Ссылки для упрощенного доступа

История советского безумия


Кадр из фильма "Восемь глав безумия"
Кадр из фильма "Восемь глав безумия"

В Праге прошла премьера фильма "Восемь глав безумия" о русской поэтессе Анне Барковой, которая провела в лагерях половину жизни – почти 30 лет.

Киноповествование начинается с сохранившегося в архивах письма Барковой Генриху Ягоде, в то время наркому внутренних дел СССР, в котором она после первого ареста просит о высшей мере наказания, сравнивая с медленной смертью пятилетнюю ссылку в Карлаг по решению суда. Пережив первое заключение, Баркова будет осуждена еще дважды, и каждый раз – по одной и той же 58-й статье, за антисоветскую деятельность. Жизнь в ГУЛАГе становится главной сюжетной канвой фильма, в котором реальные события из биографии поэта переплетаются с вымыслом.

Сценарист и режиссер Марта Новакова говорит, что, несмотря на стремление рассказать о судьбе Анны Барковой, она хотела показать реальность системы принудительного труда в СССР.

– Анна Баркова не так хорошо известна в России, а в Чехии – тем более. Как вы узнали о ней?

– Сначала я заинтересовалась лагерной темой. Я побывала на Соловецких островах и после этого стала думать, как сделать так, чтобы снова туда вернуться. Я знала, что у меня не будет денег, и размышляла о том, что можно было бы как-то связать эту поездку с работой – снять какой-то фильм. Но не про лагерь, а про творчество в лагере. Это мне было интересно: люди учили стихотворения наизусть, чтобы потом, когда они попадали на материк, передать их дальше или записать. Это было сначала. Потом я прочитала дипломную работу Радки Бзонковой, которая писала не только про лагерное творчество, а и про какую-то Анну Александровну Баркову. Сначала я не придала этому значения, потому что не очень понимала этот научный текст. Но когда я прочитала сборник Анны Барковой, купленный где-то в Москве, в котором были ее письма и дневники (не стихотворения, а скорее ее жизнь), мне это показалось очень интересным. Когда я больше узнала о ее жизни, то поняла и ее стихотворения. Ее письма и дневники были такие резкие, иронические, было удивительно, что в то нелегкое время, когда всех подряд арестовывали, какой-то человек говорил то, что думал. Тогда было очень опасно так выражать свои мысли.

Режиссер Марта Новакова во время съемок фильма об Анне Барковой
Режиссер Марта Новакова во время съемок фильма об Анне Барковой

– Многие писатели, поэты, которые оказались в лагерях ГУЛАГа, очень откровенно выражали свои мысли. Почему именно Анна Баркова вам показалась таким необычным человеком, что вы решили снять о ней фильм?

– Конечно, многие писатели были откровенным, но Баркова асоциальна, она не только в творчестве, но и в обществе, в жизни, отмахивалась от условностей. Когда она работала в Кремле, то критически писала друзьям о тех, с кем она работала: "Они такие господа". Она не оглядывалась на то, что письма кто-то читает. Мне понравилось, какой она странный и одинокий человек.

– "Восемь глав безумия" – это название прозаического произведения Анны Барковой, в основе которого разговор с дьяволом. Ваш фильм – не экранизация этой недлинной повести, а история жизни поэта. Почему вы использовали эту аналогию в названии?

Анна является своего рода экскурсоводом по ХХ веку в России

– Так как я знала, что не хочу рассказывать только о жизни Анны Барковой, я сомневаюсь, что этот фильм исключительно о ней. Это скорее картина про Советский Союз и Россию ХХ века. Анна является своего рода экскурсоводом по ХХ веку в России. Поэтому подошло и название "Восемь глав безумия": у каждой из восьми глав фильма своя тема про жизнь в Советском Союзе в то время.

– Тем не менее, в фильме есть много вымысла. Например, сцена о звонке Сталина. Анне Барковой никакой Сталин не звонил...

– Конечно, Анне Барковой в лагерь Сталин не звонил. Но мы знаем о таких случаях: он звонил Пастернаку, Булгакову. В списке, который во время сцены в фильме лежит перед Сталиным, есть и фамилия Штрум – это персонаж из романа Василия Гроссмана "Жизнь и судьба". В этой книге есть сцена, когда кажется, что Штрума вот-вот арестуют, и звонит Сталин. И все об этом узнают, никто не знает – как. И сразу все его начинают уважать, он опять получает машину и т.д. Анне Барковой, конечно, Сталин не звонил. Но это не такой уж и вымысел.

– В фильме много рассказывается об отношениях Анны с женщинами. Это есть и в ее стихах, и в дневниках. Почему вы решили включить это в повествование?

– Фильм не только о ХХ веке, конечно, но и о конкретном человеке, поэтому в нем есть и немного биографического. Конечно, я не могу опустить, что Анна Баркова была лесбиянкой. Но хочу подчеркнуть, что это для меня – не тема фильма. Просто она такая была, и значит, это есть в сюжете. В фильме есть сцена, когда Баркова катается на велосипеде, а потом отправляется к своей учительнице. Это было взято мной из дневников, где она рассказывает, что она гимназистка, что она любит женщину – учительницу литературы. Она пишет, что "она – немка, а я – русская". После этого начинается Первая мировая война, а мы знаем, что в 20-е годы в Москве было множество кабаре и однополые отношения – это было нормально. Это не считалось чем-то ужасным, как сегодня, и так это появилось в фильме. Если бы у Барковой был один глаз, значит, это было бы в фильме.

Кадр из фильма "Восемь глав безумия"
Кадр из фильма "Восемь глав безумия"

– Планируете ли вы показывать фильм в России и не боитесь ли вы реакции, которая может последовать?

– Я, конечно, знаю про нынешнюю российскую ситуацию. Но я даже не сомневаюсь, что этот фильм будет показан в России. Есть интерес со стороны нескольких организаций, которые хотят показать этот фильм русским зрителям. Четыре года назад я уже показывала отрывки в Музее истории ГУЛАГа. Но, конечно, я сомневаюсь, что "Восемь глав безумия" попадет в прокат, в кинотеатры, скорее можно ожидать показа на каких-то акциях чешских организаций.

– Вы снимали довольно долго – восемь лет и собирали средства на съемки в том числе посредством краудфандинга. Был ли интерес среди тех, кто жертвовал средства, именно к тому, что фильм о русской поэтессе?

– Я думаю, что скорее интерес был к тому, что русскую поэтессу играет очень известная чешская певица Анета Лангерова. С другой стороны, конечно, – лагерная тема.

Я хочу сказать, что мы собрали немного, но нам это помогло продолжить работу и иметь возможность искать другие деньги. То, что нам удалось собрать при помощи краудфандинга, – это очень маленькая часть по сравнению с бюджетом фильма: она не могла спасти фильм, но нам это очень помогло морально.

– Фильм заканчивается метафорической сценой: на мавзолее вместо слова "Ленин" написано "Анна Баркова", рядом – ее портрет и дата – 2084 год. Баркова в своих дневниках писала, как она надеется, что рано или поздно ее будут читать. Она рассчитывала, что это произойдет через много-много лет, через десятки лет после того, как ее строчки будут написаны. Эта сцена из фильма – в какой-то степени визуализация ее мысли?

Она писала: "Вы будете про меня писать диссертации"

– Точно. В одном из стихотворений у нее есть: "Вы даже не будете знать, он я или она". Она писала: "Вы будете про меня писать диссертации". То есть она верила в свое творчество. Вообще я придумала эту сцену, вдохновившись романами Владимира Сорокина "День опричника", "Метель", "Сахарный Кремль", в которых он рассказывает о близком будущем России. Он рисует очень интересный мир, когда некоторых стран уже нет, возникают новые, а в России все-таки остается мощный государь. Мы, конечно, видим параллель как с сегодняшним днем, так и с прошлым, вспоминаем Ивана Грозного. Но одновременно это еще и отсылка к Оруэллу, а также стихотворение Анны Барковой.

– Анна Баркова – это скорее следствие вашего интереса к России. Помимо режиссерского факультета вы учились и русистике в Карловом университете. Почему?

– В детстве у моих родителей в шкафах были романы "Анна Каренина", "Война и мир". Я их читала и воспринимала скорее как романтические, хотя это был какой-то критический реализм. Так что интерес к России, а скорее, к культуре, литературе, истории, конечно, появился благодаря этим романам, которые я читала в детстве. И он не угасает до сих пор благодаря литературе. Литература для меня – самое важное. Не фильм, а литература.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG