Президент России Владимир Путин встречается с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
До этого в течение нескольких часов проходили переговоры Тиллерсона с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым.
Центральной темой первого визита нового госсекретаря США в Москву стала ситуация в Сирии.
За несколько часов до прибытия в Москву Тиллерсон фактически поставил Кремлю ультиматум: либо он продолжает поддерживать Асада, либо присоединяется к западным странам, считающим, что у нынешнего режима в Сирии нет перспектив. В Москве же Асада продолжают защищать, признавая, что российско-американские отношения переживают самый сложный период с окончания холодной войны. То, что уровень доверия на рабочем уровне с властями США "не стал лучше" и "скорее всего, деградировал", признал и президент Владимир Путин в интервью телеканалу "Мир". Так он ответил на вопрос о том, стали ли хуже отношения между США и Россией при Трампе, нежели при предыдущем президенте, Бараке Обаме.
В Москве считают неправильным ставить партнеров перед выбором в ультимативной форме
В начале встречи с Рексом Тиллерсоном Сергей Лавров сказал, что в Москве считают неправильным ставить партнеров перед выбором в ультимативной форме. "Нам очень важно понять вашу позицию, позицию США, реальные намерения вашей администрации. Наша последовательная линия формируется исключительно в русле международного права, а не под воздействием сиюминутной конъюнктуры или ложного выбора: либо вы с нами, либо против нас", – отметил он. При этом Лавров заявил о недопустимости повторения ударов по Сирии. В ответ госсекретарь США Рекс Тиллерсон выразил надежду, что "встреча будет содействовать открытому, откровенному диалогу для того, чтобы мы могли делать все для того, чтобы продвигать наши отношения в положительном направлении". "Эта встреча происходит в очень важный момент, когда мы пытаемся прояснить позиции друг друга и поговорить о тех областях, в которых наши цели, задачи и интересы совпадают, несмотря на различия в тактических подходах", – отметил Тиллерсон.
После победы на президентских выборах в США республиканца Дональда Трампа в Кремле действительно не скрывали надежд на улучшение российско-американских отношений, заметно испортившихся при демократе Бараке Обаме. Однако эти мечты оказались недолговечными. В минувший вторник, 4 апреля, не менее 86 человек погибли, более 500 пострадали от отравления неизвестным газом в районе удерживаемого сирийской оппозицией города Хан-Шейхун (позже в результате анализов турецкие специалисты установили, что это был запрещенный нервно-паралитический газ зарин).
США и другие западные страны, а также международные эксперты практически сразу же обвинили в химической атаке режим Башара Асада, которого поддерживает Россия. В частности, об этом шла речь на заседании Совета Безопасности ООН 5 апреля:
Официальный Дамаск эти обвинения тогда отверг. Там заявили, что правительственная армия не применяла химического оружия, настаивая на том, что в результате авианалета были уничтожены запасы химических боеприпасов, принадлежавшие оппозиции. Мол, это и стало причиной гибели десятков гражданских лиц. О поддержке этой же версии заявили и в Москве, официальный представитель Министерства обороны Игорь Конашенков также говорил об авианалете на завод "боевиков", где, в том числе, хранилось их химическое оружие.
Спустя три дня, рано утром 7 апреля, Соединенные Штаты нанесли удар крылатыми ракетами "Томагавк" по военно-воздушной базе Шайрат в провинции Хомс, используемой сирийской армией. В результате база получила значительные повреждения, власти Сирии сообщили о погибших и раненых. Согласно заявлению Пентагона, 59 крылатых ракет были выпущены с борта американских эсминцев, находящихся в Средиземном море. Их целью были боевые самолеты, укрепленные укрытия для самолетов, склады горючего, бункеры с боеприпасами, системы противоракетной обороны и радары.
