Ссылки для упрощенного доступа

ЛГБТ по-чеченски


Петербургские активисты протестуют против нарушения прав геев в Чечне
Петербургские активисты протестуют против нарушения прав геев в Чечне

"Новая газета" в субботу рассказала о массовых облавах на геев в Чечне:

На данный момент поступили сведения о задержании уже более сотни мужчин. «Новой газете» известны имена уже троих погибших, однако наши источники утверждают: жертв намного больше.

Информация о задержаниях начала поступать около недели назад и была перепроверена нами и подтверждена беспрецедентно большим количеством источников: в МВД по ЧР, в администрации главы республики, в УФСБ по Чечне, в прокуратуре Чечни, наконец, местными ЛГБТ-активистами. Некоторые из них были задержаны и покинули республику после того, как их выпустили (крайне редкий случай). Некоторые уехали после того, как были задержаны их друзья и знакомые. Задержания проводятся в различных населенных пунктах, не только в Грозном.<...>

Известно, что некоторых задержанных отпускают за «недоказанностью». Однако и в этом случае им грозит опасность, которая исходит как раз от родственников. В Чечне до сих пор распространен древний обычай «убийства чести» — это мера, позволяющая смыть позор с семьи посредством убийства виновника этого позора.


Митя Алешковский:

Господи, какой ужас!

Григорий Туманов:

Какой ад

Елена Костюченко:

нет слов никаких

Светлана Анохина:

Ну что, кто там орал "чего им не хватает, пусть сидят тихо и никто их не тронет"?

Что теперь скажете?

А те, кто писал посты и размещал ролики с призывом убивать - вам как сейчас? Нормалек? Может, сгоняете в Чечню, благо близко, сами примите участие?

Ольга Бешлей:

По-хорошему – нужно теперь выходить за права чеченцев и требовать расследований, порядка, чтобы всех отпустили, не знаю уж чего, но чего-то требовать, потому что так вот нельзя оставлять эту историю. Но только куда теперь выйдешь – завтра ожидается черт знает что, какая-то непонятная акция 2 апреля, по которой уже завели уголовное дело, да и в любой новости мерещится провокация. Очень тревожная сложилась история после 26 марта. Что, впрочем, ожидаемо было.

Александр Шмелёв:

Если это хотя бы в какой-то степени правда, то на мой взгляд, это повод либо для Третьей Чеченской (поскольку "наведения конституционного порядка, провозглашенного как цель Второй, там, похоже, так и не случилось), либо - в крайнем случае - для полного развода с Чечней. Поскольку на территории России такого происходить не может, не должно, и ни в коем случае нельзя с этим мириться вне зависимости от вашего личного отношения к соответствующей ориентации.

Дмитрий Гудков:

Если бы в других регионах России власти так активно не сражались за «скрепы», не было бы сейчас вот этой сотни убийств на Кавказе. Понятное дело, что борьба за права ЛГБТ не должна начинаться именно там, иначе люди будут погибать. В нормальной ситуации там она должна была бы продолжаться. Продолжаться после того, когда в центре страны и люди, и власть уже привыкли к тому, что различия в том, кто с кем спит, не являются поводом для насилия и дискриминации.

Но вместо этого – борьба с «пропагандой», попытки всем известных чиновников и депутатов скрыть собственную природу, запреты гей-парадов. Ведь какой вопрос постоянно задавали мне провокаторы на предвыборных встречах? – Про отношение к гей-бракам. Власть, сама уверена, что одним упоминанием этой темы можно уничтожить оппонента.

А итог такого отношения – нынешние трупы. Надеюсь, у всех тех, кто рассказывал о «городе, свободном от геев», кто бил активистов, кто писал дискриминационные законы и мешал митингам – надеюсь, все они сегодня испытали удовлетворение от хорошо сделанной работы.

Мрачное впечатление от таких новостей только подкрепили официальные комментарии из Чечни.

"Интерфакс" цитирует пресс-секретаря Рамзана Кадырова Альви Каримова:

Появившаяся публикация - это абсолютная ложь - нельзя задерживать и притеснять того, кого попросту нет в республике. <...> Если бы в Чечне были такие люди, у правоохранительных органов не было бы никаких забот с ними, поскольку сами бы родственники отправили бы их по адресу, откуда не возвращаются.

