Ссылки для упрощенного доступа

Таллий в крови. Кто отравил работников авиационного завода?


Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева
Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева

В Ростовской области продолжается расследование причин отравления таллием, а это - смертельно опасный металл, сразу нескольких десятков сотрудников Таганрогского авиационного научно-технического комплекса (ТАНТК) им. Г. М. Бериева. В производственных целях данный металл не используется, а как попало вещество на завод, руководство объяснить пока не в состоянии. В понедельник полиция возбудила уголовное дело по статье "умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью" (ст. 112 УК РФ).

Между тем отравление могло привести к смерти одного из рабочих – такое предположение высказала его мать. На сегодня известно о 28 отравившихся – часть из них прошла лечение в НИИ имени Склифосовского в Москве, остальные лечатся амбулаторно. Однако, как утверждают сотрудники авиационного комплекса, в скором времени число пострадавших может увеличиться. ​​О массовом отравлении таллием на одном из ведущих авиационных предприятий стало известно после публикации в ростовских СМИ в начале марта. До того времени руководство завода предпочитало не распространяться об этой истории.

Появилась тахикардия, боли во всем теле, бессонница. В заводской медсанчасти мне поставили диагноз "гастрит"

– В начале декабря я почувствовала себя плохо, –рассказывает экономист Ксения Сергус. – Появилась тахикардия, боли во всем теле, бессонница. В заводской медсанчасти мне поставили диагноз "гастрит", потом были консультации и лечение в таганрогской больнице скорой медицинской помощи, в Ростовской областной больнице, но результата они не приносили. Меня лечили и выписывали. За свои деньги мы сдали волосы на анализ содержания тяжелых металлов. В середине января пришел ответ – повышенная доза таллия в организме. И мы опять-таки своим ходом поехали в НИИ имени Склифосовского. Там, наконец, нам прописали препарат-антидот, начали лечение.

Тяжелее других пришлось ведущему инженеру-конструктору ТАНТК Константину Колесникову. Как утверждает его жена Елена, до отравления ее муж не употреблял алкоголь, не курил, пил только очищенную воду и чай, питался здоровой пищей. Тем не менее 11 ноября 2017 года он почувствовал резкие боли по всему желудочно-кишечному тракту, тошноту. Через два дня на скорой он попал в таганрогскую больницу. Еще через пару дней у него начали выпадать волосы, самочувствие не улучшалось, однако уже 18 ноября его выписали домой. Потом снова была городская больница (диагноз: хронический гастрит, острый панкреатит). Под Новый год у инженера стали отказывать ноги, снова начали выпадать волосы, ухудшилось зрение. Обо всем этом Елена писала в открытом письме в адрес городских и региональных властей, жалуясь на бездействие врачей и прося о помощи. Только четвертого января Константина Колесникова госпитализировали с подозрением на отравление тяжелыми металлами и перевели в Ростовскую областную клиническую больницу. Как показал проведенный анализ, содержание таллия в крови пациента превышало норму в 150 раз.

– В ростовской областной клинике впервые за два месяца лечения наметилась положительная динамика восстановления, – отмечалось в письме Елены Колесниковой. – Но 22 января глубокой ночью у Константина произошел сбой в работе сердца с прямой угрозой для жизни… Оперативная высококвалифицированная реанимационная помощь спасла жизнь мужу.

В конце января Колесникова снова перевели в таганрогскую больницу, где ему тут же стало плохо, а в начале февраля выписали совсем. Лишь после этого Константина перевезли в НИИ имени Склифосовского, где он стал получать нормальное лечение. Сейчас, как отмечает Елена Колесникова, у мужчины наступила ремиссия опорно-двигательной функции, он стал лучше видеть.

Всего в январе соединения таллия обнаружились в крови и волосах 28 человек

Всего в заводскую медсанчасть с жалобами на боли и плохое самочувствие обратились несколько десятков человек – в основном это офисные сотрудники юридического и контрактно-договорного отделов. Их истории похожи: диагнозы, связанные с расстройством желудка, платные анализы, лечение с разной степенью успешности. Всего в январе соединения таллия обнаружились в крови и волосах 28 человек. Сейчас часть пострадавших с наибольшей степенью отравления (включая Константина Колесникова) уже вернулись из Склифа и находятся на амбулаторном лечении.

