Ссылки для упрощенного доступа

"Выпустили, чтобы грохнуть"


Вадим Погодин, командир батальона сепаратистов "ДНР" "Керчь"
Вадим Погодин, командир батальона сепаратистов "ДНР" "Керчь"

В понедельник одной из самых обсуждаемых тем у пользователей социальных сетей, следящих за военным конфликтом на востоке Украины (и участвующих в нем), стало освобождение из СИЗО Симферополя Вадима Погодина – командира сепаратистов самопровозглашенной "ДНР", обвиненного в жестоком убийстве 16-летнего школьника из Краматорска Степана Чубенко в самом начале войны. Освобождение Погодина стало редчайшим случаем солидарности некоторых сторонников и противников "народных республик" – они считают, что он должен понести наказание за содеянное.

Степана Чубенко сепаратисты задержали 23 июля 2014 года, когда он возвращался в родной Краматорск из Киева проездом через Донецк. Как следует из материалов дела, обнародованных еще в 2015 году журналистом из Донецка, сторонником "ДНР" Романом Манекиным, Чубенко остановили на блокпосту в районе села Моспино, расположенного в нескольких километрах от города. В рюкзаке у школьника нашли ленточку в цветах украинского флага и шарф футбольного клуба "Карпаты" из Львова. Степану Чубенко связали руки скотчем, накинули на голову футболку, отвели в лес в районе соседнего поселка Горбачево-Михайловка, выбили зубы и убили тремя выстрелами в затылок. Тело закопали там же.

Подробности этой страшной истории стали известны во многом благодаря матери Степана Чубенко Сталине. Она добилась того, что убийство ее сына стали расследовать не только в Украине, но и на территории "ДНР". И там, и там пришли к одинаковым выводам: Чубенко расстреляли трое бойцов батальона "ДНР" "Керчь" – Вадим Погодин (Керчь – это его позывной, он был командиром батальона), Максим Сухомлинов (позывной Буба) и Юрий Москалев (Жора).

Слева направо: Вадим Погодин, Максим Сухомлинов и Юрий Москалев
Слева направо: Вадим Погодин, Максим Сухомлинов и Юрий Москалев

Лидер "ДНР" Александр Захарченко пообещал матери, что убийцы ее сына будут найдены и наказаны. Первое обещание он частично сдержал: Юрий Москалев был задержан в 2015 году и осужден Буденновским судом Донецка к 16 месяцам лишения свободы. К моменту суда весь этот срок он уже отсидел в СИЗО. В августе 2016-го Москалев уехал в Россию. В апреле 2017 года он был задержан по запросу украинского "Интерпола" в Чебоксарах, своем родном городе, но после 48 часов был отпущен без предъявления обвинений. "Новая газета" 28 июля опубликовала фрагменты протоколов допросов Москалева.

"Сухомлинов М.В <...>, находясь на краю окопа, произвел выстрел в область затылка несовершеннолетнего Чубенко С.В., который находился на коленях в окопе со связанными за спиной руками. Учитывая, что после выстрела Чубенко С.В. подавал признаки жизни, Погодин В.В. взял у Сухомлинова пистолет и произвел еще не менее четырех выстрелов в затылочную область головы Чубенко С.В., от которых тот скончался на месте".

Местонахождение Вадима Погодина и Максима Сухомлинова следователям из "ДНР" установить не удалось. Прошло два года. 21 июня 2017 года Погодин был задержан в Ялте. Суд в Симферополе должен был решить вопрос о его выдаче Украине, что вызвало бурю негодования у сторонников сепаратистов.

Возможно, поднятый шум и привел к тому, что главный обвиняемый в убийстве Степана Чубенко после 40 дней, отведенных законом на принятие решения о выдаче, был отпущен из СИЗО Симферополя без предъявления обвинений. Об этом стало известно 28 июля от адвоката Глеба Глинки, супруга погибшей в авиакатастрофе на Ту-154 в Сочи "доктора Лизы", Елизаветы Глинки. Именно они, по сведениям блогера Александра Тверского, приютили в своей московской квартире Погодина после того, как он бежал с территории "ДНР".

Можно только догадываться, какие чувства испытала мама Степана Чубенко, узнав об освобождении Погодина. Еще несколько дней назад она давала интервью корреспонденту проекта "Донбасс.Реалии", в котором надеялась, что крымский суд примет решение о его экстрадиции в Украину. По одной из версий, освобождение Погодина могло стать результатом нерасторопности или саботажа со стороны прокуратуры Краматорска, не успевшей или не захотевшей вовремя подготовить и передать в Крым документы, необходимые для выдачи. По другой версии, в прокуратуре Краматорска так и не решили, как юридически оформить запрос на выдачу – ведь по украинским законам Крым является оккупированной территорией и власти, де-факто управляющие полуостровом, не могут являться адресатом таких запросов. Украина отправила документы для выдачи Погодина в российскую прокуратуру, но ответа, по словам ее представителей, так и не получила.

"Я узнала об освобождении Погодина вечером 29 июля из соцсетей. Очень радовались те, кто за него хлопотал, что Вадим на свободе. Пока на свободе, я думаю. Я думаю, что все-таки необходимые бумаги – не знаю, дошли они или нет – будут рассмотрены, что Украина этого тоже просто так не оставит. Мне в суде сказали, что документы [для экстрадиции]​ отправлены в Россию. Я думаю, справедливость должна восторжествовать. Уголовное дело заведено в "ДНР", они там признаны преступниками, я думаю, мой сын – это не единственная их жертва. Я не знаю, почему его освободили. Может быть, за него хлопотали люди, приближенные к государству. Я надеюсь получить ответ из российской прокуратуры, я посылала им письмо, – получили ли они документы, рассмотрели ли их. Поймите: на территории Украины гражданин Украины убил, вернее, зверски замучил несовершеннолетнего гражданина Украины. Поэтому логично, что они должны были рассмотреть документы и экстрадировать его на территорию Украины, где было совершено преступление", – рассказала Сталина Чубенко в разговоре с Радио Свобода в понедельник, 31 июля.

