Ссылки для упрощенного доступа

"Приват" не оправдал названия


Украинские власти национализировали Приватбанк, как заявляется, для обеспечения финансовой стабильности страны. Одним из ключевых его акционеров был опальный украинский олигарх Игорь Коломойский. Решение о переходе этого крупнейшего банка в собственность государства было принято поздно вечером в минувшее воскресенье, 18 декабря, на заседании Кабинета министров. У Приватбанка около 20 млн вкладчиков (это почти 40 процентов населения страны).

Приватбанк признан неплатежеспособным и полностью переходит под контроль Министерства финансов Украины. Как сообщил руководитель этого ведомства Александр Данилюк, после того как работа банка будет стабилизирована, государство планирует его продать. Пока же, в связи с технической необходимостью, это финансовое учреждение приостановило исполнение платежей юридических лиц. Председатель Национального банка Украины Валерия Гонтарева уверяет, что регулятор примет все меры, чтобы избежать негативного влияния ситуации вокруг Приватбанка на курс гривны и финансовую систему страны в целом.

Основными акционерами Приватбанка являлись Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский. У последнего был конфликт с президентом Украины Петром Порошенко.

Глава государства заявил в понедельник, что гарантирует клиентам Приватбанка неприкосновенность и целостность их вкладов. Соответствующий законопроект уже внесен президентом в Верховную Раду.

"Что касается старых собственников, то для нас принципиально важна их ответственная позиция. Она зафиксирована в их письмах в адрес правительства и Национального банка. Там черным по белому написано, что они полностью поддерживают переход Приватбанка в собственность государства. Для управления банком мы наняли высокопрофессиональную группу специалистов, к формированию которой присоединились и представители Европейского банка реконструкции и развития", – подчеркнул в видеообращении Петр Порошенко.

Для национализации Приватбанка будут выпущены 30-летние облигации внутреннего госзайма на сумму до 150 млрд гривен (почти 5,5 млрд долларов).

Основанный в 1992 году в Днепропетровске Приватбанк – крупнейший среди 108 действующих в стране финансовых учреждений, его общие активы, по данным на июль этого года, составляли почти 269 млрд гривен (около 10 млрд долларов). На данный момент у этого банка около 20 млн вкладчиков. Он является уникальным прежде всего из-за созданной его программистами электронной платежной системы "Приват24", позволяющей мгновенно производить расчеты между миллионами людей.

Известно, что проблемы у Приватбанка начались несколько лет назад. В 2015-м он не смог расплатиться по части своих долгов, что привело к снижению его рейтинга. В этом году Печерский районный суд Киева обвинил должностные лица банка в присвоении 721 миллионов долларов. Эти деньги были выделены Национальным банком на рефинансирование учреждения. По словам финансового эксперта, руководителя проекта конкурентоспособности "Путь к успеху" Андрея Блинова, сейчас важно, насколько технически быстро пройдет процесс национализации Приватбанка:

– Всю последнюю неделю в крупных городах на фоне очевидного напряжения вокруг банка и учитывая его популярность среди украинских граждан и вкладчиков растет желание последних снять наличные с карт, попытаться закрыть депозиты, и, соответственно, это привело к тому, что банкоматы Привата опустошены. Банк просто физически не успевает их наполнять деньгами и ввел ограничения на снятие наличности. При этом платежи в торговой сети через пост-терминалы и в интернете проходят при прежних лимитах и объемах. Системных сбоев пока не зафиксировано.

Украинское правительство ранее взяло на себя обязательство в случае национализации стратегически важного банка передать его в управление международной компании с высокой репутацией

Главным аспектом национализации является то, насколько собственники, скажем так, дружелюбно воспримут это решение и не будут ставить палки в колеса новому топ-менеджменту банка и, соответственно, новому главному собственнику. Речь идет в первую очередь о доступе и возможностях электронной системы платежей банка, терминалов и прочих IT-систем, которые в "Привате" являются передовыми по украинским, да и по международным меркам. Отдельно нужно отметить, что украинское правительство ранее взяло на себя обязательство в случае национализации стратегически важного банка передать его в управление международной компании с высокой репутацией. До последнего времени проводились консультации Центробанка и администрации президента не только с собственниками банка, но я уверен, что и со штаб-квартирой Международного валютного фонда.

– Как заявляют украинские власти, переход Приватбанка в собственность государства происходит в четкой координации с международными финансовыми организациями и при их поддержке. Действительно ли в МВФ требовали от правительства Украины национализировать Приватбанк? Некоторые украинские СМИ утверждают, что это было одно из основных условий для продолжения одобренной ранее фондом программы кредитования Украины.

Договоренности с МВФ предусматривают такую возможность, но они не являются стопроцентным обязательством Украины

– Нет. Это не является жестким условием. В Меморандуме Украины и МВФ записан факт возможности национализации в случае необходимости. Речь идет о национализации из стратегической группы, а в нее входят три банка, и единственный среди них частный – это Приватбанк. В Меморандуме отмечается, что до конца 2016-го на эти цели может быть потрачено до 166 млрд гривен (более 6 млрд долларов. – РС). То есть договоренности с МВФ предусматривают такую возможность, но они не являются стопроцентным обязательством Украины для получения следующего транша кредита. Обязательства касаются параметрической пенсионной реформы, вопроса обращения земли сельхозназначения, некоторых социальных выплат и, например, введения инструмента коррекции цен на газ для населения. Вот эти параметры действительно четко и жестко приписаны в Меморандуме с МВФ. А национализация системных банков предусмотрена как возможность, а не обязательство украинского правительства.

– По вашему мнению, почему Приватбанк стал проблемным?

– Это был классический украинский банк с частным капиталом одного из олигархов или, правильнее сказать, группы олигархов, которые использовали финансовое учреждение не только как способ зарабатывания денег и возможность влияния на политику и бизнес страны, но и как инструмент кредитования собственного бизнеса. В Приватбанке огромная и серьезная проблема закредитованности собственного бизнеса. Его уровень капитала достаточно низок, всего лишь 21 млрд гривен (777 млн долларов. – РС). В любом случае от собственников банка требовались солидные финансовые вливания в его уставный капитал и очевидно, что они не смогли дать какие-то гарантии планомерного, но достаточно быстрого наращивания этого уставного капитала и сокращения доли кредитования собственных бенефициаров. Это главный фактор, и мне кажется, что политика здесь влияет меньше всего, – говорит финансовый эксперт Андрей Блинов.

Петр Порошенко (слева) беседует с Игорем Коломойским в Днепропетровске, 26 марта 2015
Петр Порошенко (слева) беседует с Игорем Коломойским в Днепропетровске, 26 марта 2015

Тем не менее, о политическом факторе национализации говорят и депутат Верховной Рады, и многие эксперты. Звучат заявления, что государство было заинтересовано сохранить этот системный банк любой ценой, поскольку его падение могло привести к масштабным протестам украинцев и даже к смене власти в стране. О последствиях национализации Приватбанка рассуждает президент Центра рыночных реформ доктор экономических наук Владимир Лановой:

И Коломойский, и другие акционеры согласились с таким вариантом. Это говорит о том, что они уже получили какие-то компенсации

– Мы еще не все знаем, но то, что национализация проведена экстремально, почти как экспроприация, за несколько часов ночью, без каких-то компенсаторных механизмов с учетом прав собственников этого банка, наводит на весьма печальные размышления. Можно предположить, что государство и органы власти располагали какой-то очень нелицеприятной информацией для будущего финансовой системы страны. Коломойский, конечно же, не мог смириться с тем, что у него отобрали компанию "Укрнафта" – это был самый прибыльный его актив, и он, как мне кажется, хотел отомстить за это. Видимо, на это были направлены какие-то действия олигарха, поэтому и состоялась такая скорая национализация. И Коломойский, и другие акционеры согласились с таким вариантом. Это говорит о том, что они уже получили какие-то компенсации. Скорее всего, они начали выводить и, может быть, вывели значительную часть средств Приватбанка за границу. Именно поэтому такая реакция государства и такой ответ владельцев: "хорошо, мы согласны". У нас уже были подобные случаи. Так, например, осенью прошлого года из банка "Финансы и кредит" его владелец, Константин Живаго, вывел большую сумму денег за границу, уехал сам в Лондон и согласился, чтобы у него забрали банк. Схема с Приватбанком очень похожа. Национализация этого системного банка подрывает финансовые механизмы государства. У нас нет больших объемов резервов у Национального банка Украины. А откуда государство возьмет деньги для решения проблем национализированного финансового учреждения? Это непонятно. Тем не менее, решение принято, и это удар по Украине. Государство увеличивает эмиссию внутренних облигаций. По-видимому, будут включены механизмы с участием НБУ, в частности, выкуп на вторичном рынке этих новых облигаций правительства. Но это, конечно же, приведет к росту инфляции.

– Если действительно Игорь Коломойский вывел значительные суммы денег за границу, то может ли быть принято решение, например, Верховной Радой об аресте его активов на территории Украины?

Приватбанк работает не только на розничном банковском рынке, но он финансирует и всю промышленную и бизнес- империю Игоря Коломойского

– Все-таки права собственности есть права собственности. Предприятия принадлежат ему или кому-то из его окружения. И в отличие от банка, на частные предприятия невозможно ввести временную государственную администрацию. Повторюсь, если собственники Приватбанка согласились на национализацию, то значит, их такая ситуация удовлетворяет. Еще недавно Коломойский и другие акционеры говорили, что мы решили все проблемы, провели требуемую докапитализацию Приватбанка и у нас все хорошо. И вдруг Коломойский соглашается отдать банк государству. Это выглядит очень странно. И еще один важный момент. Не нужно забывать, что Приватбанк работает не только на розничном банковском рынке, но он финансирует и всю промышленную и бизнес-империю Игоря Коломойского. Так устроены все олигархические холдинги. И если у Коломойского отбирают этот финансовый центр, то рассыпается вся система. Теперь на предприятиях олигарха, которые находятся в разных регионах страны, возможны рост безработица, бунты, и это может дестабилизировать и политическую обстановку в Украине. Поэтому, возможно, власти будут искать нетрадиционные решения возникших проблем. Наверное, будут инициативы принять, исходя из ситуации, какие-то новые законодательные акты, – предполагает доктор экономических наук Владимир Лановой.

В том, что между Коломойским и Порошенко существует какая-то договоренность, почти уверен и журналист расследовательской программы "Схемы" Михаил Ткач.

С 19 декабря в Приватбанке сроком на три дня введена временная администрация. Ее представители призвали клиентов не паниковать и пообещали, что опустошаемые банкоматы национализированного финансового учреждения будут наполнять деньгами, если потребуется, несколько раз в сутки.

XS
SM
MD
LG