Мэрия Вологды предложит горожанам выбрать в интернете, какие дворы отремонтировать в ближайшие годы. Это выглядит не слишком удачной шуткой, но вот, пожалуйста, цитата с официального сайта города:
Список территорий утвержден... на заседании общественной комиссии. В него вошли 94 двора и 11 общественных пространств. Эти заявки выставлены на онлайн-голосование. Мнения вологжан... учтут при формировании программы на 2017 год.<...>
Напомним, что прием заявок на участие в проекте завершился, всего поступило 366 обращений по вопросу ремонта дворов. Все их рассмотрела специальная комиссия, которая оценила проекты по 18-балльной шкале. Учитывался не только пакет документов, но и платежная дисциплина жильцов, их активность. Заявки, набравшие 7 баллов и выше, прошли во второй этап и выставлены на интернет-голосование.
Затея спорная на всех своих этапах. Во-первых, количество дворов в Вологде, разумеется, измеряется тысячами. Отремонтировать стоило бы более-менее все. Дворов, нуждающихся в фундаментальном ремонте прямо сейчас, по меньшей мере сотни.
Здесь же администрация делает как минимум две странных вещи. Во-первых, перекладывает часть собственной работы на плечи вологжан: подайте заявку на ремонт, еще и проект сами составьте. Во-вторых, оставляя в программе меньше ста дворов, ставит решение в зависимость от онлайн-голосования. В переводе на русский: мы отремонтируем те дворы, где живет больше молодых людей, активно пользующихся интернетом и вовлеченных в социальные сети.
С другой стороны, если отвлечься от сомнительности процедуры, все понимают, почему речь идет о скромном количестве дворов и для чего потребовалась такая фильтрация через интернет.
Разумеется, у города просто нет денег, и это всем известно. Но здесь немного задержимся.
Все расходы бюджета Вологды в 2017 году – 5,5 миллиарда рублей.
Все расходы бюджета Вологодской области – 61,4 миллиарда.
Бюджет Москвы составляет чуть меньше двух триллионов рублей.
А вот, на минуточку, титанический проект по расселению московских хрущевок – Сергей Собянин оценивает его стоимость в три триллиона.
Очевидно, что возможно это только на федеральные деньги.
Между тем в Вологодской области больше 6% жилья ветхое или аварийное. В Архангельской области больше 8%, в Республике Коми больше 9%. Для европейской части России это самые большие показатели, но есть еще и Северный Кавказ, и Дальний Восток.
При этом, когда мы говорим "ветхое жилье" в российской глубинке, мы не имеем в виду ничего похожего на те самые московские пятиэтажки. Большинство людей, живущих в "ветхом жилье" в Вологде или Архангельске, сочли бы за счастье переехать в дома, которые в Москве будут сносить и расселять за три триллиона рублей.
А это, напомню, несколько десятков бюджетов одного российского региона, не самого маленького и не самого бедного.
Здесь можно было бы пуститься в рассуждения о зажравшейся столице и лозунги вроде "хватить кормить Москву", но и это было бы неверно. Уверен, что интересы москвичей вообще мало кого интересуют. Просто московский проект – это концентрация больших ресурсов в одном месте, а это и кормит столичных застройщиков, и повышает политический вес Собянина, и оставляет лакомый кусок для распилов.
Распыление тех же денег в небольших городах такого эффекта никогда не даст, хотя они позволили бы фактически вытащить из трущоб и бараков миллионы людей.
А значит, пускай держатся, хорошего им настроения. Могут хотя бы проголосовать за ремонт двора, вдруг повезет.
Иван Беляев – журналист Радио Свобода
Высказанные в рубрике "Блоги" мнения могут не отражать точку зрения редакции