Ключевые моменты программы:
- Скандалы, связанные с сексизмом и сексуальными домогательствами, становятся все заметнее.
- Россия занимает 52-е место в мировом рейтинге гендерного равенства.
- Россияне в массе своей уверены, что женщины и мужчины в стране пользуются равными правами.
- Смысл термина "сексизм", введенного в оборот феминистками, непонятен большинству населения России.
- Сексизм – идеология, утверждающая превосходство мужского пола над женским. По мнению феминисток, обратного сексизма не бывает.
В рейтинге гендерного равенства, который составляет Программа развития ООН, Россия занимает 52-е место
Марьяна Торочешникова: 8 марта отмечают Международный женский день, праздник, который в России из Дня борьбы за права женщин чудесным образом превратился в День весны, красоты и женственности. Вроде как и бороться больше ни к чему, всего уже добились.
В рейтинге гендерного равенства, который составляет Программа развития ООН, Россия занимает 52-е место, но, если верить социологам, подавляющее большинство россиян считают, что женщины и мужчины в России пользуются равными правами. Только 22% опрошенных не вполне согласны с этим.
Выходит, проблема гендерного неравенства и сексизм как ее проявление не актуальны в российском обществе? Что это вообще такое – сексизм? И при чем здесь 8 марта? Поговорим об этом с Натальей Биттен и Валерием Запорожченко.
Полная видеоверсия программы
Диктор: Наталья Биттен – феминистка и медиаэксперт. Идейная вдохновительница и организатор интернет-премии "Сексист года".
Валерий Запорожченко – биоинформатик, работает с древней ДНК. Профессиональные интересы – биологическая и социальная история человека в обществе. Участник инициативной группы "За феминизм". Состоит в оргкомитете премии "Сексист года".
Марьяна Торочешникова: Откуда такое противоречие – с одной стороны, регулярно возникают скандалы и звучат эти слова: "сексизм", "сексисты" и прочее, а с другой стороны – опрошенные ВЦИОМом говорят: "У нас все хорошо, все равны"?
Наталья Биттен: Они не эксперты ни по гендерному равенству, ни по правам женщин. Это понятие сконструировали феминистки, ввели его в научный оборот. Да, пока большинство людей не понимают, о чем идет речь, некоторые лишь смутно догадываются.
Марьяна Торочешникова: А разве нужно быть экспертом, чтобы понимать, что твои права нарушают?
Наталья Биттен: Нет, но нужно понимать, что ты вправе делать, на что ты вправе претендовать. А у нас очень многие женщины вообще плохо разбираются в своих правах и часто не замечают, что их базовые права нарушаются.
Многие женщины плохо разбираются в своих правах и часто не замечают, что их базовые права нарушаются
Если женщина воспитана в той системе координат, что она должна только дома варить борщи, ухаживать за мужем и рожать, пока не закончатся яйцеклетки, то это ее право. Но есть другое право – отказаться от всего этого, и вот об этом праве многие женщины либо не знают, либо просто не думают. И то, что какой-то группе женщин эти права не нужны, не означает, что они не нужны всей группе под названием "женщины".
Марьяна Торочешникова: И, тем не менее, женщины в России могут устраиваться на ту работу, на которую захотят, встречаться с несколькими мужчинами или не встречаться ни с кем, жить в разводе и самостоятельно воспитывать детей, и никто не забросает их за это камнями. Они не обязаны носить платки, юбки ниже колен: они свободны.
Наталья Биттен: Общественное мнение либерализируется постепенно. А сейчас нам пытаются навязать другой тренд, создать некие искусственные ценности и преподнести их как традиционные. Этого нельзя допускать, это будет шагом назад и исторической неправдой.
Марьяна Торочешникова: Об истории женского движения рассказывает феминистка Лидия Китаева.
Лидия Китаева: Феминизм возник как философское течение, скорее всего, в XVIII веке, когда случились первые изыскания по этому поводу, и они как-то сопряглись с Великой Французской революцией: ее веяния охватили Европу, взбудоражили умы, и женщины тоже решили, что они люди.
Знаменитая Олимпия де Гуж, которую считают одной из матерей феминизма, написала "Декларацию женщины и гражданки", где предложила дать не только избирательные права, но еще и ряд других прав, которыми уже обладали мужчины вследствие "Декларации прав человека и гражданина", но ее поставили на место, сурово осадили.
В 1793 году ей отрубили голову. А в 1804-м император Наполеон лишил женщин вообще каких-либо прав, кроме права завещать свое имущество.
Примерно в это же время в Англии Мэри Уолстонкрафт написала книгу "В защиту прав женщин", где выдвинула совершенно радикальную мысль, что женщина может сама распоряжаться своей судьбой. После этого ее оппоненты-мужчины сказали: давайте мы еще поборемся за права домашнего скота...
В России в 1812 году возникло Женское патриотическое общество, и поначалу его участницы занимались исключительно делами сирот и беспризорников, просвещением и благотворительностью. Поначалу все движение сводилось к тому, чтобы переосмыслить роль женщины в браке, но где-то ближе к 60-м годам, уже во времена царствования Александра II, появились Писарев и Чернышевский с их новыми идеями организации общественной жизни и, в том числе, роли женщины, и возникла такая замечательная идея, что женщинам надо дать образование. Также постоянно витали в воздухе идеи, что надо бы как-то облегчить положение женщин, условия их жизни и труда, организовать какие-то рабочие места.
И вот, наконец, 14 января 1871 года император Александр всемилостивейше даровал женщинам благородных сословий право работать. В это же самое время в Америке, Европе и России существовало движение суфражисток – движение женщин за право голоса, и оно было достаточно мощным, резонансным. Их люто ненавидели, про них говорили гадости, рисовали карикатуры, всячески высмеивали, и это означает, что они никого не оставили равнодушным.
Клару Цеткин вспоминают потому, что это было ее предложение: а давайте будем отмечать этот день, считать его Международным женским днем, Днем солидарности трудящихся женщин. А на самом деле все началось с 1857 года, когда в Нью-Йорке вышли работницы швейных фабрик и требовали улучшения условий труда, сокращения рабочего дня и повышения оплаты.
Потом, через много лет, был марш пустых кастрюль 8 марта в Чикаго. И еще через семь лет снова были массовые выступления по всей Америке с аналогичными требованиями – улучшение условий труда и повышение заработной платы.
Советская власть декларировала, что равенство было достигнуто, причем выдачу равенства большевики приписывали исключительно себе, но равные права женщины получили летом 1917 года от Временного правительства. После установления в России советской власти были широко задекларированы идеи освобождения женщины от быта: организация фабрик-кухонь, ясель, детских садов. Все это внедрялось для того, чтобы женщина могла внести свой вклад в строительство коммунизма. Женщин поощряли заниматься общественной деятельностью, организовывать женсоветы.
Но с приходом к власти Сталина возникла идея, что надо как-то притормозить эту эмансипацию. Передовичка производства – это замечательно, но в то же время она должна быть хорошей матерью, примерной хозяйкой и женой.
А в современной России вообще все сложно. Поскольку тут сейчас "духовные скрепы", то роль женщины как матери, хозяйки, жены, теперь поставлена во главу угла женского вопроса в массовом сознании. Считается, что женщина может реализовать себя в семье. А если женщина не замужем и у нее нет детей, то ее социальный статус стремится к плинтусу.
Споры о равноправии мужчин и женщин не прекращаются полторы сотни лет
Марьяна Торочешникова: Споры о равноправии мужчин и женщин не прекращаются полторы сотни лет, но именно в последние годы, в том числе и благодаря развитию соцсетей, скандалы, связанные с сексизмом и сексуальными домогательствами, становятся заметнее, а в дискуссию вокруг проявлений сексизма вовлекается все большее число людей.
Как отличить сексизм от не сексизма?
Наталья Биттен: Сексизм – это идеология, которая утверждает превосходство мужского пола над женским. Обратного сексизма не бывает. Вот, например, утверждают, что у женщины есть функция – рожать детей. Это сексизм, потому что женщина – живой человек, а не функция. У женщины есть такая возможность, но она имеет полное право воспользоваться ею или отказаться от нее. Это не привилегия, не функция, а просто одна из особенностей женского организма.
Марьяна Торочешникова: "Мальчики не плачут" – это сексизм или нет?
Наталья Биттен: Да, это сексизм, но по отношению не к мужчинам, а к женщинам: женское маркируется как негативное.
Валерий Запорожченко: Происходит отучение мальчика от естественной, разумной эмпатии.
Наталья Биттен: Если такой человек, например, будет служить в полиции, он будет говорить: "Я мужчина, я не должен жалеть задержанного" – и будет лупить его дубинкой. "Мужик должен быть мужиком, он ни к кому не должен испытывать жалости, в том числе и к себе самому, и в больницу мне ходить не надо, и плакать нельзя, и я всегда должен быть сильным".
Марьяна Торочешникова: Говорят еще о доброжелательном сексизме. Ну, это же приятно, когда уступают место...
Наталья Биттен: И "прелесть, какая дурочка"... Женщин с детства учат тому, что они должны кому-то нравиться. И они очень ценят внешние проявления внимания. И я это ценю. Но у нас это получается гипертрофировано. И когда женщине с доброй улыбкой говорят: "Ты должна всегда быть красивой, за всеми ухаживать и быть самой доброй" (то есть полностью нарушать свои границы и не действовать в своих интересах) – это и есть доброжелательный сексизм. Женщине указывается ее место, предписывается определенное выгодное поведение.
Марьяна Торочешникова: "Мужчина и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" – написано в 19-й статье Конституции России. Но чего стоят все слова о равенстве полов, если за полторы сотни лет общество так и не избавилось от сексизма? Однако нельзя же снять со всех платки и заставить всех жить по-новому. Ведь если человек в это верит и считает, что это нормально, то это и будет нарушением его права вести жизнь, которая ему нравится (например, ходить в парандже).
Наталья Биттен: Я против того, чтобы моментально снять со всех паранджу. Но я в принципе против паранджи: именно это – одна из крайних форм сексизма. Ведь если женщина не следует этим установкам, то ее преследуют, наказывать, убивают. Эти страшные практики надо искоренять.
Валерий Запорожченко: Есть определенная категория людей, которым достаточно сказать, что как прописал господь бог, поэтому следует действовать именно так. Есть другая категория людей, считающих, что какие-то черты свойственны полам изначально: например, мужчинам более, чем женщинам, свойственен интеллектуальный труд. И третий тип аргументов сексистов – какое-то действие традиционного плана является желанием самой женщины: мы же не можем снять паранджу или внушить женщине желание учиться.
Паранджа – одна из крайних форм сексизма
Наталья Биттен: Почему девочка, которая блестяще училась в школе и давала прекрасные результаты в точных науках, идет учиться на преподавателя математики, а не идет в IT-сферу, где и зарплаты, и престиж гораздо выше? Просто потому, что ей сказали: это не женская работа.
Есть еще и внутренний сексизм, и мы воспринимаем его с детства, так как критическое мышление в женщинах стараются уничтожить даже раньше, чем в мальчиках. Одна женщина говорит другой: "Я не люблю работать в женском коллективе, женщины – стервы, сволочи…" Все это присутствует в литературе, песнях, фильмах, телепередачах.
Марьяна Торочешникова: Объявлены номинанты антипремии Рунета "Сексист года 2017", которую инициативная группа "За феминизм" придумала в 2010 году. Как правило, победители на церемонию награждения не приходят, а некоторые и вовсе о ней не знают. О том, для чего нужна такая антипремия, рассуждают ее авторы и лауреаты прошлых лет.
Корреспондент: Павел Астахов, Герман Стерлигов, Всеволод Чаплин – каждый из этих мужчин уже был победителем антипремии "Сексист года".
Екатерина Писарчик, организатор премии: Мы хотим вывести наших номинантов из категории нормальности, указать обществу на то, что они делают не так: если человек оскорбляет половину населения Российской Федерации, это неправильно.
Мари Давтян, организатор премии: У нас есть группа экспертов, которые делают список кандидатов, и из этого длинного списка мы экспертной командой выбираем трех самых достойных претендентов в каждой номинации. А потом уже участники голосования, обычные люди, выбирают победителя в каждой номинации.
Екатерина Писарчик: Примерно три года назад претендентов было немного, и мы даже порадовались, но в прошлом и позапрошлом году начался сильнейший откат в патриархальность, в традиционность…
Популярность премии "Сексист года" растет
Корреспондент: Популярность премии растет. В прошлом году в голосовании приняли участие больше трех тысяч человек. Но большинство номинантов не знают о ее существовании и не считают себя сексистами.
Людмила Айвар, номинант премии в 2016 году: Я ничего не знаю об этом. Наверное, это дань моде, которая существует на Западе. Я склонна защищать и мужчин, и женщин в ситуации, когда их действительно нужно защитить.
Корреспондент: Некоторые лауреаты даже рады, что стали победителями.
Всеволод Чаплин, лауреат премии в 2011 году: Когда те, кто хотят сломать общество и сделать его несчастным, выступают против тебя, значит, ты на правильном пути, значит, ты хорошо их обличаешь.
Корреспондент: В этом году антипремию "Сексист года" будут вручать в восьмой раз.
Диктор: На премию "Сексист года" номинированы: историк моды Александр Васильев, режиссер Андрей Кончаловский и радиоведущий Сергей Стиллавин. Васильев сказал, что одинокие полные женщины могут завести себе кота вместо мужчины. Кончаловский заявил, что сексуальные домогательства – это нормально. А Стиллавин призвал продавать прокладки и тампоны в закрытых отделах.
Наталья Биттен: Да, конечно, можно спрятать предметы гигиены, можно завесить всех женщин чадрой, и этот мир будет полностью мужским. Вот Стиллавин, по сути, отказывает женщинам в том, что они – такие же люди, как мужчины. В случае Васильева это доброжелательный сексизм – он не говорит напрямую плохих слов о полных женщинах, но на самом деле утверждает: единственное, к чему стремится женщина, это понравиться мужчине. А Кончаловский сказал: "Что касается сексуальных домогательств, я думаю, мир всегда стоял на этом. Мужчины должны приставать к женщинам, а женщины должны сопротивляться". Этот тезис по достаточно короткой логической цепочке приводит к тому, что мужчины насилуют женщин.
Валерий Запорожченко: Если перейти в категории других высказываний, которые запретны с точки зрения Уголовного кодекса, скажем, на темы наций, рас или религий, то многие высказывания, будучи переведенными на соответствующий язык, давно уже тянули бы на 282-ю статью УК.
Марьяна Торочешникова: Ну, это то, что сказал Кончаловский. А Васильев просто пошутил, а вы определенным образом истолковали его слова о коте.
Наталья Биттен: Мы его точно совершенно понимаем: для чего существует женщина? Чтобы нравиться мужчине. Не соответствует его взгляду – все.
Марьяна Торочешникова: А для чего же женщины выкладывают свои бесконечные селфи в Инстаграм и прочие соцсети?
Наталья Биттен: Есть внутренний сексизм, и женщина тоже воспринимает себя как сексуальный объект.
Марьяна Торочешникова: "Сексизм в рекламе" – три номинанта, один из них более-менее очевиден: это социальная реклама против СПИДа: "Будь близка только с тем, кому доверяешь" (действительно, почему только женщина должна думать о случайных связях?). Но рекламный ролик "Препарат Мезим"…
Существует стереотип: женщина всегда должна обслуживать мужчин, а мужчина выступает как потребитель женского труда
Наталья Биттен: Этот тренд отражает то, что женщина всегда должна обслуживать мужчин, а мужчина выступает как потребитель женского труда.
Валерий Запорожченко: Если бы мужчины за этим столом бегали за матерью или женой, какую реакцию это вызвало бы у зрителя?
Марьяна Торочешникова: А это был бы сексизм?
Наталья Биттен: Это был бы парадокс, и хорошая реклама могла бы этим воспользоваться.
Диктор: В номинации "Женщины против женщин" представлены: депутат Ирина Яровая, профессор Татьяна Черниговская и журналист Юлия Латынина. Яровая считает, что борьба за равноправие для женщины означает отказ от привилегии быть матерью. Черниговская утверждает, что великих женщин мало. А Латынина обвинила женщин в том, что они делают карьеру через постель.
Наталья Биттен: Моя фаворитка – Черниговская: она прекрасный ученый, и я была смертельно разочарована, увидев эту программу. Когда женщина, которая успешно работает в науке и полностью реализует себя в жизни, говорит, что мы что-то не видим великих женщин ни в искусстве, ни в науке, это очень странно: "Женщине природой предназначено сохранять потомство и беречь гнездо. У женщин лучше получаются домашние дела. А вот великих женщин очень мало".
Ей стоило бы опираться на научные исследования, которые уже давно доказали, по какой причине женщин мало и в науке, и в культуре, – в связи вот с этими стереотипами об определенной женской роли и определенных сферах деятельности, где женщинам не место.
Валерий Запорожченко: И это довлеющее мнение, которое доносится из многих популярных программ. Вспомним Малышеву, много раз говорившую, что у женщины определенным образом включен мозг, и так далее.
Марьяна Торочешникова: Тем не менее, в 2017 году больше обсуждали высказывание Ирины Яровой о том, что рождение ребенка – это женская привилегия, и она не готова бороться ни за какие права, потому что просто хочет, чтобы ей уступали место в транспорте и подавали пальто.
Вежливое обращение с женщиной, так же как и с мужчиной, – это не привилегия. Мы все достойны этого просто по праву рождения
Наталья Биттен: Вежливое обращение с женщиной, так же как и с мужчиной, – это не привилегия. Мы все достойны этого просто по праву рождения. А по поводу материнства – это вообще какое-то издевательство, потому что у нас, согласно статистике, женщины с детьми – это самая нищая категория, даже более нищая, чем пенсионеры.
Диктор: "За антиженскую политику" номинированы: Законодательное собрание Пермского края и правительство Башкирии (там приняли законы, гарантирующие социальные выплаты при рождении ребенка, только если у него есть официальный отец), учредители конкурса "Учитель года России" за то, что они редко награждают женщин-учителей, и министерства здравоохранения Северной Осетии, Краснодарского края и Ярославской области, которые ограничили возможность делать аборт бесплатно.
Марьяна Торочешникова: Если в целом оценивать 2017 год с точки зрения политики и законодательства, можно ли говорить о том, что была какая-то особенная антиженская политика, и права женщин сильно ущемлялись? Или год прошел относительно спокойно?
Наталья Биттен: Этот консервативный тренд укрепляется. В 2010-11 годах не удалось принять законы, которые сразу ввели бы дискриминационные меры по отношению к женщинам, а сейчас на протяжении многих лет постепенно вводятся какие-то поправки, дополнения и прочие нормативные акты, которые постепенно, но стабильно ухудшают положение женщин. При этом у нас была принята национальная стратегия, действующая в интересах женщин, но мы пока не видим никаких подвижек по отношению к этому документу.
Марьяна Торочешникова: Но все-таки что-то удается отбивать: во всяком случае, были отменены региональные законы, ущемлявшие права матерей-одиночек.
Консервативный тренд укрепляется
Наталья Биттен: Их отменили после того, как люди узнали о них и устроили скандал. Это задело огромное количество людей. Наше государство говорит: рожайте, рожайте, нам нужны люди…
Марьяна Торочешникова: А теперь говорят: рожайте в полных семьях.
Судя по тому, как начался год, веселая, видимо, будет премия – "Сексист года 2018"?
Наталья Биттен: Я с ужасом думаю, как нам выбирать: прошло меньше двух месяцев, а там уже вагон и маленькая тележка! Они просто соревнуются друг с другом, кто гаже, кто хуже, кто грубее.