Сталина Чубенко, мать Степана Чубенко
Сталина Чубенко, мать Степана Чубенко

Сам Вадим Погодин и его сторонники – например, Сергей Дубинский по кличке Хмурый, один из обвиняемых в катастрофе "Боинга" над Донецком, – считают, что преследование Погодина в "ДНР" на самом деле было связано с его критикой в адрес Александра Захарченко. "ДНР руководят укропы похлеще киевских", – пишет Погодин в "Фейсбуке".

Какую-либо причастность к убийству школьника Погодин с негодованием отвергает.

Впрочем, в комментариях к постам Погодина и его соратников не все рады освобождению. Тем, что он отпущен на свободу, возмущены даже некоторые сторонники "ДНР". Самым известным противником освобождения Погодина неожиданно для многих оказался живущий в Донецке публицист Андрей Бабицкий:

По поводу "Керчи". Расстрелять пленного – я уже не буду про то, что ребенок, поскольку возраст согласия все представляют по-разному – но расстрелять человека, который полностью обездвижен, не может никак возразить и как-то защитить себя – это надо быть ого-го какой скотиной. Вот я бы его выдал украм. Пусть там у них обосновал бы хрустальный баланс своего мужественного решения убить неразумного ребенка.

Отметился в комментариях и Роман Манекин, еще раз напомнивший обнародованные им результаты официального расследования:

"Дело не в версиях, а в фактах. а они несомненны: несовершеннолетний пацан, которого здесь называют "пленным" убит. Конкретно: расстрелян. по приказу "Керчи". С контрольными выстрелами в голову. А пленных убивать нельзя. И несовершеннолетних. Это – подлость. с любой точки зрения, при любых обстоятельствах. Оправдания не имеет. Точка".

Бабицкого, Манекина и других, посмевших выступить с критикой освобождения Вадима Погодина, в комментариях быстро заклеймили "предателями". Основной аргумент защитников Погодина заключается не в том, что он непричастен к убийству Степана Чубенко, а в том, что Чубенко заслуживал мучительной смерти: он якобы являлся "правосеком" и был замечен около одесского Дома профсоюзов во время смертоносного пожара 2 мая 2014 года. Такой же версии придерживается и российская газета "Московский комсомолец", опубликовавшая 31 июля большой материал в защиту Погодина, в котором Чубенко назван "юношей-правосеком", а Погодин сравнивается с изнасиловавшим чеченскую девушку Эльзу Кунгаеву полковником Будановым – по мнению "МК", и тот, и другой стали жертвами клеветы.

Сравнения Погодина с Будановым можно увидеть и в постах проукраинских активистов в интернете – только речь идет уже о будущем выпущенного на свободу. "Выпустили, чтобы грохнуть", – пишет в комментариях один из представителей расследовательской группы InformNapalm Роман Бурко. Напомним, Буданов был убит неизвестными в Москве в июне 2011 года.

Юрий Буданов в суде, апрель 2003 года
Юрий Буданов в суде, апрель 2003 года

Мать Чубенко Сталина - гражданка России, она переехала в Краматорск в начале 90-х годов. Она с самого начала не скрывала, что ее сын был сторонником единой Украины и активно участвовал в проукраинских митингах в Краматорске еще до захвата города сепаратистами (Краматорск пробыл под их контролем чуть меньше трех месяцев). Сталина Чубенко намерена и дальше добиваться наказания убийц своего сына. На видео, снятом несколько дней назад, женщина показывает комнату, где раньше жил Степан. Здесь со дня его отъезда в Киев, из которого он не вернулся домой, не изменилось почти ничего.

Комната Степана Чубенко в его доме в Краматорске
Комната Степана Чубенко в его доме в Краматорске

Всюду футбольная символика – Степан был вратарем местной юношеской команды и мечтал о профессиональной карьере. В кадр попадает гитара. "Он не играл на ней, поскольку для того, чтобы играть, надо сидеть и играть. А он, понимаете, был очень подвижный, и с мячом ему было интереснее, чем на гитаре. Но я думаю, он бы научился, если бы не ушел", – рассказывает Сталина Чубенко. Недавно она выяснила, что еще одного обвиняемого, Юрия Москалева, отпустили из российской полиции в Чебоксарах, по российской версии - из-за нерасторопности украинской прокуратуры, не успевшей вовремя подготовить документы для его выдачи. В прокуратуре Краматорска эти обвинения отвергают. Сталина Чубенко признается: она все меньше верит, что наказание убийц сына интересует еще кого-то, кроме нее.

"Мой ребенок отдал жизнь за Украину. Он очень любил Украину. Но получается, что Украина не очень хочет наказать преступников и убийц", – говорит она.

8 мая 2016 года Степан Чубенко был посмертно награжден орденом "Народный Герой Украины" – это негосударственная награда, вручаемая волонтерами. 21 ноября 2016-го в краматорской школе, где он учился, в память о нем была открыта мемориальная доска.

XS
SM
MD
LG