Неделю назад критические высказывания Никиты Михалкова по поводу Ельцин-центра вызвали волну негодования — не в последнюю очередь оттого, что режиссер ни разу не был в музее первого президента России. Исполнительный директор центра Александр Дроздов приглашал Михалкова приехать в Екатеринбург, а тот в ответ утверждал, что и без того имеет "очень полное представление о том, что там происходит". В субботу Никита Михалков все же посетил Екатеринбург — сообщалось, что он поехал на бой боксера Поветкина, но в итоге режиссер решил заглянуть и в раскритикованный им Ельцин-центр.
Магомет все-таки дошёл до горы
Извинился перед Кадыровым.
Однако извиняться режиссер и не думал: вместо этого он затеял с музейщиками спор об экспозиции, в ходе которого перепутал Александра II с Александром III, а также заявил, что мультфильм об истории России кажется ему "оскорбительным", и многократно обвинил создателей музея в тенденциозном представлении истории 90-х:
Я могу сказать вам только одно. Вы за это время уже успели набить себе руку, я все чувствую, я все понимаю. Поверьте. Но, повторяю еще раз: та тенденциозность, очень видимая тенденциозность, с которой тут показано время, и в центре Борис Николаевич, — она в результате приносит больше вреда самому Борису Николаевичу. Это моя точка зрения. Соглашайтесь, не соглашайтесь со мной, спорьте со мной. Но это моя точка зрения, и, должен вам сказать, эта точка зрения поддержана 96% людей, которых опрашивал Соловьев в своей передаче.
Стенограмму беседы Никиты Михалкова с сотрудниками центра, опубликованную на Znak.com, в Сети обсуждали все выходные.
Никита Михалков путающий Александра II "Освободителя", отменившего крепостное право в России и победившего турков и Александра III "Миротворца", прозванного так за неучастие России в международных конфликтах - это такое позорище, что ему не то, что про Ельцина что-то говорить, ему обратно за школьную парту надо.
Рассуждать о тысячелетней истории России и перепутать Александра II и Александра III - это так по михалковски.
Михалковщина, потемовщина, профанация - знак равенства должен здесь стоять
Михалков в Ельцин-центре:
- Не было альтернативы Ельцину. Не было, я в этом убежден. Но кто мог знать тогда, что мы получим пустые полки...
- В 1996 году об этом точно знали.
- Я не знал!
Михалков приехал на бокс, на бой Поветкина, которого поймали на допинге и сделали из настоящего боя за титул рядовое махалово на ринге. Чтобы хоть как-то провести время, занять себя до самолета, Никита Сергеевич сходил в Ельцин Центр. Причем, как сходил? Как голубь! Свои дела сделал и улетел, не осмотрев даже всю экспозицию. Говорит, мне не надо, я и так все знаю. Видимо, цель визита посмотреть мультик и сказать, что там должен быть Александр III. Вот уровень режиссера, которого некоторые считают почти великим.
Правда, Михалков даже если бы осмотрел весь музей, ничего бы не понял. Экспозиция завершается Залом Свободы, который является яркой точкой для посетителей. Слова же "свобода" и "Михалков" рядом никак нельзя употреблять.
Михалков все-таки явился в Ельцин-центр. Несмотря на сделанное ранее заявление, что он туда не поедет, поскольку-де видел все в сканированном виде. Визит предсказуемо ничего не изменил. Как лгал он ранее, что критикует лишь центр, а не самого Ельцина, так и продолжает лгать. При этом общеизвестно его заявление, что Горбачев и Ельцин - преступники. Как не желал знакомиться с экспозицией, так и не желает: посмотрел лишь 20% ее и гордо удалился, признавшись, что и явился-то лишь для того, чтобы "снять разговоры, что я здесь не был". Удивила фраза корреспондента сайта Екатеринбург Он-Лайн: "Но конечно, сотрудники Ельцин-центра ожидали большего от этого визита". Зачем же выставлять сотрудников такими наивными простаками? Чего уж тут было ожидать? Был талантливый актер и режиссер, да весь вышел. Остался холуй, воображающий себя барином и пытающийся вмешиваться в то, о чем не имеет представления, и всех вокруг поучать.
Интересно, кто подсказал Михалкову, что съездить все-таки надо? Уж не из АП ли пришла к нему эта здравая мысль?
Н.С.Михалков приехал в Ельцин-центр. И вот он, обойдя вместе с экскурсоводом небольшую часть экспозиции (большой респект Дмитрию Пушмину), рассказывает прессе, что это “тенденциозный языческий курган”, как его оскорбил мультфильм про историю России и пр. Особенно трогательно услышать от автора “Утомленных солнцем”, как мультфильм переврал историю послевоенного времени, когда возвращавшихся победителей снова сажали по лагерям. Кинорежиссера зовут смотреть дальше, но ему это не нужно, ему все понятно, ему пора.
Но вот хорошая деталь. Михалков говорит, и слышно, как где-то рядом звонит телефон - и это звонок не мобильного телефона, а дискового телефонного аппарата, откуда-то оттуда, из прошлого. На самом деле это звонит телефон в зале про путч, это такой экспонат: можно взять трубку и послушать, как москвичи обсуждают введение чрезвычайного положения. Это самый светлый, чудесный момент в невеселой российской истории. И он как будто звонит Н.С. Михалкову лично.
В ответ на просьбы музейщиков объяснить, как им следовало представить историю 90-х, режиссер заявил, что не знает, но, видимо, как-то иначе.
— Вы говорите, что здесь однобоко продемонстрирована история. Хорошо, что нужно добавить?
Никита Михалков: Я не знаю. Я не занимаюсь музейным делом.
Представляю, приезжает Никита в Яд ваШем, и такой во время экскурсии: "Очень все у вас однобоко", говорит, — " может и не было никакого холокоста, а у вас об этом зала нет. И вообще, где экспозиция посвящённая войскам СС? Их подвигам и наградам?".
А Шмулик, экскурсовод, его спрашивает: "Вы же понимаете, что это было бы неуместно, вы вообще знакомы с историей Шоа, понимаете, что это за трагедия?".
А Никита ему отвечает:
"Я вообще не историк, ничего про Холокост не знаю, и вообще, мой дядя Михаил Михалков написал гимн для СС, когда служил карателем на восточном фронте, вот это могли бы добавить в экспозицию вашего музея, хотите оригинал рукописи вам подарю?"
Но есть и мнение, что Никита Сергеевич в полемике с музейщиками скорее выиграл.
Никита Михалков в Ельцин Центре. Берет, как всегда, не логикой и доводами, а актерской харизмой. И в этом ему противостоять сложно, а НС об этом знает... Вблизи другой - не меньшей - харизмы Михалков обычно малость даже теряется. И пытается эту чужую харизму тут же взять в союзники. Либо все свести к комическому эффекту, как это было очень давно на пленуме Союза кинематографистов, когда двум заочным оппонентам - Никите Михалкову и Ролану Быкову - пришлось сойтись "в открытом бою". Все закончилось сценой из "Жестокого романса": актеры стали таранить друг друга лбами. При этом Михалков на две головы был выше Быкова.
Не актерам в таких специфических ситуациях сложнее. Тут даже включаются политтехнологи, как когда-то во время теледебатов роскошного Михалкова и щупленького Кириенко. Тогда придумали начать диалог с букета цветов, который Кириенко передал Михалкову. Якобы от поклонницы-жены. Ненадолго, но сработало...
Но вообще-то у каждого Кащея есть зарытый где-то сундук, где утка, то ли с яблоками, то ли с яйцом, а в яйце - игла. И этот сундук рано или поздно все равно находится... И не давай вам бог однажды проснуться живым, но без харизмы! То есть, в общем-то, уже и не живым.
