Избранный президент США Дональд Трамп отправился на этой неделе в "турне победы". Оно должно продемонстрировать скептикам всенародную поддержку, которой пользуется новый глава государства, и сплотить нацию. К этой поездке он приурочил объявление о своем достижении в сохранении рабочих мест. Однако эксперты сомневаются в эффективности метода, примененного Трампом.
Дональд Трамп начал свое турне со штата Огайо. Говорил без бумажки, откровенно торжествовал и не менее откровенно издевался над теми, кто предсказывал ему поражение. Вспоминал независимого кандидата Эвана Макмаллина, составившего конкуренцию Трампу и Клинтон в штате Юта, и так называемую "синюю стену" – штаты, где, по мнению аналитиков, республиканец никак не должен был победить, однако на последних выборах произошло именно это.
"Вы не сможете получить 270 выборщиков!" – так говорила бесчестная пресса, – заявил Дональд Трамп в одном из выступлений. – "Нет никакой возможности!" Сколько раз мы это слышали? "Никоим образом не получить 270! Никоим! Нет возможности у Дональда Трампа!", "Техас – спорный штат" – помните такое? Я республиканец, я по определению должен был выиграть в Техасе. Как республиканец я должен был выиграть Джорджию, Юту. Помните, они говорили: "Дональд Трамп проиграет Юту..." этому парню, про которого я отродясь не слыхал. Кто он такой? "Он проиграет Юту этому парню!" Но в Юте потрясающий народ, и мы их разгромили. Кстати, Хиллари пришла второй, а тот малый – третьим. До сих пор не возьму в толк, что он пытался доказать. За две, три недели до выборов мои друзья из Техаса и Джорджии говорили мне: Джорджия под вопросом, Техас под вопросом. А мы выиграли оба штата с разгромным счетом".
"Очень, очень бесчестные люди, – продолжал Трамп. – Где-то в полночь я лидировал в Пенсильвании с большим отрывом. Уже подсчитали 98 процентов голосов. Они все еще отказывались назвать победителя. Мое преимущество было таким, что даже если бы я проиграл все оставшиеся голоса, я все равно выиграл бы. Но они отказывались назвать меня победителем. И вот уже три часа. Мы выиграли Висконсин, мы выиграли Мичиган, мы выиграли Пенсильванию. И я смотрю на этого малого в телевизоре, который тыкал в карту и говорил, что Дональд Трамп никогда не сможет сломать синюю стену. Мы не сломали. Мы разнесли в труху эту дрянь".
Дональд Трамп сообщил ликующей толпе, что курс на глобализацию закончен – отныне Америка будет заботиться о самой себе: "Слишком долго Вашингтон пытался держать нас в узде. Нас делили на расы, по возрасту, по доходу, по месту рождения, по географии. Они тратили слишком много времени на то, что разделяет нас. Теперь пришло время сплотиться вокруг того, что нас объединяет. Знаете, что это такое? Америка. Потому что когда Америка едина, для нас нет ничего невозможного. Я говорю это вполне серьезно. Вот увидите. У нас будет великая страна, великая во многих отношениях. Мы слышали много болтовни о глобальном мире. Но в этой стране люди дорожат отношениями с теми, кто рядом. Семья. Штат. Страна. Все это близко. Мы будет конкурировать на мировой арене. Конкурировать на дороге с двухсторонним движением. Наши преимущества вернутся в нашу страну обратно, преимущества, которых мы были лишены долгие годы. Нет никакого глобального гимна. Нет глобальной валюты. Нет глобального гражданства. Мы даем клятву верности одному флагу. И это американский флаг".
Дональд Трамп заверил аудиторию, что США и он лично пользуются большим авторитетом у зарубежных лидеров: "Последние две недели я говорил со многими иностранными лидерами. И вот что я вам скажу: они очень уважают нас. Они все рассказывали мне, как это было изумительно. Они сидели в своих роскошных хоромах – премьер-министры, президенты – сидели и смотрели на это чудо: как пришли голосовать люди, которые не голосовали 20 лет, вообще никогда не голосовали. И на них были майки с надписью "Трамп" и кепки "Сделаем Америку великой снова". И они смотрели и думали, что это поразительно. И один из них сказал мне: "Я теперь опять по-настоящему уважаю Соединенные Штаты за то, что произошло".