– Стало полегче, но некоторые симптомы все равно сохраняются, – говорит Ксения Сергус. – Те же боли в пояснице, бессонница. Сколько времени пройдет до окончательного выздоровления, неясно. Но на предприятии нам обещали оплатить все затраты на дорогу и лечение – мы, к примеру, потратили около 20 тысяч рублей. Девять с лишним тысяч нам уже выплатили в качестве материальной помощи.

Причины и последствия

Таллий не используется в работе завода, о какой-то утечке его на производстве речи нет

Каким образом таллий мог оказаться на предприятии, где часть объектов режимные, пока непонятно. И сами сотрудники, и руководство авиационного комплекса не раз упоминали, что таллий не используется в работе завода, а потому о какой-то утечке его на производстве речи нет. Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД по Ростовской области, по факту отравления начата проверка (хотя, по словам нескольких опрошенных РС работников, из полиции к ним еще никто не обращался). Журналисты обсуждают различные версии случившегося – от мести уволенных сотрудников, где было сокращение штатов, до спланированной диверсии. Комплекс имени Бериева основан в 1934 году, на нем ведется разработка новой авиационной техники, в том числе самолетов-амфибий Бе-200 для МЧС России.

– Поначалу мы думали, что была отравлена еда, потом – что вода, – говорит Ксения Сергус. – Но источник воды у нас общий, а заболели только люди из конкретных отделов. Вариантов попадания, в принципе, достаточно – можно было подсыпать что-то в офисе, и яд распространился бы через прикосновение. Что касается мести бывших сотрудников… После увольнения у них забирают пропуска, и попасть на завод невозможно, если только не перелезть через забор. Но я слабо себе это представляю. Поэтому мы очень надеемся на результаты расследования.

Как только жалобы в медсанчасть на плохое самочувствие стали массовыми, людям запретили об этом говорить

Несмотря на то что очевидных поводов заподозрить вину руководства завода в отравлении пока нет, сотрудники уверяют: как только жалобы в медсанчасть на плохое самочувствие стали массовыми (это произошло в конце декабря), людям фактически запретили об этом говорить. Политика "умолчания" продолжается до сих пор, хотя факт отравления в уже признали публично.

– Я не понимаю руководство завода, – рассказал РС на условиях анонимности один из сотрудников. – Если вы не виноваты, то почему сразу не разобраться в ситуации, спокойно не помочь людям? Вместо этого на нас до сих пор давят, требуют не разговаривать с журналистами.

Генеральный директор ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева Юрий Грудинин
Генеральный директор ПАО "Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева Юрий Грудинин

После того как история с отравлением была широко растиражирована в СМИ, 6 марта генеральный директор ациационного комплекса Юрий Грудинин и ряд таганрогских чиновников провели специальную пресс-конференцию, на которой озвучили официальную позицию властей и предприятия.

– Информация не предавалась огласке в связи с тем, что мы пришли к выводу, что угрозы распространения нет, что определен круг лиц, которые отравились и определены помещения, где локализован источник, – так прокомментировал ситуацию глава таганрогской администрации Андрей Лисицкий.

– Появление таллия на заводе носит бытовой характер, случившееся – это не наша вина, – добавил Юрий Грудинин. – Все вопросы, связанные с компенсацией и лечением, предприятие взяло на себя. Сейчас идет проверка, только после нее может будет говорить о причинах произошедшего.

По словам главы территориального отдела Роспотребнадзора Сергея Мусиенко, после того как стало известно отравляющее вещество, на предприятии провели административное расследование, причем не только в тех офисах, где заболели люди, но и в других.

– Мы исследовали все среды, которые были задействованы, только пищу не брали, – отметил чиновник. – Делали радиологический мониторинг, анализ электромагнитных полей. Взяли пробы воды из заводской скважины: до очистки, после нее, плюс емкости из офисов. Полный комплекс исследований – в январе и феврале следов таллия не найдено. К слову, в Таганроге вообще нет предприятий, где бы он использовался.

Как отметил в своем выступлении Андрей Лисицкий, первые обращения работников ТАНТК в городскую больницу поступили только в начале января, а уже 9-го пришли первые результаты анализов на наличие таллия. На следующий день на территории предприятия была создана комиссия по чрезвычайным ситуациям, куда вошли в том числе представители здравоохранения города и Роспотребнадзора. В нее стали стекаться данные обследования и других работников. Дальнейшая диагностика и лечение проходили под контролем донских врачей, настаивает глава администрации.