Также сообщалось, что были предприняты все усилия, чтобы предотвратить потери среди гражданского населения и уменьшить риск для обслуживающего персонала авиабазы в соответствии с Законом о ведении вооруженных конфликтов. Удар был нанесен по приказу президента США Дональда Трампа в ответ на применение сирийской авиацией химического оружия против мирных жителей. Пентагон опубликовал видео ракетного удара. Президент Дональд Трамп выступил с обращением к нации.
Официальная Москва резко осудила действия Вашингтона. Как заявил тогда пресс-секретарь главы российского государства, президент России Владимир Путин считает, что ракетный удар США по Сирии является агрессией против суверенного государства и нарушает международное право, причем под "надуманным предлогом". Также он отметил, что "сирийская армия не располагает запасами химического оружия". При этом Дмитрий Песков подтвердил, что российская сторона была оповещена заранее по имеющимся каналам связи о нанесении США авиаударов в Сирии. В итоге Россия приостановила действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, заключенного с США, а также пообещала усилить систему ПВО сирийской армии.
За минувшие несколько дней позиции сторон ничуть не изменились. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон прилетел в Москву из Италии после заседания совета министров стран G7, где сделал весьма жесткие заявления в адрес Кремля. Фактически он поставил России ультиматум: либо она продолжает поддержку "ненадежного партнера" в лице президента Сирии Башара Асада, либо присоединяется к государствам Запада и играет важную роль в будущем этой страны. "Мы хотим создать стабильное и безопасное будущее для Сирии. Россия может быть частью этого будущего и сыграть важную роль, или Россия может продолжать союзнические отношения с людьми, которые, по нашему убеждению, вредят ее долгосрочным интересам", – сказал он, добавив, что у режима Асада нет перспектив.
При этом Тиллерсон вновь заявил, что Россия фактически не обеспечила уничтожение арсенала химического оружия Сирии. "Наличие запасов и постоянное использование [химического оружия] показывают, что Россия не выполнила свои обязательства 2013 года по химическому разоружению Сирии. Нельзя сказать, результат ли это несерьезного подхода России или ее некомпетентности, но погибшим в итоге до этого нет дела. Мы не можем допустить, чтобы такое повторилось вновь", – отметил госсекретарь США.
Мнение США о том, что будущее Сирии не должно быть связано с президентом Башаром Асадом, разделяют и страны G7. На саммите их министров иностранных дел в Италии, как сообщается, речь шла и о возможном расширении санкций против России. Однако предложение США и Великобритании не получили поддержки Германии, Италии и Евросоюза в целом, пишет британская газета The Independent. По ее информации, страны ЕС и Канада до принятия каких-либо дополнительных мер настаивают на полном расследовании химической атаки 4 апреля, в том числе непосредственно на месте ее проведения. При этом новые санкции против Кремля остаются в повестке дня.
Не дожидаясь результатов расследования, Россия вновь заявила о бездоказательности обвинений в случившемся властей Сирии
Заявления о необходимости расследования случившегося в Хан-Шейхуне – это, пожалуй, единственный пункт, по которому позиции России и стран Запада совпадают. За несколько часов до прилета Рекса Тиллерсона в Москву российский МИД опубликовал коммюнике, в котором обратился к Вашингтону с просьбой дать согласие на "объективное расследование с привлечением ОЗХО (Организация по запрещению химического оружия. – РС) инцидента с химическим отравлением 4 апреля жителей сирийского Хан-Шейхуна". При этом, не дожидаясь результатов такого расследования, Россия вновь заявила о бездоказательности обвинений в случившемся властей Сирии, обратив внимание на то, что "в том районе орудуют боевики, которые занимались изготовлением начиненных отравляющими веществами фугасов".
В целом, как говорится в заявлении российского МИДа, в Москве рассчитывают на полезность российско-американских переговоров. "Хотели бы отметить, что рассчитываем на продуктивные переговоры. Это важно не только для перспектив дальнейшего двустороннего сотрудничества, но и для общей атмосферы на международной арене", – отмечается в коммюнике.
Но в нем же и говорится, что "российско-американские отношения переживают самый сложный период с окончания холодной войны".