В Одессе 2 мая вспоминали трагические события 2014 года, когда в результате столкновений между проукраинскими и пророссийскими активистами и пожара в Доме профсоюзов погибли 48 человек.
Именно такое количество черных воздушных шаров, символизировавших жертв трагедии, запустили в небо участники одного их траурных мероприятий. До сих пор в расследовании этого громкого дела не поставлена точка. За гибель людей никто не привлечен к ответственности.
Акции памяти прошли в Одессе на Куликовом поле и Соборной площади. В местах проведения траурных мероприятий возникали словесные перепалки между людьми с проукраинскими и пророссийскими взглядами, которых разделяли "живым коридором" сотрудники правоохранительных органов.
А недалеко от Куликова поля полиция задержала двоих активистов праворадикальной организации "Уличный фронт". Они напали на человека, который с цветами направлялся к Дому профсоюзов. По данному факту начато уголовное производство по статье о нанесении легких телесных повреждений. Кроме того, стражи порядка задержали мужчину с гранатой. Предполагается, что задержанный хотел бросить ее в участников "Марша украинского порядка". Вечернее шествие националистов - представителей "Свободы", "Правого сектора" (признан в РФ экстремистской организацией и запрещен. – РС), "Национального корпуса" приурочено к четвертой годовщине со времени одесской трагедии.
Почти две с половиной тысячи полицейских, нацгвардейцев и сотрудников Службы безопасности Украины обеспечивают в эти дни в городе охрану общественного порядка. На улицы вывели бронетехнику и отряды спецназовцев.
2 мая 2014 года на двигавшуюся по центру Одессы колонну футбольных фанатов и представителей проукраинских организаций напали пророссийские активисты с огнестрельным оружием. Жертвами столкновений стали 48 человек, более 200 были ранены. Большинство погибли во время пожара в Доме профсоюзов. По факту этих событий правоохранительные органы Украины расследуют около десяти уголовных дел. Следствие установило, что массовые беспорядки были организованы и специально спланированы. Но до сих пор за гибель людей никто не привлечен к ответственности.
Спустя четыре года после этой трагедии майские праздники на Украине, как отмечает глава аналитического центра "Третий сектор" Андрей Золотарев, по-прежнему связаны с тревожными ожиданиями в обществе относительно того, удастся ли не допустить очередной серии провокаций и столкновений в Одессе:
О том, что не выучены уроки 2 мая, можно судить по повышению агрессии и повсеместном использовании языка ненависти, в том числе и в политическом дискурсе
"С одной стороны, власть декларирует, что необходим диалог, гражданский мир в обществе, с другой – начался процесс децентрализации, который может снять часть проблем, устранить поводы для сепаратистских тенденций. Тем не менее, по большому счету, уроки трагических событий 2 мая не усвоены. Во-первых, не доведено до конца расследование. Явно процесс находится в тупике, в патовой ситуации. Это либо свидетельство неэффективности и некомпетентности действующей правоохранительной системы, либо боязнь того, что результаты могут оказаться политически токсичны для власти. Цель расследования – не найти козла отпущения, не найти мальчика для битья, а представить обществу истину. А правда может быть невыгодна. Здесь есть два важных момента, которые не понимает действующая власть: нет гражданского мира, а есть атмосфера нетерпимости и недоверия друг другу. Нет доверия в обществе, нет и правил игры, общество делится на своих и чужих. Соответственно, страна теряет шанс на развитие. И о том, что не выучены уроки 2 мая, можно судить по повышению агрессии и повсеместном использовании языка ненависти, в том числе и в политическом дискурсе. А призывы к толерантности и поиску компромисса оцениваются в лучшем случае как проявление слабости. Еще один момент касается утраты возможности общегражданского диалога. О ценностях Майдана все забыли, и об объединяющих страну идеологических проектах уже никто не говорит. Общество нужно успокаивать, а не подогревать его эмоции, как это делает нынешняя власть. Именно в этом я вижу сегодня основную проблему того, что одесская трагедия, возможно, в другом городе или в новом виде, с большим или меньшим количеством жертв может в любой момент повториться".
Читайте также: результаты журналистского расследования "черного дня" в Одессе
Среди главных обвиняемых по делу "2 мая" значатся бывший глава областной одесской милиции Петр Луцюк (ему инкриминируют умышленное бездействие, неоказание помощи и служебный подлог) и экс-руководитель областного Управления по чрезвычайным ситуациям Владимир Боделан (по данным следствия, он запретил пожарным выезжать в Дом профсоюзов для тушения огня). Еще один фигурант дела – бывший заместитель Луцюка Дмитрий Фучеджи, как и Владимир Боделан, были давно объявлены украинскими властями в розыск. Летом прошлого года стало известно, что и Фучеджи, и Боделан получили российское гражданство. Какой может быть роль Москвы в трагических событиях 2 мая в Одессе? Андрей Золотарев продолжает:
Если власть декларировала жизнь по-новому, то и действовать надо было как в европейских странах, когда закон один для всех
"Когда возникает конфликт – возникает и третья сторона. И не только Москва, но и другие игроки. Но жертвы-то – украинцы. Мы прекрасно помним, как нам рассказывали о том, что среди погибших 2 мая нет одесситов, а одни там граждане РФ и жители Приднестровья. Но оказалось, что это не так. Погибли одесситы, погибли украинцы. Понятно, куда бегут фигуранты – в ту страну, из которой, очевидно, не выдадут в Украину по ряду причин, в том числе и по политическим. Был ли в трагических событиях четырехлетней давности российский фактор? Возможно, что поддержка Россией "куликовцев" – пророссийских сторонников Антимайдана – была. Тут никто с этим не спорит, но имело место массовое убийство людей. А дальше должно было сказать свое слово следствие. Но следствие забуксовало. Мы видим, что и в отношении "куликовцев" процесс зашел в тупик. И погибшие ведь были с обеих сторон. И, собственно, если власть декларировала жизнь по-новому, то и действовать надо было как в европейских странах, когда закон один для всех. У нас трагедия в Одессе показала, что общество по-прежнему сегментируется на своих и чужих".
С таким утверждением Андрея Золотарева не согласен одессит, депутат Верховной Рады Алексей Гончаренко. Он убежден, что Россия причастна к трагедии в Одессе, и это, по словам парламентария, подтверждает в том числе и состоявшийся в 2016-м обмен заключенными между Москвой и Киевом:
Все должно было быть, как в Донбассе. Безусловно, за всем этим планом стоит рука Москвы
"С моей точки зрения, 2 мая 2014 года РФ пыталась реализовать в Одессе донецкий сценарий с захватом органов власти и последующим объявлением какой-нибудь "народной республики". Все должно было быть, как в Донбассе. Безусловно, за всем этим планом стоит рука Москвы. Во-первых, я говорю об этом, сравнивая, как все начиналось на востоке Украины весной 2014-го и у нас, в Одессе. Во-вторых, о причастности РФ свидетельствует и то, что Москва обменяла некоторых участников событий 2 мая в Одессе".
В апреле генпрокурор Украины Юрий Луценко заявил о завершении расследования нескольких новых эпизодов в отношении участников событий 2 мая в Одессе, однако не раскрыл детали. Кроме того, в сентябре 2017-го суд Черноморска (Одесская область) оправдал 19 так называемых "куликовцев" – представителей Антимайдана, участвовавших в массовых беспорядках в Одессе. Как заявили в суде, следствие не смогло собрать "достаточных доказательств вины пророссийских активистов".