Однако часть заболевших с этим не согласна.

Раннее принятие препарата-антидота могло бы ускорить выздоровление

– У нас вызывают возмущении слова чиновников о том, что, дескать, это они организовали диагностику и лечение, – рассказал один из сотрудников завода. – Это не так. Все анализы на таллий мы делали сами и в НИИ Склифосовского тоже ехали сами. Когда подтвердился диагноз, профильного лечения нам не назначили. А ведь раннее принятие препарата-антидота могло бы ускорить выздоровление.

Впрочем, у главврача таганрогской больницы скорой медицинской помощи Дмитрия Сафонова есть объяснение случившемуся. Все диагнозы и медицинские назначения были определены правильно, уверен он.

– Дело в том, что когда пациенты поступили к нам, таллий уже всосался в кишечник, острая фаза отравления, когда металл находится в крови, уже прошла. Мы не можем точно сказать, когда таллий попал в организм, – отметил Сафонов.

Позднее вмешательство

В своем выступлении Андрей Лисицкий сделал еще одно важное заявление:

– По случаю отравления таллием у нас нет ни одного погибшего. Имеются результаты судмедэкспертизы, которые это подтверждают.

Однако сейчас в городе говорят о гибели одного из работников завода, 23-летнего слесаря-сборщика Максима Терещенко. О том, что его гибель вследствие отека мозга 30 декабря 2017 года может быть связана с отравлением таллием, писал ранее "Коммерсант-Юг". Однако в интервью РС мама погибшего Светлана Сакевич отметила, что пока это лишь ее предположение: в первую очередь она настаивает на халатности врачей медсанчасти (поликлиники) ТАНТК имени Бериева. Если бы они вовремя госпитализировали Максима и провели необходимые обследования, он мог бы остаться в живых, считает женщина.

Максим Терещенко
Максим Терещенко

– Мой сын потерял сознание на работе 7 декабря, – рассказала Светлана Сакевич. – У него была рвота, тошнота. Ему вызвали скорую" в тот же день в поликлинике, находящейся на территории комплекса, ему выписали больничный и отправили на обследование головного мозга (рео- и электроэнцефалография). Несмотря на то что результаты анализа показали серьезный вазоспазм (нарушение снабжения) сосудов головного мозга, уже 18 декабря ему закрыли больничный и направили обратно на работу.

Вазоспазм головного мозга – один из важных симптомов отравления таллием

В течение следующих двух недель Максим Терещенко постоянно жаловался на плохое самочувствие, головную боль, однако продолжал работать. Придя с ночной смены 29 декабря, он потерял сознание, а потом впал в кому. На следующий день молодой человек скончался, не приходя в сознание, все в той же таганрогской БСМП. В официальном свидетельстве о смерти нет ни слова об отравлении таллием. При этом вазоспазм головного мозга – один из важных симптомов отравления таллием, выяснила Светлана Сакевич. Но важнее сейчас выяснить другое, говорит она:

– Как можно было направить моего сына на работу в таком состоянии? – недоумевает она. – Когда я его увидела незадолго до смерти, он был, по сути, в предынсультном состоянии: болела и кружилась голова, речь была немного заторможена. Его нужно было срочно госпитализировать, но никто этого не сделал. А ведь если бы лечение провели вовремя, он мог остаться в живых… Что касается заявления г-на Лисицкого о якобы проведенной судмедэкспертизе, то я о ней ничего не знаю!

Светлана Сакевич написала в прокуратуру Таганрога обращение с требованием найти виновных в гибели сына. Ответа пока нет.

Тем временем уже скоро цифра пострадавших от отравления может увеличиться, говорит один из сотрудников предприятия.

– Многие люди до последнего не сдавали анализы на содержание таллия, скрывали плохое самочувствие, – рассказал он Радио Свобода. – Возможно, боялись потерять работу из-за участия в общей "панике" или просто не обращали внимания. Но я точно знаю, что как минимум у двоих работников конструкторского бюро Кости Колесникова уже нашли таллий в крови. Так что эта история еще будет продолжаться.

12 марта по факту отравления возбуждено уголовное дело по ст. 112 УК РФ – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

XS
SM
MD
LG