А на радио "Говорит Москва" поговорили с членом чеченского совета по развитию гражданского общества и правам человека Хедой Саратовой:

Я пробежала по этой статье Милашиной в «Новой газете». Читаю эти строки. Мне, в первую очередь как вайнашке, как чеченке, как мусульманке просто, честно, настолько это было больно. Я уверяю вас: в нашем чеченском обществе человек, который себя уважает, уважает свои традиции, обычаи, он сам будет без какой-либо структуры преследовать, он сам будет делать всё, чтобы таких людей в нашем обществе не было.

Поэтому я вас уверяю, что в нашем обществе не должно быть таких людей. Это зло. Я не знаю, откуда оно пришло в наше общество. Но это зло. С которым будет бороться каждый чеченец. Вы не думайте, что я говорю какие-то высокопарные слова. Это реально так. Для нормального общества вот эти вещи, которые описывает «Новая газета» – это неприемлемо. У нас другая культура, у нас другие ценности. И если таковые есть, каждый чеченец с этим будет бороться.

Позднее, уже на Business FM, Хеда Саратова попыталась оправдаться:

Буквально перед интервью этому злополучному радио «Говорит Москва» я впервые услышала об этой проблеме. То, что в мире они есть, естественно, я знала, но никогда не слышала, что они есть в нашем обществе. Меня все это повергло в шок. Может быть, я была даже немного невменяема, когда давала интервью. Я сожалею, что я говорила некоторые фразы, например, о том, что родственники не будут сожалеть о том, если с ними что-то произойдет. Об этом я действительно сожалею. В тот момент меня вот эта цифра, которая была названа «Новой газетой» — 100 человек — повергла в шок. Я не призываю никого к насилию. Я 18 лет на этой работе, и я пытаюсь защищать права человека, насколько у меня хватает сил и возможностей. Я не говорю, что в республике нет никаких проблем. Есть задержания, есть и проблемы социального характера, но я была на 200% уверена, что этой проблемы в нашем обществе не было и быть не могло. Почему-то в новостной ленте я не вижу ни вопросов, ни ответов по поводу «Новой газеты», которые просто выдали цифру и не выдали ни одного факта. Почему поощряют то, что они задели честь и достоинство людей, которые задержаны, которым и так плохо в этих СИЗО, если они не являются представителями этих сообществ. Почему пытаются очернить образ чеченских правозащитников, меня лично, что я якобы призвала к насилию и убийству людей — я этого не говорила. Может, кто-то между строк это увидел, но я этого не говорила. Я была уверена, когда говорила об этом, что таковых в нашем обществе нет

Но убедить кого-то ей было уже довольно сложно.

Андрей Коняев:

Права человека по-чеченски

Сергей Хазов-Кассиа:

Пресс-секретарь Кадырова повторил слова того <чудака> мэра из Ленинградской области. В Чечне геев нет. А если есть, мы их убьём. Господи, какой же мрак. Ещё раз нам напомнили, что ни <черта> мы не в Европе, а в средневековой, <блин>, Руси.

Антон Красовский:

Никакой России на самом деле нет.

Ещё одна тема - ответственность самих ЛГБТ-активистов. Спор разгорелся вокруг этого куска статьи:

В начале марта на Кавказе российские ЛГБТ-активисты, участники проекта GayRussia.ru в рамках своей общероссийской судебной кампании, подали заявления о намерении провести серию гей-парадов в четырех городах Северо-Кавказского федерального округа. Так, 9 марта проживающий в Свердловской области ЛГБТ-активист Владимир Климов прислал по почте в администрацию Нальчика и областную администрацию Кабардино-Балкарии «уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия». В уведомлении было указано, что шествие планируется провести по главным улицам в историческом центре Нальчика, предполагаемое количество участников мероприятия — 300 человек (в распоряжении «Новой газеты» есть скан заявления). Администрация Нальчика предсказуемо ответила отказом. Собственно, именно этого, заявители, судя по всему, и добавились. Аналогичные заявления также были поданы московскими ЛГБТ-активистами 9 и 10 марта в Черкеске, в Ставрополе и в Майкопе..

Информация о намерении активистов проекта GayRussia.ru (руководитель проекта известный московский ЛГБТ-активист Николай Алексеев) провести гей-прайды в регионах Кавказа попала в СМИ. На всем Кавказе это известие вызвало массовые протесты, где выступающие демонстрировали высокий уровень агрессии. В соцсетях появились выполненные с разной степенью креативности ролики и призывы к убийству людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

Ирина Костерина:

вот статья от Елены Милашиной о том, как финансовые интересы Николая Алексеева и подача заявок на проведение гей-парадов в нескольких городах на Северном Кавказе спровоцировала охоту на геев в Чечне.
ничего личного, просто бизнес такой у ЛГБТ-активиста.
хорошо бы это учесть ЕСПЧ при вынесении решения.

Антон Красовский:

Когда твоя профессия – провокатор.

Сергей Хазов-Кассиа:

Нет слов. Просто нет слов. Не знаю, насколько передёргивает НГ и связаны ли облавы против геев с деятельностью этого придурка Алексеева, но даже если десятая часть из этого правда, это просто страшно. Руки опускаются.

Кроме того, для меня стало новостью, что Алексеев зарабатывает эти десятки тысяч евро, живя за границей и отправляя свои заявы по почте - куда он тратит эти деньги?

Анна Бо:

Все, кто открыто возражают власти могут ее справоцировать - и что теперь всем молчать в тряпочку? Что за стокгольмский синдром? В происходящем виновата полиция и власти Дагестана (так в оригинале - РС), а не лгбт активисты!

Павел Чиков:

Возникает ложное впечатление, что это Алексеев виноват в убийствах кавказских геев. И на Камчатке тоже, оказывается, про историю однополых отношений среди местного населения нельзя заикаться. Давайте не будем говорить про права и свободы вообще, как будто их нет, может, власти смилуются и меньше людей пострадает.

Елена Милашина:

Алексеев сознательно устроил провокацию, Павел. Защищать права можно только одним способом. Ты идешь впереди и стреляют в тебя. Все остальное - подлость и подстава. Не было бы этого заявления, не было бы убийств в Чечне.

Николай Алексеев:

Вакханалия, которую подняла "Новая газета", это провокация. Я готов лично побывать в Грозном и подать уведомления о проведении публичных ЛГБТ-мероприятий в соответсвии с российским и чеченским законодательством. И я уверен, что эти уведомления будут рассмотрены в соответствии с действующим законодательством. Такие уведомления уже поданы в 78 из 85 субъектов РФ. Не вижу никакой проблемы. Обычные страшилки...

Между тем, уже к утру воскресенья тема стала постепенно уходить на второй план под давлением других громких новостей.

Николай Храмов:

Объясните мне ради всего святого, что это за история с вчерашней публикацией "Новой" о гей-апокалипсисе в Чечне??? Кто в курсе?

Михаил Виноградов:

Тема вполне деликатна, определенно высказаться сложно. но разобраться не мешало бы.
Из того, что я вижу:
1. Если вчера российские СМИ охотно печатали про преследования геев в Чечне, сегодня этого почти нет - в основном украинские, зарубежные и второстепенные издания.
2. Однако оценки публикации как первоапрельского фейка тоже единичны и в основном во второ- и третьестепенных изданиях типа какого-нибудь "Ридуса".
3. Чеченские комментарии и опровержения были вчера атипично малозлобными - было видно, что новость не особенно кого-то расстроила.

Аббас Галлямов:

Может это молчание - тактическое? Либералы поумнели и понимают, что превращение в "защитников геев" дискредитирует их в глазах большинства и, соответственно, выгодно властям. Вот и не дают провластному пропагандистскому аппарату повода для навешивания такого ярлыка.

И это при том, что сначала статью "Новой" даже сочли попыткой "отвлечь" от резонансных протестных акций.

XS
SM
MD
LG