Вчера ушел от нас Осик Горбаневский, мой брат по Красной площади (25 августа 1968 года на Красной площади состоялась акция протеста против советского вторжения в Чехословакию. Демонстрация проходила под лозунгом "За нашу и вашу свободу". – Ред.) Он был самым молодым из нашей семерки-восьмерки, но где-то самым главным. Без него, лежавшего в детской коляске на наших лозунгах, она вряд ли могла бы состояться. Кремль и его отборная свора дрессированных псов слишком ждали и боялись. Его отец, молодой физик Павел Литвинов был организатором демонстрации. Мать – поэтесса Наталья Горбаневская – ее душой.
Не дожил несколько месяцев до 50-летия, к которому готовились в России и Чехии те, кто считал ее частью своего духовного наследства. Семья Оси, Жозефа Горбаневского воспринимала жизнь и отражала ее в своем творчестве через искусство. Мать – удивительная, неподражаемая Наталья Горбаневская – в поэзии.
Старший сын, Ясик, талантливый, вечно ищущий художник – в живописи. Сам Ося избрал жанр, в котором эти две музы гармонично слились, сопровождаемые нежной, проникновенной музыкой.
С детства выжатый из родной России, Иосиф, пораженный тонкой красотой и неожиданным богатством встреченного, стал человеком вселенной. Его второй родиной – юг Франции. История страны, ее язык, культура, живописное наследство ее природы и недавно раскрытые тайны истоков ее красоты стали частью его существа. Он стал ее певцом.
Его естественная, природная скромность гармонически сочеталась с обостренным чувством собственного достоинства, отсутствием болезненной и мелочной реакции на внешние раздражители и нарочито неброской, но глубокой любовью к людям, природе, искусству.
Как прекрасна была его нежная любовь к жене Эльзе, к дочерям!
Он любил жизнь, но расстался с ней с удивительным мужеством.
Осе Горбаневскому с самого рождения было суждено прожить красивую жизнь. Он останется в памяти как один из символов нашего движения.
Виктор Файнберг, ветеран диссидентского движения в СССР, борец против карательной психиатрии, филолог