Ссылки для упрощенного доступа

"Система не имеет заднего хода"


Дмитрий Бученков
Дмитрий Бученков

Cудят "последнего болотника", который не был на Болотной площади

В Замоскворецком суде Москвы 16 мая состоялся допрос последнего на сегодняшний день фигуранта "Болотного дела" – Дмитрия Бученкова. Его обвиняют в участии в массовых беспорядках и в применении насилия по отношению к сотрудникам полиции во время событий 6 мая 2012 года в Москве. Бученков настаивает: пять лет назад на Болотной площади он не был, а ездил к родителям в Нижний Новгород. Об этом он подробно рассказал в суде.

Это всего второе заседание по делу Дмитрия Бученкова – на прошлом, в конце апреля, представитель прокуратуры огласила обвинительное заключение, и прежде чем перейти к исследованиям доказательств, адвокаты попросили суд допросить их подзащитного.

Следствие считает, что 6 мая Бученков бил руками и ногами сотрудников полиции, с одного сорвал шлем, а также вместе с другими демонстрантами "переворачивал и уничтожал" туалетные кабинки. Всего ему вменяется шесть эпизодов – это больше, чем у любого другого фигуранта "Болотного дела". Адвокаты Бученкова настаивают: эти действия совершал не их подзащитный, а другой человек, который фигурирует в материалах дела как "Козырек". Адвокат Илья Новиков объявил вознаграждение в размере 250 тысяч рублей за информацию о "Козырьке". Пока, по его словам, личность этого человека не установлена.

Фото из материалов дела: слева предполагаемый "Козырек", справа - Дмитрий Бученков. Следствие считает, что это один и тот же человек
Фото из материалов дела: слева предполагаемый "Козырек", справа - Дмитрий Бученков. Следствие считает, что это один и тот же человек

"Движение "За честные выборы" начало выдыхаться, и никто не ожидал, что акция получится такой, – рассказывает Дмитрий Бученков о том, почему он решил не ходить 6 мая на Болотную площадь. – Я был одним из заявителей акции 1 мая 2012 года ("Левый марш". – РС), мне показалось, что этого было достаточно, все было сказано там, и я уехал к родителям в Нижний Новгород".

В своих показаниях Дмитрий Бученков говорит о том, как провел первые майские дни 2012 года: 5 мая он выехал в Нижний Новгород к родителям, рано, чтобы избежать пробок, но все равно добирался долго – "путь занял 8–9 часов, приехал в Нижний Новгород поздно, около 21–22 часов, поужинал и лег спать". Следующий день, 6 мая, он провел с семьей на даче за городом: "На даче мы с отцом чинили крышу, а еще в нашей семье есть такая традиция – на майские праздники мы готовим шашлыки", – рассказывает Бученков. По его словам, в Москву он вернулся только утром 8 мая, а вечером в тот же день улетел в Грецию.

Акция в поддержку "узников Болотной" в Санкт-Петербурге
Акция в поддержку "узников Болотной" в Санкт-Петербурге

Дмитрий Бученков пояснил, что в деле есть результаты оперативно-розыскных мероприятий, которые подтверждают его слова: его автомобиль, на котором он ехал в Нижний Новгород и обратно, несколько раз попадал на камеры видеонаблюдения. Также, по его словам, есть электронные письма, в которых он сообщал, что не собирается 6 мая на оппозиционную акцию и будет отсутствовать в стране.

Адвокаты Дмитрия Бученкова убеждены, что его подзащитный привлекается к уголовной ответственности незаконно – "при очевидной непричастности к преступлению", а его преследование связано с его общественной деятельностью.

История Дмитрия Бученкова особенная – его на этой площади не было

38-летний кандидат политических наук Дмитрий Бученков придерживается, как он сам поясняет, анархо-коммунистических взглядов. Он выпускал сатирическую газету "Московская электричка", был заявителем и организатором некоторых протестных акций, включая митинг левых сил 1 мая 2012 года, а также акций в поддержку "узников Болотной". Бученков преподавал в Российском национальном исследовательском медицинском университете имени Н.И. Пирогова (и до сих пор числится среди сотрудников вуза) и опубликовал около 30 научных работ. Свое присутствие на украинском Майдане, которое упоминается в материалах дела и, по словам Бученкова, преподносится следствием как "нечто компрометирующее", он также объясняет научным интересом.

По словам адвоката Ильи Новикова, в ситуации, когда у Бученкова есть фактически алиби, защита может настаивать только на одном – на его оправдании:

– Это дело сильно отличается от всех предыдущих уголовных дел. По другим эпизодам "Болотного дела", по более чем 30 фигурантам в каждом случае не оспаривалось, что человек был на Болотной площади, вопрос был в том, бил он кого-то из полицейских или не бил, насколько сильно бил... История Дмитрия Бученкова особенная – его на этой площади не было. Сегодня он показал суду, ссылаясь не только на свои какие-то личные воспоминания и на показания своих близких (к этим вещам у нас суд всегда относится с недоверием), но и на оперативные данные. С самого начала, еще до того, как он был задержан, следствие получило оперативную справку с камер наблюдения за дорожным движением, что Бученков 5 мая три раза попал на камеры, когда двигался из Москвы в Нижний Новгород, и 8 мая пять раз попал на камеры, когда ехал обратно. И он говорит: "Смотрите, это ваши собственные материалы, которые подтверждают, что меня не было в Москве все эти дни". Следствие их игнорировало, они не подвергались изучению. Они есть в материалах дела, суд их увидит, но заместитель генерального прокурора Гринь, когда подписывал обвинительное заключение, их, видимо, не видел и не имел в виду.

Илья Новиков
Илья Новиков

– Зачем тогда нужно это дело, почему его нельзя было закрыть?

– Потому что система не имеет заднего хода. Следователь кого-то уже взял под арест, и выпустить его – значит дать ему право на реабилитацию, а это позор мундира Следственного комитета. Следственный комитет никогда не выпускает. Как он изначально попал туда? Все строится на видео. Был некий человек в темной одежде, в темном капюшоне, который натянут поверх кепки с козырьком, который действительно очень активно себя ведет. Он бьет полицейских, распыляет газ, переворачивает туалетные кабинки. Было понятно, что этого человека, как и многих, кто попал на видеокадры и не был задержан сразу, будут искать. И вот они искали его почти четыре года, никого, видимо, не нашли, и после этого нарисовалась оперативная справка о том, что, возможно, этот человек – анархист Дмитрий Бученков, который многократно светился на видеозаписях других митингов. Он сегодня рассказывал, что был организатором митинга 1 мая 2012 года, то есть вся та переписка, которую сейчас следствие вытаскивает, говоря, что это он готовился к 6 мая, – это он готовился к 1 мая. Поскольку искали человека с вытянутым лицом, подобными чертами и носом с горбинкой, вот первый анархист, который попал под это описание, – Бученков и был назначен этим человеком.

Они искали его почти четыре года, никого не нашли, и после этого нарисовалась оперативная справка о том, что, возможно, этот человек – анархист Дмитрий Бученков

Прошло две экспертизы, и первая экспертиза проводилась по паспортной фотографии 10-летней давности. Притом что у Бученкова полно фотографий "ВКонтакте", можно было взять любую, они зачем-то взяли старую, маленькую, низкого качества фотографию. Вторая экспертиза проводилась уже по хорошим фотографиям Бученкова, но по одной единственной видеозаписи, притом что в деле их пять. И сами эксперты, которые проводили, пишут: нам очень сильно мешает провести экспертизу то, что этот человек в капюшоне, что у него не видно ушей, что у него закрыта часть лица, лоб у него закрыт, это все снижает качество опознания. Но в деле были записи, когда человек без капюшона и без кепки, и они не пошли на экспертизу. То есть следствие проводило экспертизу, заведомо мухлюя с теми материалами, которые мы им передали. И как финальная точка, что позволяет мне совершенно уверенно говорить, что следствие к концу предварительного расследования уже понимало, что они взяли не того человека, и саботировало сознательно действия защиты, – это то, что более чем 10 ходатайств, которые мы с моей коллегой адвокатом Сидоркиной заявили в последний день следствия, которые должны были быть обязательно рассмотрены, прежде чем дело пойдет в прокуратуру, рассмотрены не были. То есть не то что в них отказали, их просто не рассмотрели, вернули по почте. Это абсолютно возмутительная история! Единственное светлое пятно – это то, что Бученкова освободили из-под стражи, он сейчас находится под домашним арестом и по крайней мере длительный летний процесс не будет для него столь тяжелым, каким он бывает для людей, которые находятся под стражей, изнывают в клетках, в автозаках в июле и особенно в августе ездят по всей Москве. Но все остальное пока оптимизма не внушает ни в действиях следствия, ни в действиях прокуроров. Про суд пока говорить не буду.

Должен быть браслет, который цепляется на ногу или на руку и позволяет следить, что человек не выходит из дома. У Дмитрия этого браслета нет, на него не хватило

– В марте Дмитрия перевели под домашний арест, а какие сейчас у него условия?

– Он живет в своей квартире в Апрелевке. Причем в этом есть даже комическая нота своеобразная – наш ФСИН настолько бедный или разоренный, не знаю, как правильно, у него не хватает на всех держащихся под домашним арестом людей браслетов. По нормальному порядку должен быть браслет, который цепляется на ногу или на руку, который позволяет следить, что человек не выходит из дома. У Дмитрия этого браслета нет, на него не хватило. Но поскольку этот Замоскворецкий суд не решился все-таки окончательно перевести его под подписку, то сейчас на все заседания с ним ездит тетенька – офицер ФСИНа, которая на электричке сопровождает его, опасного бандита, в Москву. Притом что никак проконтролировать, что происходит между этими поездками, ни ФСИН, ни суд не могут, и фактически тот режим, в котором он находится, соответствует подписке о невыезде. Но поскольку перевести лицо под такую подписку – это ответственность, которую никто на себя не хочет брать, то они говорят: "Ну, вроде как он под домашним арестом, пусть так будет и дальше". Это мешает жить, естественно, это мешает, в том числе, готовить свою защиту. Например, Дмитрий не может приехать ко мне в офис, это я вынужден ехать к нему домой и там с ним обсуждать. Но и за это спасибо, что называется, потому что большинство остальных подсудимых по "Болотному делу" были под стражей до самого конца, – заключает Илья Новиков.

Слушания по делу Дмитрия Бученкова продолжатся в Замоскворецком суде 24 мая. Ожидается, что гособвинение начнет представлять свои доказательства.

Дмитрий Бученков, который на сегодняшний день является последним фигурантом "Болотного дела", был арестован спустя почти три с половиной года после событий 6 мая – в декабре 2015 года. Так называемое "Болотное дело" было возбуждено в мае 2012 года, после того как 6 мая 2012-го оппозиционная акция "Марш миллионов" завершилась столкновениями с полицией. Власти посчитали эти события массовыми беспорядками. К ответственности были привлечены более 30 человек, никто из обвиняемых оправдан не был.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG