За последние полгода лишь 100 тысяч украинских граждан приезжали на отдых в аннексированный Россией Крым. Такие данные обнародовал глава Ассоциации индустрии гостеприимства Украины Александр Лиев. При этом до аннексии Крым ежегодно посещали около 4 миллионов украинских туристов, помимо которых были еще отдыхающие из стран СНГ, в том числе России, и зарубежья.
Рекордно малый туристический поток из Украины – одна из причин пустующих пляжей и мини-гостиниц в этом году. Доля украинских туристов всегда была стабильной и составляла 65 процентов от общего числа отдыхающих, написал Александр Лиев, который занимал пост министра курортов и туризма Автономной республики Крым. В интервью Радио Свобода он объясняет, почему украинцы и россияне отказываются ехать отдыхать на полуостров.
– Вы обнародовали цифру 100 тысяч украинских туристов за последние полгода. Не могли бы вы объяснить, как удалось ее получить?
– Есть данные погранслужбы, сколько людей пересекли административную границу между Крымом и Украиной. Таких пересечений – 340 тысяч, из них порядка 150 тысяч – это люди, которые имеют крымскую прописку. Это такие, как я. Я не был в Крыму, мне, к сожалению, запрещен въезд, но многие крымчане ездят в Украину. Если вычесть крымчан, остается 200 тысяч человек, пересекавших границу с Крымом со своими разными целями.
Цифры этого года – рекордно низкие за всю историю крымского туризма
У нас осталась методика, разработанная еще до войны крымской Национальной академией природоохранного и курортного строительства (НАПКС). Она сложная и основывается на многолетних социологических наблюдениях, которые, конечно, делались в довоенное время. Согласно этой методике, самый оптимистический процент людей, въезжающих на полуостров с туристическими целями в летний сезон, – это 50 процентов от общего числа некрымчан. В зимний сезон другая цифра. Она каждый месяц коррелируется. Применяя методику НАПКС, можно сказать, что порядка 100 тысяч человек – это люди, которые въезжали в Крым с туристическими целями. К туристическим целям относятся практически все цели, не связанные с бизнес-путешествиями или миграцией. Поездка в гости – это туристическая цель. Поездка для того, чтобы на что-то посмотреть, – это туристическая цель. Таким образом, можно утверждать, что порядка 100 тысяч человек, которые пересекли административную границу с Крымом, – это туристы. Это крайне мало по сравнению с тем, что бывало раньше.
– А что было раньше? Не могли бы вы сравнить с нынешней ситуацией?
– Когда Крым был в составе Советского Союза, то принимал 8 миллионов туристов, из которых 6 были гражданами материковой Украины. На протяжении последних 25 лет Крым принимал 4–4,3 миллиона туристов из материковой Украины, а всего принимал 6. Были у Крыма тяжелые годы, 90-е, когда туристический поток был минимальным, но какими бы ни были тяжелыми годы, всегда украинцы составляли 65–70 процентов от общего числа туристов. Цифры этого года рекордно низкие за всю историю крымского туризма. Конечно, это экспертные цифры. Они отталкиваются от методик, от общего количества пересечения границы. И погрешность здесь определенная есть, но она не такая уж и значительная.
– В Крым можно попасть не только наземным транспортом, но и по воздуху. Хоть этот путь Украина и признает незаконным, но тем не менее учитываете ли вы тех украинцев, которые летят в Москву, а потом из Москвы летят в Симферополь?
– Во-первых, это невозможно, так как прямое авиасообщение прекращено. Для того чтобы полететь в Крым, нужно полететь в Минск, оттуда полететь в Москву, а из Москвы – в Крым. Цена такого путешествия будет в три раза дороже, чем полететь из Киева в Анталию или в Ниццу. Поэтому, может быть, и есть человек пятьдесят, которые за это время слетали в Крым по каким-то своим делам, потому что им было очень надо, но туристического потока по воздуху нет.
– Может ли Россия восполнить недостаток украинских туристов? Сколько приблизительно туристов из России сейчас приезжают в Крым?
– Крым всегда был открыт и для России, и, скажем, для Германии, и для Украины. Раньше, в довоенное время, не было никаких препятствий бывать в Крыму. В Крым приезжали без виз. Никаких сдерживающих факторов, в частности для россиян, не было. Тогда в Крым приезжали 1,1–1,4 миллиона россиян. Сейчас приезжает 1,1 миллиона, по крайней мере, судя по прошлому году. И оснований для роста туристического потока из России в оккупированный Крым нет. PR – есть, а оснований для роста нет. Бывает есть какой-то сдерживающий фактор, а потом – чик – этот фактор убрали, и туристы поехали. Ничего такого не произошло. В связи с чем поток должен увеличиться? В связи с тем, что "Крымнаш"?
Наоборот, есть основания для уменьшения туристического потока. Во-первых, это отсутствие железнодорожного сообщения. Большинство россиян из этого миллиона, который приезжал в Крым, ехали поездом. Во-вторых, в Крыму значительно выросли цены, особенно на продовольствие. И это очень важный фактор. В-третьих, сильно ухудшилось качество продуктов. Раньше россияне в Крыму с огромным удовольствием потребляли украинские продукты, которые всегда были лучшего качества и значительно дешевле, с меньшим сроком хранения (они были более органические), но сейчас их там просто нет.
Кроме этого, вопросы безопасности. Все-таки вокруг Крыма и ситуации в Донбассе в российских СМИ идет достаточно широкая кампания с рассказами о террористических группах и так далее. При выборе жителя, например, Екатеринбурга Крым не попадает в первую десятку туристических интересов по всем вышеперечисленным причинам. Можно сказать, скорее, об увеличении потока украинских туристов в Евросоюз, потому что отменили визы. И то это не будет серьезным увеличением: на 10–12 процентов, а не в два раза. А для россиян условия для совершения путешествия в Крым вообще не улучшились. Ни заработок в России не повысился, ни цены в Крыму не понизились, ни доступность Крыма не стала лучше. Странно, когда говорят, что "теперь-то россияне поедут в Крым". Почему они сейчас должны поехать? Что им раньше мешало?
–Украинцы тоже отказываются от путешествия в Крым. Цифры разительные: 100 тысяч вместо нескольких миллионов туристов. Какие у них мотивы отказа от путешествия?
Основной объем туристического бизнеса – это были мини-отели и сезонные рестораны. Этот бизнес не работает
– Причины три. Наверное, самая популярная – патриотическая. Речь идет об эмоциональном неприятии нынешней оккупации. Даже скучая по Крыму, украинцы принимают решение не ехать, многие говорят, что это протест. Некоторых удивляет, что нашлись 100 тысяч человек, решивших поехать. Вторая причина – транспортная. Чтобы добраться в Крым, нужно очень сильно постараться. Нет поездов, а большинство жителей и Украины, и России ездили в Крым поездами. Нет самолетов, нет автобусов. Есть возможность добраться только на машине. При этом есть сложности при пересечении границы, это потраченное время. И третья причина – безопасность. Если сейчас житель Украины в Крыму попадет в какую-то ситуацию, которая могла бы произойти у него и в Турции, и в Одессе, где угодно... например, человек сломает ногу, то его страховая компания в Крыму не работает. Или не дай бог попасть в какую-то передрягу с местными оккупационными властями, с правоохранительными органами. В этом случае украинские власти не способны оказать правовую помощь нашим гражданам на территории Крыма.
– Отток туристов из Украины констатируют и сами крымчане. Как это сказывается на их доходах?
– В Крыму более 200 тысяч человек были заняты в туристической сфере. Крымский турбизнес делился на две части: частный бизнес, 4,5 тысячи мини-отелей, почти 10 тысяч сезонных ресторанов, и 700 здравниц. Здравницы в основной массе сносно заполнены теми, кого отправляет российский бюджет. Есть здравницы, для которых ситуация экономически даже стала лучше, чем была. Но это очень незначительная часть турбизнеса. Основной объем туристического бизнеса – это были мини-отели и сезонные рестораны. И основная масса этих объектов сейчас находится на российских и украинских сайтах продажи недвижимости. Судя по тому, как долго она там находится, она не продается. А значит, этот бизнес не работает.