В столице штата Индиана Индианополисе Дональд Трамп и избранный вице-президент Майк Пенс, пока еще губернатор Индианы, сообщили, что Ржавый Пояс начинает новую жизнь. "Пора очистить Ржавый Пояс от ржавчины и объявить новую промышленную революцию", – пообещал Трамп. Ржавым Поясом в США называют регион, где было сконцентрировано большинство предприятий американской тяжелой промышленности и который пришел в упадок в постиндустриальную эру.
"Предвкушаю завтрашнюю поездку в Индиану на встречу с замечательными рабочими "Кэрриэр". Они продадут еще много кондиционеров!" – написал избранный президент в своем аккаунте в Твиттере.
Теперь за каждый кондиционер, сделанный за границей и привезенный сюда для продажи, вы будете платить 35 процентов налогаДональд Трамп
Для рабочих Индианаполиса у Трампа и Пенса была ободряющая новость: местный завод по производству кондиционеров воздуха "Кэрриэр" под нажимом избранного президента отказался от планов перевода производства в Мексику. Речь идет примерно о тысяче ста рабочих местах. Этот вопрос был исключительно болезненным во время президентской кампании. К нему обращались и Дональд Трамп, и президент Обама. В одном из выступлений Трамп пообещал, что позвонит руководителю компании "Кэрриэр" и скажет ему: "Надеюсь, вам удобно в вашем новом здании. Надеюсь, вы наслаждаетесь своим пребыванием в Мексике. Так вот какая история, ребята: теперь за каждый кондиционер, сделанный за границей и привезенный сюда для продажи, вы будете платить 35 процентов налога".
Он просто говорит: "Я договорюсь о сделке на лучших условиях". Как тут договариваться? У него волшебная палочка в кармане?Барак Обама
Эта угроза привела в недоумение экспертов: разве президент имеет право облагать дополнительным налогом не категорию товара, а товар конкретной фирмы, не нарушившей никаких законов? Барак Обама, выступавший перед рабочими завода, заявил, что обещание Трампа – блеф, которому не следует верить, следует вместо этого создать условия для обучения новым специальностям, потому что старая работа не вернется. "И когда тот, кого я не хочу называть по имени, чтобы не делать ему рекламу, говорит, что собирается вернуть все рабочие места обратно – каким образом он собирается сделать это? Что тут можно сделать? На этот вопрос у него ответа нет. Он просто говорит: "Я договорюсь о сделке на лучших условиях". Как тут договариваться? У него волшебная палочка в кармане?" – сказал Обама.
Тем не менее отказ от закрытия завода – свершившийся факт. Однако у договоренности есть двойное дно: если кандидат в президенты Трамп угрожал наказать компанию за перевод производства в Мексику, то избранный президент Трамп поощрил компанию за то, что она этого не сделает. Оказывается, Дональд Трамп и Майк Пенс обещали компании предоставить налоговые льготы и грант на переобучение персонала. Экономический эксперт Института американского предпринимательства Джимми Пефокукис считает это плохим решением. Пефокукис полагает, что это "худшая экономическая речь американского политика с тех пор, как в 1984 году кандидат демократов Уолтер Мондейл пообещал покончить с рейганомикой". "Идея о том, что американские корпорации будут принимать решения исходя не из того факта, что в Соединенных Штатах созданы идеальные условия для экономического роста, а под страхом наказания, которому будет подвергать их администрация президента по неизвестно каким критериям, – эта идея совершенно удручающая", – заявил эксперт.
Выяснилось к тому же, что компания "Кэрриэр" переводит в Мексику свой другой завод, расположенный в ста милях от Индианаполиса, где сейчас работает 800 человек. Получается, разрекламированная сделка сохранила Америке за счет налогоплательщиков всего 300 рабочих мест. А бывший кандидат в президенты сенатор Берни Сандерс напоминает, что "Кэрриэр" – дочерняя фирма корпорации United Technologies – крупнейшего подрядчика Пентагона. По его мнению, корпорацию можно было заставить сохранить завод в Индианаполисе под угрозой потери части правительственных контрактов.