Более 5 миллиардов рублей до конца этого года будут направлены на реализацию федеральной целевой программы по комплектованию воинских частей контрактниками. Согласно планам Минобороны, к 2008 году личный состав армейских частей на 70 процентов будет состоять из военнослужащих-контрактников. Однако привлекать молодых людей для службы по контракту командирам становится все труднее.
Министерство обороны уже несколько лет активно пропагандирует службу в армии по контракту. Все это время основной упор при формировании частей нового образца командиры делали на солдат, не успевших уволиться в запас. Одним из первых регионов, где была опробована контрактная система, стала Калининградская область. Причем командование выдвинуло жесткое условие: в течение двух месяцев сформировать бригаду морской пехоты Балтийского флота из 300 военнослужащих-контрактников. В случае успеха Минобороны пообещало перечислить 20 миллионов рублей для дальнейшей реализации проекта. Но желающих продолжить службу в армии оказалось немного. Как производился набор, рассказывает председатель Комитета солдатских матерей Калининградской области Мария Бонцлер :
«Несчастное командование морской пехоты кинулось искать дураков, которые согласятся подписать контракт, когда к контракту еще ничего не готово. Кого можно было найти? Они обратили внимание на учебные подразделения, на ребят, которые только-только отслужили полгода, и начали их всячески прессинговать, заставляя подписывать контракт. Честно скажу, что ребята не хотели, но разными посулами, обещаниями и угрозами все-таки контракты были подписаны. Командование уложилось в срок, подразделение было сформировано. Что делать дальше? Ни помещения, ни столовой, ничего, что подразумевалось условиями контракта, не было» .
По словам Марии Бонцлер, когда молодые бойцы прибыли в часть, им сказали: ребята, хоть вы и контрактники, но первые полгода на свою зарплату не рассчитывайте - она нужна «дедушкам». «А "дедушки" уже подсчитали, на что они эти деньги потратят, - продолжает госпожа Бонцлер . - Чтобы ребята не возмущались и не жаловались, их начали зверски прессинговать. Каждую ночь свежеиспеченных "контрактников" поднимали и прокачивали, как это у них называется. Так как это бригада морской пехоты, ребята все крепкие и здоровые... Представьте себе, до 3 тысяч приседаний, до 500 отжиманий на кулаках до обмороков, до кровавых ошметков на костяшках пальцев» .
Спустя несколько месяцев из части начались массовые побеги. Но убежать в Калининградской области некуда. Беглецов возвращали в часть. «Был случай, когда двух ребят поймали и посадили в клетку, бывшую оружейную, - рассказывает Мария Бонцлер. - Две недели они там сидели практически без питания. Командиры водили все подразделение, чтобы в беглецов плевали, их всячески обзывали, говоря другим - смотрите, что будет с вами, если вы побежите».
В Перми офицеры нашли еще более изощренный способ вербовки на контрактную службу. «В одном из подразделений весь дивизион выставлялся зимой на мороз в 30 градусов, - говорит председатель регионального отделения правозащитного центра "Мемориал" Ирина Кизилова. – Солдаты стояли на морозе несколько часов - до тех пор, пока не набиралось определенное, заданное командиру этой роты число ребят, согласных подписать контракт. Остальных заводили в казарму. Через некоторое время выяснялось, что не набралось еще несколько человек. Тогда "претендентов" приводили к командиру. Он предлагал подписать контракты. Если молодой человек, прослуживший полгода, не подписывал, тогда этот командир, ничтоже сумняшеся, его бил. В конце концов, молодому человеку все-таки приходилось подписывать контракт».
К неуставным отношениям среди низших чинов, как говорят эксперты, добавилась новая проблема: в некоторых частях наблюдается криминализация офицерского состава. Об одном из таких случаев рассказывает полковник в отставке Павел Шмаков: «В городе Бикине Хабаровского края, где расквартирована воинская часть, переведенная на контракт, местный криминалитет (и это подтверждают представители спецслужб и сами военные) , полностью забросил свой криминальный бизнес и переключился только на эту часть. У банкоматов, в которых контрактники получали перечисленные им деньги, солдат поджидали. Несмотря на то, что в целях безопасности они приходили туда группами, их избивали и забирали деньги. В итоге они оставались ни с чем. Офицеры предложили своим подчиненным следующий выход из положения: 50 процентов солдаты отдают офицерам, а 50 процентов оставляют себе. При этом солдатам гарантировали, что их никто не тронет» По словам Павла Шмакова, офицеры делились полученными деньгами с местными бандитами .
О необычном случае вымогательства в Пскове рассказывает председатель регионального отделения Комитета солдатских матерей Валентина Афанасьева. По ее словам, в воинской части номер 32515 кошельки контрактников опустошали с помощью установленных в расположении части игровых автоматов. Только под нажимом солдатских матерей и жен контрактников и офицеров автоматы убрали.
По мнению полковника в отставке Виталия Цимбало, действия армейских командиров имеют четкую цель: «Явление, которое мы наблюдаем, связано с желанием скомпрометировать службу по контракту и доложить новому президенту в 2008 году, что российская армия не может перейти на контракт, что это ошибка предыдущего президента, благословившего этот переход».
На контрактный способ комплектования в ближайшие годы предполагается перевести 81 войсковую часть. В настоящее время уже переведены на контракт свыше 40 армейских подразделений.