Ельцин-центр скромно отмечает, что Михалков добрался до цитадели зла. Можно посмотреть видеотрансляцию - он там строго выговаривает экскурсовода за позитивное отношение к завершению советской эпохи. "Назовите мне нынешние идеалы!" Человек в костюме смущенно оправдывается, называя сперва Довлатова, а потом Пелевина и Сорокина. "И всё?" - замечает Михалков. Чуть позже барин нападает на вступительный 8 минутный ролик о российской истории: "А где Пушкин и Толстой? Почему вы не показываете этих великих людей?"
В Ельцин-центре я был в этом году - там проходила школа по медиаграмотности, и мы там находились все три дня. Первым впечатлением было то, что это первый музей в России на моей памяти, который устроен так, чтобы его посетители не делали усилие на собой, чтобы не уйти через полчаса. В каждом из помещений выстроен определенный нарратив. Есть, например, зал оформленный в стилистике советской квартиры. На книжной полке собрание известной серии "Библиотеки всемирной литературы", в углу стоит советский телевизор - на нём эфир программы вдруг прерывается показом балета "Лебединое озеро", и мы понимаем, что сейчас 1991 год, августовский путч. В углу при этом звонит старый телефон, а из комнаты ведет единственная дверь (это всё очень напоминает начало какой-нибудь атмосферной видеоигры). Вы ее открываете и оказываетесь в огромном пространстве с баррикадами и кинотеатром, на котором показан штурм Белого дома.Наблюдать за этим действительно очень интересно - это тот интерактив, который действительно меняет восприятие музеев, а не просто добавляется в довесок, потому что надо показать технологии и оправдать потраченный бюджет.
Второй момент, который бросается в глаза - музей очень ангажированный. Весь нарратив выстроен так, что российская история подводит Ельцину. Главное пространство, например, называется "Семь дней" Ельцина. Семь дней творения то есть. Чеченские войны показаны так, будто они происходили в другой стране. Если я не ошибаюсь, на них даже не выделен отдельный зал. Выборы 1996, которые, казалось бы просто невозможно показать не бросив тень на Ельцина, удивительным образом раскрашены в светлые краски - день спасения России от реванша коммунистов. Ощущение при этом такое, что музей только выиграл бы от более сдержанной позиции. Он действительно очень хорош.
Как я понимаю, месседж, который продвигает Михалков сводится к тому, что люди придут в музей и им "не дадут правды". Профессиональный освоитель бюджетных денег все еще скорбит по временам, когда правду выдавали по талонам. Это всё нисколько не удивляет - жаль только, что сотрудники Ельцин-центра так плохо могут с ним полемизировать.
Среди комментаторов, считающих, что музейная экспозиция выстроена однобоко, не все разделяют идеи Никиты Михалкова.
Решила посмотреть наконец - чем Михалков так недоволен по поводу Ельцин-центра. Посмотрела - сказать удивилась это не то слово. В данном случае я соглашусь и с Михалковым и с Мединским. Ролик отвратительный - постоянная подмена причин и следствий, вся история России до Ельцина - темнота, подлость и мракобесие. А так же рефрен, что не дотягиваем мы до цивилизованного мира, не тянем. Например про то что Александр конституцию хотел принять сказали, а про то что не успел потому что демократически настроенные граждане убили ни слова. Про приход замечательного президента России сказали, но про растрел белого дома - очень демократичный шаг и развал большой страны - молчок. Проблема этих роликов в том, что еще живы и в здравом уме те кто помнит это президентсво. И ощущение стыда от президента, мочащегося по пьяни на колесо дипломатического автомобиля
Помоему это фальсификация истории в чистом виде
РИА "Новости" сообщает, что после посещения Ельцин-центра мнение Михалкова о музее изменилось в худшую сторону. Сегодня на заседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при Совете Федерации режиссер сказал: "Мне жаль, что я там не был раньше. Если бы я посетил центр раньше, то я бы и заговорил об этом раньше и говорил бы еще жестче". Сотрудники музея, в свою очередь, отметили, что Михалков осмотрел всего два зала из восьми и потратил большую часть времени, проведенного в Ельцин-центре, на собственные монологи перед камерой:
Весь свой пыл Михалков сосредоточил на восьмиминутном вводном фильме, не заметив, например, других медиапрограмм, которых в разных залах музея 163. Чтобы посмотреть все, потребуется восемь с половиной часов. Это ему было неинтересно. Михалков не нашёл времени для того, чтобы почитать документы, послушать видеосвидетельства очевидцев или хотя бы внимательно посмотреть хронику. При этом половину времени, отведённого им на музей, он потратил на монологи, предназначенные для сопровождающей его телекамеры. Сценарий «посещения музея» оказался бесхитростным – тот же «Бесогон», но в интерьерах Музея Ельцина.
Открыл книгу, увидел фигу, закрыл книгу.
По-моему, дав Ельцин-центру развернутую оценку с далеко идущими выводами на основании посещения одного только первого зала, Никита Михалков дал моральное право критикам своих будущих картин писать развернутые рецензии с далеко идущими выводами на основании вступительных титров.
Мир, как создание Божье, прекрасен.
Но человек привносит в этот прекрасный мир хаос и безобразия. Каждый мнит себя творцом, каждый лезет чего-то улучшить не имея на это никаких морально-нравственных оснований. И лишь редко-редко, как золотое вкрапление в горной породе, находится существо, глубоко понимающее какие поправки следует внести в мироздание…
Поначалу, конечно, необходимо изгнать бесов! Однако, Бесогон понапрасну силы и время терять будет, ежели на пространства, очищенные им от бесов, не разместить нашу исконно русскую культуру.
Но широко и необъятно поле боя с бесами - одними своими кино-шедеврами (какие гранты на них не осваивай) это поле не засеешь. Поэтому для культурного окормления всей российской паствы и вручён в распоряжение Бесогона фонд Культуры…
Но и Бес хитёр, да изворотлив! Нет-нет, да изловчится выхватить из бюджета государственного кусок и мимо фонда Культуры унести для самостоятельного освоения…
В Москве то Бесогон уследил бы, да на корню пресёк! Но в этот раз святотатство совершили в отдалении, в уральских местах, в Екатеринбурге, вот и прошлёпал…
А тут, намедни, друг Медынский глаза помог открыть. Ты, говорит, погляди, какие деньжищи помимо нас с тобой продолжают в этот Ельцин-центр утекать…
В общем, пришлось вчера даже на этот Урал слетать и не через телевизор, а в рукопашную с бесами схватиться…
Бесогон катится и катится по наклонной. Докатился до Ельцин-центр.
Творческое бессилие некогда талантливого мастера чревато неврозами и обострением патриотических эмоций.
Кончился он как художник. А в своем историческом морализаторстве все более становится похож на Фому Опискина.
Оглядываясь на былое и всматриваясь в современное, понимаешь, что опискинщина -- это болезнь русской культуры. Редкий художник ее избегает.
А тут еще скандал вокруг "Бесогона".
Теперь-то он станет бесогонить с удвоенной силой.
Множество комментариев, как обычно, посвящены теме отношений кинорежиссера с властью.
У Никиты Михалкова, по его же собственному признанию, были "сложные" отношения с Борисом Ельциным. Они не любили друг друга: президент не любил Михалкова и государственных денег на его творчество не выделял. Очевидно, Никита Сергеевич это запомнил. Теперь вот мастер кино решил высказаться на Совете Федерации насчет его памяти. Но сделал это так неуклюже, что приходится объясняться повторно. Но, заметьте, как он это делает... Вот у кого есть абсолютные ответы на все вопросы! Соглашусь с Михалковым: "Мы все всё понимаем, мы абсолютно взрослые люди". Кстати, активное размахивание руками (а на видео это он делает один!) - признаки неуверенности и нарциссизма, утверждают вербальные психологи.
