Дело об исчезновении из Тбилиси известного азербайджанского журналиста, автора ряда журналистских расследований Афгана Мухтарлы, не теряет актуальности и остается в "политической повестке" дня, в том числе Грузии.
Грузинская оппозиция и общественность настаивают на тщательном расследовании инцидента, произошедшего вечером 29 мая в самом центре Тбилиси. Афган Мухтарлы утверждает, что его похитили неизвестные в форме грузинской полиции и через 12 часов он оказался в следственном изоляторе Баку. 31 мая против него возбуждено уголовное дело по нескольким уголовным статьям, журналиста арестовали на три месяца. В четверг Бакинский апелляционный суд отказал защите Мухтарлы о переводе его под домашний арест.
Европарламент принял резолюцию, потребовав от властей Грузии расследовать произошедшее и привлечь виновных к ответственности
Афгана Мухтарлы обвиняют в контрабанде и незаконном переходе границы. Ему грозит длительное тюремное заключение. Но международная реакция на исчезновение журналиста в стране, оформившей с ЕС "соглашение об ассоциации" и добившейся безвизового режима с Европейским союзом, оказалось принципиальной: Европарламент принял резолюцию, потребовав от властей Грузии расследовать произошедшее и привлечь виновных к ответственности.
Грузинские власти по-прежнему категорически отрицают какую-либо причастность к похищению Мухтарлы. Генеральный прокурор Ираклий Шотадзе сообщил, что официально обратился к азербайджанским коллегам с просьбой допустить к Афгану Мухтарлы грузинских следователей. Ответа из Баку пока нет.
Камран Алиев, заместитель генерального прокурора Азербайджана, побывавший на днях в Грузии, заявил, что "дело Мухтарлы" будет расследовано в соответствии с законодательством Азербайджанской республики. "Вы не волнуйтесь, он чувствует себя хорошо", – заметил господин Алиев, тут же отвергнув версию о "похищении в центре Тбилиси".
Но Лейла Мустафаева, супруга пропавшего журналиста, заявила в эксклюзивном интервью Радио Свобода, что Афган страдает от сердечных болей и ему отказали в лечении диабета.
– Он смог мне позвонить лишь через месяц после похищения, – говорит Лейла Мустафаева. – Постарался меня успокоить, попросил позаботиться о дочке... В общем, обсудили семейные дела. Ни о чем другом мы говорить, конечно, не могли, потому что разговор прослушивался.
– А почему ему на днях стало плохо – с ним грубо обращались?
Ему в течение недели не давали лекарство от диабета. После 22 июня уровень сахара в крови повысился
– Дело в том, что ему в течение недели не давали лекарство от диабета. После 22 июня уровень сахара в крови повысился. Мы за него очень беспокоились. Кроме того, у него есть боли в сердце. Потому что, когда Афгана похитили в Тбилиси, похитители ударили его прямо в грудь, чтобы он не смог кричать. Сейчас Афган сидит в маленькой комнате площадью восемь квадратных метров. Там невозможно развернутся, а ведь врачи ему предписывали побольше двигаться и проходить не меньше трех километров в день. Движение ему необходимо как диабетику. Он оптимист и всегда был таким. Во время нашего разговора его голос был бодрым, но не таким, как раньше. Я ведь это почувствовала. Постарался меня успокоить, пошутив, что посадят "всего на восемь лет".
По словам Лейлы Мустафаевой, с ее супругом смогли встретится лишь адвокаты и представители Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Адвокаты Афгана Мухтарлы готовят иск в европейский суд по правам человека против правительств двух государств – Азербайджана и Грузии, поскольку, хотя азербайджанский журналист содержится в бакинском СИЗО и обвинения против него выдвинули именно азербайджанские власти, сам он утверждает, что похищение произошло на территории Грузии. Причем с активным участием представителей грузинских силовых структур.
– Иногда случалось, что он приходил очень поздно, – рассказывает Мустафаева. – Но хотя бы звонил предупредить. В тот день я легла, потому что была уставшей. Легла вместе с дочкой. Не беспокоилась, думала, может, батарейка на мобильном села. Но утром поняла: с ним что-то случилось.
– И кому вы звонили в первую очередь?
Они дважды меняли машину и наконец передали его азербайджанским спецслужбам в Лагодехском районе Грузии
– Его другу, с которым он встречался в тот день. Они расстались вечером, и Афган поехал домой. После этого мы пошли в полицию и подали заявление о пропаже человека. Но полиция действовала очень медленно, они явно ожидали реакции из Азербайджана. Затем мне журналисты сообщили, что Афган звонил своему адвокату и что он в бакинском СИЗО. Я была в шоке. Потом он мне передал через адвоката, где именно его похитили (в 100 метрах от места, где сейчас находимся, то есть около дома, где мы жили вместе с дочкой), как похитили и что похитители были одеты в форму грузинской полиции, говорили по-грузински и постоянно "докладывали" наверх. Они дважды меняли машину и наконец передали азербайджанским спецслужбам в Лагодехском районе Грузии.
Лейла Мустафаева приехала в Грузию в 2015 году, поступив в один из тбилисских вузов. Вскоре к ней присоединился и ее супруг. По словам жены, в Азербайджане Афгану угрожали, требовали прекратить журналистские расследования коррупционной деятельности властей, а однажды предложили в качестве взятки квартиру. Журналист отказался и продолжал публиковать расследования на ресурсе "Мейдан-ТВ". И в итоге был вынужден уехать из Азербайджана после многочисленных угроз и ареста коллег.
– Он был вынужден уехать после ареста корреспондента Радио Свобода Хадиджи Исмаиловой. Ему неофициально сообщили, что ему тоже грозит арест. И Афган переехал в Грузию, поскольку думал, что здесь более или менее безопасно, – рассказывает Лейла.
– Какие именно дела в Грузии он расследовал?
– Афган расследовал деятельность PashaBank, который принадлежит дочери Ильхама Алиева. И Cargo company. Причем результаты расследования уже были опубликованы.
– Вы подвергались какому-то давлению в Грузии? Вам говорили, что не стоит здесь оставаться?
– Мы чувствовали слежку. В январе нам неофициально сообщили, что против Афгана в Грузии якобы возбуждено уголовное дело.
– Вы не думали о том, чтобы покинуть Грузию?
– Нет, нам казалось, что пока можем оставаться здесь.
И в мыслях не было, что в центре грузинской столицы могут похитить журналиста и тайно переправить через границу
По словам Лейлы Мустафаевой, они вместе с супругом рассматривали различные варианты развития событий. И наихудшим среди них был возможный арест Афгана Мухтарлы, а затем официальные переговоры между Тбилиси и Баку об его экстрадиции в Азербайджан, но у них и в мыслях не было, что в центре грузинской столицы могут похитить журналиста и тайно переправить через границу.
Грузинские власти прямо не говорят, но всячески намекают, что, возможно, Афгана Мухтарлы не похищали в центре Тбилиси, а как-то выманили на грузино-азербайджанскую границу и его арест состоялся именно в так называемой "зеленой пограничной зоне".
– Это просто бред, – убеждена Лейла. – Это неправда. Афган был избит. Он что, сам себя избил?
Супруга журналиста не обращалась к грузинским властям с просьбой о предоставлении политического убежища, хотя у нее была такая возможность и в Грузии, и в некоторых европейских государствах. Но она (как и Афган Мухтарлы), по ее словам, "не желали, терять гражданство Азербайджана". По той же причине она отказалась от предложения премьер-министра Георгия Квирикашвили о предоставлении ей грузинского гражданства. Впрочем, к этому предложению грузинских властей Лейла относится скептически:
Моя деятельность противоречит интересам Грузии
– Это было некое шоу. Потому что в прошлом году мне сказали, что я занимаюсь "опасным делом" и моя деятельность противоречит интересам Грузии. По этой причине мне отказали и в виде на жительство.
– Как вы думаете, чем Баку смог повлиять на грузинские власти, если действительно силовые структуры Грузии участвовали в похищении вашего супруга? В конце концов грузинские власти ведь не могли не знать, что это вызовет огромный резонанс и в самой Грузии, и на Западе?
– В том то и дело, что из Баку нас уверяли: Афган Мухтарлы не такая уж и важная фигура, поэтому журналисты пошумят день-два – и все успокоится.
– У вас осталась надежда на благоприятный исход, на освобождение Афгана? Что бы вы хотели сказать тем, кто все эти дни вас активно поддерживает и в Грузии, и в Европейском союзе?
Думаю, если даже Европейский суд потребует освобождения Афгана, то азербайджанские власти его не освободят
– Огромное спасибо за поддержку. Это очень помогло Афгану. Иначе бы его пытали. Хуже того, его бы не было в живых! А на справедливый суд я не надеюсь. Более того, думаю, если даже Европейский суд потребует освобождения Афгана, то азербайджанские власти его не освободят.
На этой неделе президент Грузии Георгий Маргвелашвили встретился с супругой Афгана Мухтарлы и выразил ей полную поддержку. Но правительственные чиновники в Грузии и Азербайджане по-прежнему настаивают, что никакого похищения вообще не было, а Афган Мухтарлы сам поехал на границу, чтобы передать крупную сумму некоему азербайджанскому оппозиционеру, и его арестовали на азербайджанской территории.
Прояснить ситуацию могли бы камеры внешнего наблюдения, которых около дома, где жил журналист очень много, недалеко находится МИД и СГБ, а также здания парламента и кабинета министров. Но следователи пока отказываются обнародовать эти данные, ссылаясь на интересы следствия.
Практически никто в Тбилиси не сомневается, что истинной подоплекой происходящего является нежелание грузинских властей испортить отношения с соседним дружественным государством, от которого Грузия во многом зависит. В первую очередь в энергетической сфере.