Ссылки для упрощенного доступа

Умножение пространства


"На каждую технологию найдутся люди, которые могут использовать ее во зло"

Довольно скоро реальность поделится на привычную будничную, которая серой повседневностью тащится за окном, и яркую экзотическую, в которую можно попасть, установив в картонные очки смартфон. То есть еще немного – и увлекательные приключения станут доступны каждому, кто в состоянии заплатить за интернет и купить средней стоимости гаджет. Легко предположить, что пресловутая компьютерная зависимость сменится на виртуальную, однако понять, как именно она повлияет на когнитивные способности человека, пока довольно сложно.

Review 01 BAU 121816
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:02:09 0:00

Где используется VR

То, что виртуальная реальность способна воздействовать на физиологию, доказали ученые из международной группы, работавшей в бразильской Лаборатории нейрореабилитации. Восемь пациентов, у которых из-за травмы спинного мозга наступил полный паралич ног, после года упражнений с помощью нейроинтерфейса и тренировок с экзоскелетом начали чувствовать положение конечностей и прикосновения к ним. Правда, точный механизм достигнутого результата ученые определить так и не смогли.

Еще более захватывающий опыт предложил, если верить dailymail, итальянский хирург Серджио Канаверо. Виртуальную реальность он намеревается использовать для подготовки пациентов к операции по пересадке головы, к которой таким образом уже готовится российский программист Валерий Спиридонов, страдающий мышечной дистрофией.

В России виртуальная реальность используется для реабилитации пациентов, как рассказала врач-реабилитолог Научного центра неврологии ФГБНУ Анастасия Хижникова, главным образом в качестве мотивационного компонента:

Если мы погружаем пациента в виртуальное пространство, где он должен тренировать бытовой навык, например, вытирать плиту, и он видит, что полностью управляет данным устройством, видит, как очищается плита, у него повышается мотивация, вера в собственный прогресс.

Алексей Печкин, разработчик устройств виртуальной реальности, отмечает, что сегодня в России инвестиций в проекты по восстановительной медицине практически нет:

Раньше я делал костюмы виртуальной реальности для людей, полностью утративших подвижность. Задача была подключиться к нервным окончаниям, мышечным тканям и т. д., плюс двигали ногу, вызывая определенную нагрузку. Когда пациент надевает шлем виртуальной реальности, он начинает думать, что идет, и нога действительно начинаете идти. И тело быстрее восстанавливается, поскольку нервные связи, которые не повреждены, берут на себя часть задач поврежденных.

С другой стороны, технология VR, как всякая технология, может принести и негативные последствия – например, если шлем VR используется без оптической настройки или слишком долго. После просмотра "кино в формате 360°" зрители говорили о том, что требуется некоторое время, чтобы вернуться в настоящую реальность и голова кружится от избытка впечатлений.

Очевидно, что современный человек, привыкший к плоскому изображению и короткой городской перспективе, постепенно утрачивает способность реагировать на происходящее в радиусе 360 градусов. Так называемое "водительское зрение", когда человек постоянно меняет фокус внимания, с развитием автомобильной роботизации теряет свою актуальность, и сегодня водитель за рулем расслабляется не меньше, чем в домашнем кресле.

Можно, конечно, предположить, что современная жизнь так монотонна и скучна, что человеку требуются дополнительные раздражители. И с этой точки зрения подстерегающие вас в виртуальных кустах тигры или внезапно разверзающиеся под ногами бездны гарантируют возвращение в мир первоначальный, полный опасностей и приключений. Не случайно первое место среди игр, по мнению сооснователя клуба виртуальной реальности Virtuality Club Максима Чижова, занимают квесты. Дальше следуют ужасы, потом гонки и полеты. Другое дело, что любая традиционная игра – это своеобразная форма обучения, тренировка полезных навыков. Виртуальная реальность, возможно, закалит нервную систему, но с той же вероятностью избавит и от жизненно важных рефлексов.

Если вы чувствуете себя в безопасности, находясь в тюремной камере с тремя уголовниками, если не спешите уклониться от плывущей на вас акулы и смело заглядываете в бездну, когда из-под ног уходит земля, – не значит ли это, что реакции в реальной ситуации окажутся таким же вялыми? Это вопрос, считает режиссер, креативный директор проекта VRability Георгий Молодцов, за который следует установить ответственность:

Пока мы ответственность не несем, потому что еще слишком рано, мало экспериментов, чтобы что-то утверждать. Но на каждую технологию найдутся люди, которые могут использовать ее во зло.

Сейчас технология просто тиражируется, проникая в самые разные сферы – от порноиндустрии до образовательных проектов, становясь финансово все более доступной. Например, Netflix запустил видеотеку Netflix Zone, куда вы можете виртуально зайти и выбрать фильм. На рынок новой реальности заявил свои права "Майкрософт", создав платформу Windows Holographic. То есть довольно скоро пространство человека умножится и он окажется перед выбором – жить настоящими буднями или выбрать реальность по собственному вкусу.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG