Ссылки для упрощенного доступа

Лоббист для Norvik. Латвийская должность экс-генсека НАТО


Андерс Фог Расмуссен
Андерс Фог Расмуссен

В конце января Андерс Фог Расмуссен, двенадцатый генеральный секретарь НАТО (август 2009 года – октябрь 2014 года) вошел в совет восьмого по величине активов латвийского банка Norvik. Он занял пост заместителя председателя. А председателем является акционер банка Григорий Гусельников, российский бизнесмен и подданный Великобритании, живущий в Лондоне.

Латвийский банк является частью Norvik Group, в которую входят также российский Вятка-банк и английский Norvik Banka UK Limited. Гусельников ассоциируется у игроков финансовой отрасли Латвии с телевикториной "Что? Где? Когда?" и рискованными инвестициями. Весьма рискованной казалась уже покупка в 2014 году проблемного банка Norvik. Главной его проблемой был кредит на 18,5 млн евро, выданный годом ранее девелоперу крупнейшего в Латвии ветропарка Winergy фактически без залога. Уголовное дело заведено по факту мошенничества, а брешь в бюджете новым владельцам, как полагают эксперты, не удалось залатать до сих пор. Регулятор – Комиссия по рынкам финансов и капитала – счел актив проблемным и применил к банку повышенные стандарты достаточности капитала. В конце декабря банк и акционеры подали арбитражный иск против Латвии в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров в Вашингтоне. Они обвиняют латвийское государство в нечестном отношении и даже в коррупции. По словам председателя правления Norvik Оливера Брамуэла, главным исполнителем по делу о мошенничестве с ветропарком был некогда влиятельный администратор неплатежеспособности, а ныне фигурант нескольких уголовных дел Марис Спрудс. Якобы некое высокое должностное лицо по его поручению вымогало у Гусельникова взятку. Случайно или нет, но в ноябре совет банка покинул бывший заместитель главы Банка Латвии Андрис Руселис. СМИ уже предположили, что назначение Расмуссена – попытка придать банку вес в международном суде. Корреспондент Радио Свобода спросил инвестиционного банкира Гирта Рунгайниса, как связаны эти события.

– Как вы трактуете назначение Андерса Фога Расмуссена в совет Norvik?

Гирт Рунгайнис
Гирт Рунгайнис

– Латвийская экономика "забанкована": в Латвии слишком много банков. И на протяжении почти 30 лет часть латвийской банковской индустрии работала на остальные страны экс-СССР. В части банковской системы большинство клиентов были нерезиденты. Ситуация с обслуживанием этих клиентов постепенно, но неуклонно ужесточается. Особенно после так называемого 9/11, после начала глобальной войны против терроризма, которую Соединенные Штаты, западный мир проводят в основном посредством контроля финансов. Латвия с ее нерезидентскими банками постоянно, грубо говоря, "попадает под раздачу" и вынуждена наводить в этой индустрии порядок. Бизнес Norvik Banka исторически связан с нерезидентами более, чем с локальными клиентами. За местных клиентов ему очень тяжело конкурировать со скандинавскими банками. Со времен финансового кризиса, а затем обвала Latvijas Krajbanka регулятор, пытаясь разделить риски, старается отделить "нерезидентскую" часть банковской системы от той части, которая работает с балтийской и европейской клиентурой. Понятно, что банки, работающие с нерезидентами, подвержены резким колебаниям в определенных ситуациях: деньги могут уйти так же быстро, как пришли, они могут быть "грязными", что чревато расследованиями, санкциями и прочими проблемами. И нерезидентские банки пытаются этому противостоять, показать регулятору, что они чисты. Привлечение членов совета с Запада, особенно если у них достаточно опознаваемое имя – это своего рода знак качества для банка. Поэтому, как я понимаю, господин Расмуссен и стал членом совета Norvik. Акционер Гусельников пытается делать то, что до него делали и другие латвийские банкиры. К примеру, Baltic International Bank Валерия Белоконя нанял бывшего сотрудника ЦРУ и правительства США.

– "Свадебный генерал"?

Я надеюсь, что такие люди, как Андерс Расмуссен, проверяют, в какую историю их втягивают, и могут оценить надежность институции

– Я надеюсь, что такие люди, как Андерс Расмуссен, проверяют, в какую историю их втягивают, и могут оценить надежность институции, которая их приглашает, с которой они связывают свое имя и которая появится у них в CV. Известно, что надзор предъявляет банку массу требований касательно достаточности капитала и отсеивания нежелательных клиентов, а также процедур по противодействию отмыванию денег.

– Господин Расмуссен не первый представитель такого рода в совете Norvik, в него еще входит бывший шеф немецкой разведки BND Август Ханнинг. Кроме того, часто ли председатель правления имеет специализацию в противодействии отмыванию средств?

– В Латвии это сейчас умный выбор. Но главный вопрос – как дела идут у самого банка, как он справляется с давлением конкуренции в условиях, когда объем работы с нерезидентами сокращается и зарабатывать на них становится все сложнее.

– Вопрос касательно самого бизнесмена Гусельникова. Его имя связывают с несколькими оппозиционерами и жертвами режима Владимира Путина, в том числе Алексеем Навальным и бывшим губернатором Кировской области Никитой Белых. Не выглядят ли, на ваш взгляд, его инвестиции в латвийскую экономику как бегство капитала из России?

– Я приветствую появление в Латвии умных, состоятельных и предприимчивых людей. Господин Гусельников давал интервью латышскому интеллектуальному журналу Rigas Laiks, мы годами видели его в викторине "Что? Где? Когда?". Но согласно моим источникам – а мои друзья работают и в России, и хорошо знают российскую банковскую систему, – платежеспособность Гусельникова под большим вопросом. Неизвестно, чего у него больше, капиталов или долгов. Быть совладельцем банка достаточно дорого, и зарабатывать на некрупном банке становится все тяжелее, – объясняет Гирт Рунгайнис.

Датский журналист и политолог, в недавнем прошлом один из ведущих корреспондентов газеты Extra bladet, попросивший не называть его имени, рассказал корреспонденту Радио Свобода, что он, в принципе, не удивлен этим назначением. Как и большинство бывших датских политиков, бывший глава Североатлантического союза зарабатывает лоббизмом, у него для этого есть консалтинговая фирма Rasmussen Global. Она много работает по продвижению в мире интересов Украины, а сам Расмуссен официально является советником президента Петра Порошенко. Датский эксперт не исключает, что Григорий Гусельников привлек его для продвижения бизнеса на Украине, возможно, чтобы повторить попытку приобрести украинский филиал Сбербанка. В прошлом году Гусельников намеревался купить украинский филиал Сбербанка в консорциуме с Саидом Гуцериевым, но сделка сорвалась. По словам политолога, экс-генсек НАТО очень талантливый бизнесмен, однако довольно скрытный: в Дании его назначение на пост советника украинского президента широко обсуждалось, но никто не знает, что он ему советует, никакой информации по этому поводу в прессе не появлялось. Единственное, что удивляет эксперта, это то, как владельцу Norvik Banka Григорию Гусельникову оказался по карману такой консультант – "фактически с неограниченными лоббистскими возможностями, который может позвонить любому человеку в мире".

Председатель правления Norvik Вanka Оливер Брамуэлл в разговоре с корреспондентом Радио Свобода высказал мнение, что стоимость бывшего генсека НАТО "не сверхрыночная". "По крайней мере, он стоит меньше, чем один бывший премьер-министр Великобритании", – сказал он:

Оливер Брамуэлл
Оливер Брамуэлл

– В прошлом году, уже в марте-апреле, мы начали заниматься расширением совета и правления и совершенствовать их качества. У нас был ряд областей, в которых не хватало ресурсов. К совету в прошлом году присоединился господин Ханнинг, который помогает в вопросах безопасности, и какие-то контакты у него есть также в рамках соглашения о противодействии отмыванию денег.

– Август Ханнинг – бывший глава немецкой разведки BND?

– Верно, у него довольно интересная история. По образованию он юрист, в последнее время работает как консультант и очень много в рамках бизнеса катается по миру. Он испытывает особый интерес к Азии, тамошнему потенциалу для системы безопасности и общим геополитическим вопросам. Он входит в наш комитет по управлению рисками, внутрибанковскую структуру, независимую от совета.

– Верно ли, что назначением Расмуссена вы хотите усилить свои позиции в суде против Латвии?

Понятно, что его опыт, знания о том, как нужно вести себя в иностранных юрисдикциях, нам, конечно, полезны

– Переговоры с ним начались прошлым летом, в течение трех-четырех месяцев он вникал в вопросы финансовой отчетности, проводил собственную проверку банка, и этот процесс не был связан с подачей иска. Понятно, что его опыт, знания о том, как нужно вести себя в иностранных юрисдикциях, нам, конечно, полезны. Но наша позиция, честно говоря, достаточно сильна и без того.

– Есть также мнение, что с его помощью вы хотите повторить попытку приобрести украинский Сбербанк, поскольку господин Расмуссен специализируется на Украине.

– Да, этот пункт присутствует в его резюме, но в течение пары месяцев после начала переговоров по потенциальной сделке мы поняли, что это не для нас. Это было опубликовано в различных инстанциях на Украине, в Дании и в Латвии. Так что мы в этой сделке давно не участвуем. Проведя бизнес-разведку, мы лучше узнали подробности о балансе украинского Сбербанка. Другие причины, к сожалению, не могу назвать.

– Видно, что вы много внимания уделяете вопросам безопасности и противодействия отмыванию денег, но обвиняет-то вас Комиссия по рынкам и капиталу не в этом, а в недостаточности капитала.

– У нас очень высокая ликвидность, неплохая операционная доходность, к этому никаких вопросов у регулятора не возникает. Мы работаем над привлечением особой группы клиентов – пожилых людей. В ближайшее время мы ждем заключения нескольких сделок для высвобождения капиталов, и после этого, наверное, выполним все предъявляемые нам требования.

– Господин Гусельников собирается продавать активы?

– У нас группа довольно сложная, есть непрофильные активы, в том числе ветропарк. Аресты с него были сняты, он генерирует неплохую выручку, и вся она направляется нам.

– А Вятка-банк господин Гусельников собирается продать?

– Ряд российских активов готовится к продаже. Мы понимаем, что в текущей геополитической ситуации, которая длится уже много лет, нам нужно консолидировать бизнес и облегчить наши структуры.

– На местном рынке вы собираетесь конкурировать за обслуживание пенсионеров?

– Да, мы выбрали эту группу в качестве целевой аудитории. На нее особо никто не претендует. И мы работаем даже не над продуктами для пожилых людей, а над созданием социальной среды для них. На этом мы собираемся зарабатывать в Латвии. В то же время с комиссией мы прошлым летом согласовали пятилетний план снижения числа клиентов повышенного риска. Наш нерезидентский портфель "похудеет" и достигнет уровня риска ниже среднего, – сказал Радио Свобода Оливер Брамуэлл.

XS
SM
MD
LG