Ждём очередную михалковщину, которая на государственные средства и с помощью Мединского будет "впихиваться в голову" нам и бедным нашим деткам. За многочисленную детскую ветвь рода Михалковых-Кончаловских можно не волноваться.
при следующем президенте мы узнаем, насколько на самом деле понравился Михалкову Ельцин-центр
Никита Сергеевич хочет доказать – возможно, прежде всего самому себе, – что он никогда никого не любил так, как любит Владимира Владимировича. Более того, что Владимир Владимирович – это вообще его первая любовь. Его и России. А те, кто были раньше – Горбачев и Ельцин – так это вообще закоренелые преступники, которых никто никогда не любил. И никакая Россия не нуждалась в мужике Борисе Николаевиче, только во Владимире Владимировиче она и нуждалась. Вот это мужик так мужик – при одном взгляде на него у Никиты Сергеевича, как у невинной девушки, перехватывает дыхание и зажигаются глаза. Так зачем тогда нужны в России какие-то там Ельцин-центры, какие-то сомнительные экспозиции и лекции, когда наша любовь – это Путин? Не будет Путина – не будет России. Это, конечно, не Михалков придумал, но он мог бы с удовольствием повторить. <...>
Просто Никита Сергеевич всегда любит как в первый раз – и верит, что это впервые. Мы не можем знать, кого он полюбит следующим, но точно знаем, против кого он тогда будет негодовать, чьи изваяния он будет сбрасывать с пьедестала, чьи преступления – изобличать.
Этим человеком, несомненно, будет Владимир Путин.
Юрий Векслер вспоминает: "В 1996 году Никита Михалков был председателем жюри 46-го Берлинского кинофестиваля. Мой знакомый сопровождал на прием по случаю закрытия фестиваля немецкого политика графа Отто фон Ламбсдорфа. Он рассказал: «Когда мы с графом вошли в большое фойе, я увидел стоящего в центре этого пространства Михалкова во фраке и при бабочке. Граф, сняв пальто, сразу же направился к Михалкову, и протянув ему свое пальто, которое опешивший Михалков принял, быстро последовал дальше. Я догнал графа в полном недоумении и спросил: «Зачем вы отдали ему пальто?» -ТАК ЭТО ЖЕ ЛАКЕЙ, - сказал фон Ламбсдорф. «С чего вы это взяли?» Граф невозмутимо ответил: «Да я же по глазам видел!».
Из этого праздника всеобщей ненависти к Никите Михалкову неожиданный вывод делает Сталингулаг:
Пока бюрократы пишут пошлейшие гимны российской нации, выдумывают мифы о единстве народа, пытаются создать иллюзию сплочённости, Никита Михалков, как истинный патриот страны, скрепляет всех нас. Посудите сами, по любому вопросу у нас есть разногласия, если условные (у нас всё условное, поэтому так и живём) либералы – за, то условные консерваторы – против, и наоборот, но только до тех пор, пока речь не заходит о Михалкове, а точнее о ненависти к нему. В этот момент традиционалисты, прогрессисты, православные активисты, сатанисты, менты, геи, натуралы и все, кто только можно, в едином порыве, забыв об обидах, стоя плечом к плечу обрушивают гнев на известного режиссёра. Уже не имеет значения, чей Крым, готовить в перчатках или без, нужно ли бомбить Сирию, преподавать ли в школах закон божий, где встречать Новый год, Трамп – уже чмо или ещё не чмо, Путин или не Путин, всё это отходит на второй план, потому что есть вещи поважнее. Завтра мы снова вспомним о взаимных претензиях, но сегодня наше товарищество зацементировано ненавистью к Михалкову. Берегите Никиту Сергеевича. Только он своим безразмерным ***мнением сдерживает государство в единых границах, чтобы он ни делал: гонял с мигалкой, бил ногой активиста, пока того держат охранники, славил действующего президента, а после его смерти проклинал, показывал голую жопу на весь экран, снимал за бюджетные деньги фильмы, которые никогда не окупаются – всё это для России! Есть Михалков – есть Россия, нет Михалкова – нет России!
А вот Станислав Белковский думает иначе:
Плохо не то, что говорит/не говорит Н. С. Михалков.
А плохо то, что он стал совершенно неинтересен.
Sic transit
Роману Доброхотову самым интересным в стенограмме спора Михалкова с музейщиками показалась цитата из стихотворения Валентина Берестова:
Благодаря визиту Михалкова (с путающимися царями в голове) в Ельцин-центр открыл для себя гениальное стихотворение:
«Кто развалил СССР», — ворчит седой пенсионер.
И даже юный пионер,
Не примирившийся с потерею.
Ну а Британскую империю,
Или Французскую империю,
Или Испанскую империю,
Или Голландскую империю,
Иль Португальскую империю,
Или Бельгийскую империю,
С Бельгийским Конго, например,
Кто развалил? Какая сила
Державы эти развалила,
Включая СССР?
Кто всех виновней? Кабинет ли?
Парламент? Президент? Король?
А персонально? Черчилль? Эттли?
Соареш? Генерал де Голль?
Нет ни вопросов, ни ответов.
Но мы умнее всех вокруг.
Кто развалил Страну Советов?
Шушкевич, Ельцин и Кравчук!
Когда б не эта троица,
Мог коммунизм достроиться!"
Глеб Павловский ставит атаку на Ельцин-центр в один ряд с "наездом" на Театр.DOC и считает, что в России идет размежевание элит.
Сегодня в России деревня правит городом. Дремучая, невежественная прослойка населения пытается авторитетно учить страну, как жить. А им бы сперва в баню сходить.. Глубоко деревенская стилистика жизни навязывается гигантской стране. Тут и царь-батюшка, и толпы каких-то якобы церковных старушек, у которых из-под косынок торчат усы.. И все они чего-то требуют, вымогают, призывают. Где уж тут великая держава? Уже не похоже на то, чтобы Россия поднялась с колен. Это мир Кабанихи, мир Островского. – В XXI веке деревня не может управлять городом. Этот эксперимент ненадолго, но он принесет большие разрушения, как селу Боголюбову..к этому прибавить такой поразительный симптом, что большинство из них считают святым Григория Распутина, которого, если я не ошибаюсь, ровно 100 лет назад ухайдакали. Который что в селе Боголюбове, что в Москве вел себя одинаково скандальным образом, ничуть не пользуясь сатанинскими презервативами. Во всей этой массе ощутима недопереключенная сексуальная энергия, какие-то запертые желанные похотливые устремления. Несомненно, это симптом. И этот симптом – извращенный. Форма психического извращения, которая проявляется так широко и поощряется на массовой основе из циничных соображений. Потому что власть ведет игру на понижение.
Ничего - зато у нас в наших элитах ускоряется процесс размежевания. Мы его видим по таким сюжетам как с атакой Михалкова на «Ельцин Центр». Возникают разные мнения, и эти разные мнения выходят в публичное пространство. Есть же пределы. Человек устает и говорит всему этому - «Хватит!». Сокуров по многим поводам молчал, прежде чем заговорил в лицо президенту. Этот процесс тоже сейчас нарастает. И это не так называемая оттепель, а усталость людей от того, что ими пытаются руководить невежды и идиоты, которые пытаются указывать нам, как жить в их деревенской общине. Это всё в одном ряду, как вот очередной наезд на Театр.DOC. Никак не может наша прокурорская общественность смириться с существованием театра современного типа. Театр отказался предоставлять уставные документы по звонку, и поступил совершенно правильно. Та же Кабаниха, для которой и «Мемориал» агент.. Так город жить не будет. Зато мы прямиком идем к крупному и просветительному для всех конфликту…