Президент США Дональд Трамп представил стратегию безопасности Соединенных Штатов, фундаментом которой является экономическое преуспевание (или "экономическая безопасность") страны и сохранение мира посредством силы. В стратегии упоминаются Китай и Россия как "ревизионистские" страны, зажимающие свое гражданское общество и пытающиеся распространить свое влияние в мире.
Что сказано в документе о России:
- Китай и Россия бросают вызов могуществу, влиянию и интересам Америки, пытаясь размыть американскую безопасность и процветание. Они стремятся делать экономику менее свободной и честной, наращивать военную силу, контролировать информацию и данные, чтобы подавлять гражданское общество и расширять свое влияние.
- Китай и Россия разрабатывают продвинутые системы вооружений и прочие средства, которые могут угрожать нашей жизненно важной инфраструктуре и архитектуре управления.
- Демократическое государство лишь настолько устойчиво, насколько устойчив его народ. Информированные и вовлеченные граждане – фундаментальное требование для свободной и устойчивой нации. Поколениями наше общество защищало свободу прессы, слова и мысли. Сегодня страны, такие как Россия, используют информационные средства, чтобы попытаться подорвать легитимность демократий. Целью противников становятся средства массовой информации, политические процессы, финансовые сети и личные данные.
- Китая и Россия хотят придать миру очертания, противоположные американским ценностям и интересам... Эти намерения обеих стран не обязательно неизменны. Соединенные Штаты готовы сотрудничать с обеими в сфере общих интересов.
- Россия стремится ослабить влияние США на мир и разделить нас с нашими союзниками и партнерами. Россия рассматривает НАТО и ЕС как угрозу. Она инвестирует в вооруженные силы, включая ядерные системы, которые остаются самой серьезной угрозой существованию США. Россия инвестирует и в киберсистемы, предназначенные для дестабилизации. Используя современные формы подрывной тактики, Россия вмешивается во внутренние политические процессы стран по всему миру. Сочетание амбиций России и ее растущих военных возможностей создает нестабильность в Евразии, где повышается риск конфликта из-за российских просчетов.
- Китай и Россия начали вновь утверждать свое влияние на региональном и глобальном уровне. Сегодня они размещают военные силы, чтобы ограничить действия Америки во времена кризисов и бросить вызов нашей способности свободно действовать в коммерчески важных зонах в мирное время. Коротко говоря, они бросают вызов нашим геополитическим преимуществам и пытаются изменить международный порядок в свою пользу.
- Вторжениями в Грузию и Украину Россия продемонстрировала готовность нарушать суверенитет стран региона. Россия продолжает запугивать своих соседей угрожающим поведением.
- Россия продолжает провалившуюся политику времен холодной войны, поддерживая своих радикальных союзников на Кубе, которые по-прежнему ведут репрессии против своих граждан. Китай и Россия поддерживают диктатуру в Венесуэле и стремятся распространить военные связи и торговлю оружием на весь регион. Демократические государства Западного полушария имеют общий интерес в противостоянии угрозам их суверенитету.
Стратегия национальной безопасности – документ, в котором, согласно решению Конгресса, исполнительная ветвь власти излагает свое видение международной ситуации, основных угроз, с которыми могут столкнуться в ближайшие годы Соединенные Штаты, и способов их нейтрализации. Хотя многие наблюдатели рассматривают подобные публичные декларации как умозрительные заявления о намерениях новых президентов, некоторые важные положения стратегий предыдущих администраций были реализованы и возымели масштабные последствия, как, например, пункт о праве США вести превентивные акции ради самообороны. Он был включен в Стратегию национальной безопасности 2002 года, подготовленную администрацией президента Джорджа Буша-младшего вскоре после террористических атак 11 сентября 2001 года. В документе, подготовленном в 2010 году администрацией Барака Обамы, были идеи расширения сотрудничества с Россией, Китаем и Индией, снижения роли ядерного оружия в американской оборонной доктрине и борьбы с изменением климата, как главной угрозой национальной безопасности США. Белый дом начал "перезагрузку" отношений с Россией, заключил Договор СНВ-3 и попытался повернуть страну лицом к Азиатско-Тихоокеанскому региону, Китаю.
Стратегия президента Дональда Трампа – почти полный разрыв с представлениями о безопасности страны предшественника. Изменение климата изъято из числа проблем, с последствиями которых столкнутся США. На смену представлению о мире, где США готовы сотрудничать почти со всеми во имя достижения общих целей, приходит представление о мире, где разные страны пытаются добиться своих собственных целей за счет других. Среди главных угроз миропорядку и американским интересам – действия Китая и России, а также Ирана и Северной Кореи, названных в документе странами-изгоями. В этом списке также транснациональные преступные группы и террористические организации. Президент Трамп так сформулировал исходный тезис своей стратегии безопасности во время выступления в понедельник: "Бурная экономическая активность, экономический рост и преуспевание дома совершенно необходимо для того, чтобы Америка демонстрировала мощь и влияние за границей". Президент заявил, что его стратегия национальной безопасности включает план снижения налогов, расходы на обновление инфраструктуры страны и строительство стены на границе с Мексикой. В том, что касается обороны, президент намерен расширить скромные пока возможности США для защиты от ракетных атак и обновить американский ядерный арсенал. Ядерное оружие упомянуто в стратегии как важный инструмент системы безопасности страны.
Впрочем, многие комментаторы отметили разнобой между речью президент Трампа, где он представил свою концепцию стратегической безопасности, и самим документом. Например, в документе говорится о "подрывной тактике", используемой Россией для вмешательства во внутренние дела других стран, включая Соединенные Штаты. Но в понедельник президент Трамп, как и прежде, пообещал создать "замечательное партнерство" и с Россией и с Китаем, "если оно в наших национальных интересах". Как пример такого партнерства он упомянул предотвращенный, по его словам, с помощью ЦРУ теракт в Петербурге, жертвами которого могли бы стать "тысячи людей".
По словам американского военного аналитика Ричарда Вайтца из Гудзоновского института в Вашингтоне, реальная политика Соединенных Штатов пока больше соответствует новой стратегии национальной безопасности, чем словам президента:
– Фактическая политика, которой следуют министерство обороны США, Госдепартамент, представляет собой продолжение стратегии, взятой Вашингтоном во второй половине второго президентского срока Барака Обамы после аннексии Россией Крыма, стратегии, нацеленной на предотвращение вмешательства России в дела других государств, предотвращение российской агрессии. Это не исключает сотрудничества в некоторых областях, но также не дает оснований для надежд на расширение сотрудничества. Точно такая стратегия, по большому счету, обрисована и в новой стратегии.
– Есть ли в ней какие-то указания на то, что Вашингтон действительно, как постоянно говорит президент Трамп, готов установить нормальные отношения с Москвой? Или это однозначный взгляд на Россию как на неприятеля?
– Там есть словесные заверения, например, о том, что противоракетная оборона США не направлена против России. Но Россия и Китай названы в этом документе основными соперниками США, и я не заметил там никаких ссылок на готовность к сотрудничеству. Мне кажется, даже второй документ о стратегии национальной безопасности, подготовленный администрацией Обамы в 2015 году, звучал более оптимистично в этом смысле.
– Можно ли сейчас твердо сказать, что администрации Трампа удастся добиться повышения оборонных расходов и обновления американского ядерного арсенала?
– Администрация предложила проект бюджета, в котором предусмотрено значительное повышение оборонных расходов до 700 миллиардов долларов. Президент Трамп в своей речи заявил, что это будет самый крупный оборонный бюджет в истории страны. Но проблема для него заключается в том, что, согласно существующему закону, оборонные расходы не могут превысить 550 миллиардов. И Конгресс может не согласиться с предложениями президента решив, например, что важнее для страны сократить налоги и слегка сэкономить на оборонных расходах, – говорит американский военный эксперт Ричард Вайтц.