жизнь" режиссера Дарьи Хреновой. Кроме этого, на фестивале будет показан фильм журналиста Радио Свобода Инны Денисовой "Огонь, иди со мной", посвященный соратнице Павленского Оксане Шалыгиной.