Ссылки для упрощенного доступа

В Венеции показали легендарный фильм Орсона Уэллса


Одно из главных событий юбилейного Венецианского фестиваля – мировая премьера "Другой стороны ветра" Орсона Уэллса. Режиссер "Гражданина Кейна" начал съемки в 1970 году, продолжал их с постоянными перерывами до 1975 года, а затем до самой смерти в 1985-м пытался найти финансирование на завершение картины. После смерти он оставил примерно 40 минут смонтированного им фильма, сотни бобин с отснятым материалом в парижской лаборатории, доступ к которым было невозможно получить из-за сложностей с авторскими правами на фильм. История неприятностей, сложностей, юридических сражений, связанных с "Другой стороной ветра", сама могла бы послужить материалом для авантюрного сюжета. "Другая сторона ветра" десятилетиями оставалась синефильской легендой. Реконструировать картину помог Netflix, в работе принимал участие режиссер Питер Богданович, сыгравший одну из главных ролей в самом фильме.

"Другая сторона ветра" – сатирический документ времени и предельно личная рефлексия Уэллса, посвященные началу семидесятых – переходному моменту в истории кинематографа, когда со сцены начали уходить великие режиссеры прошлого, а по всему миру возникли новые волны, включая и Америку, где появился Новый Голливуд. Весь фильм – большая прощальная вечеринка стареющего режиссера, отмечающего семидесятилетие. По случаю юбилея он приглашает молодых кинематографистов, синефилов, журналистов (одна из них списана с Паулины Кейл), чтобы показать им рабочий материал новой работы. "Фильм в фильме" пародирует недавно снятые "Забриски-поинт" Микеланджело Антониони и "Ателье моделей" Жака Деми с их характерными медленным ритмом.

Главного героя сыграл великий режиссер Джон Хьюстон ("Асфальтовые джунгли"), один из возможных прототипов, наряду с Джоном Фордом и Эрнестом Хемингуэем. Состав участников "Другой стороны ветра" – сам по себе невероятный документ времени. Уэллс на роль гостей на вечеринке пригласил режиссеров Клода Шаброля, Пола Мазурски, Нормана Фостера, Денниса Хоппера, недавнего снявшего "Последний фильм", во многом перекликающийся с "Другой стороной ветра" (возможно, его тоже Уэллс пародирует). Наконец, ближайшего друга и специалиста по творчеству главного героя играет Питер Богданович, сам начинавший как кинокритик и прославившийся книгами о великих авторах Золотого Голливуда, в частности об Уэллсе. Впрочем, режиссер отрицал автобиографическую природу своего проекта. Другое дело, что сегодня "Другая сторона ветра" смотрится как документ в первую очередь о своем катастрофическом производстве, где невозможно разделить сам фильм и истории вокруг его съемок, во время которых Уэллс бесконечно менял актеров, переснимал целые сцены годы спустя, постоянно менял локации, а редкие продюсеры либо прогорали, либо исчезали без следа с наличными.

Премьера "Другой стороны ветра" сопровождалась вручением награды монтажеру Бобу Муравки, работавшему над реконструкцией картины. Монтаж стал одной из самых сложных задач, поскольку Уэллс намеревался выдержать картину в стремительном, авангардном ритме, а сам фильм снимал на самые разные материалы – в цвете, в черно-белом изображении, на 16-мм, на 35-мм. Стриминговая сеть Netflix планирует начать показы фильма 2 ноября.

Бои под Курском
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:22:47 0:00
XS
SM
MD
LG