Решение о судьбе выборов в Приморье должно быть принято в четверг избирательной комиссией Приморского края. Об этом сообщает агентство "Интерфакс". О возможной отмене результатов выборов в Приморье в среду заявили в Центризбиркоме. Позднее глава ведомства Элла Памфилова подчеркнула, что в ЦИК "шокированы" многочисленными нарушениями на выборах в Приморье. Она пообещала расследование "без оглядки на личности организаторов фальсификаций".
Памфилова также заявила, что не беспокоила президента Путина по вопросам возможной отмены выборов. Ранее в среду в пресс-службе главы государства сообщили, что Кремль поддерживает позицию Центризбиркома о возможной отмене результатов выборов.
Элла Памфилова предложила признать выборы губернатора Приморского края недействительными. По ее словам, анализ данных, которыми уже располагает Центризбирком, позволяет принять решение, не откладывая. Новые выборы в этом случае будут назначены через три месяца, заявила глава ЦИК.
По ее данным, ЦИК обнаружил факты "приписывания" голосов на 19 избирательных участках в Приморье. Памфилова усомнилась в компетентности регионального избиркома Приморья, поскольку речь идет "о системных, хорошо продуманных нарушениях".
Второй тур выборов губернатора Приморского края состоялся 16 сентября. На них с отрывом 5–6 процентов лидировал кандидат от КПРФ Андрей Ищенко, а победил с незначительным отрывом единоросс Андрей Тарасенко. Ищенко заявил, что в пользу его соперника было "вброшено" до 40 тысяч голосов, и призвал людей к акциям протеста. С 17 сентября во Владивостоке проходят стихийные выступления против фальсификаций на выборах губернатора Приморья.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в среду заявил, что Кремль поддерживает позицию Центризбиркома по отмене выборов. При этом он сослался на слова главы государства "о приоритетности чистоты и справедливости выборов".
Окончательное решение об отмене выборов в Приморье примут в четверг. Политолог Александр Кынев называет его "политическим", а не юридическим:
В ситуации кризиса федеральный центр выбрал вариант "золотой середины"
– Несомненно, решение все равно будет принято, и оно будет политическим. Потому что с точки зрения закона есть все возможности просто вернуть ситуацию к первоначальным копиям протоколов, которые были выданы наблюдателям, и признать победу Андрея Ищенко. Для этого есть абсолютно все юридические основания. Полная отмена результатов, согласно закону, возможна, если нарушения признаны на 25 процентах участков. Очевидно, что речь идет о меньшем количестве. Но в любом случае закон допускает возможность отмены, если в целом невозможно установить реальное волеизъявление, но это решает избирком. То есть теоретически избирком это решение принять может. В свою очередь у кандидатов есть возможность это решение избиркома оспорить через суд. Но я не думаю, что будет именно так. Поэтому в ситуации очевидного кризиса федеральный центр решил пойти по варианту, который кажется ему золотой серединой. С одной стороны, они не хотели бы признавать победу Ищенко, это было бы поражением всех чиновников, которые курировали эти выборы. В то же время признание победы Тарасенко очевидно спровоцировало бы дальнейший кризис и нанесло слишком большой политический ущерб, дискредитировало бы избирательные комиссии, выборы и политические партии, а также нанесло ущерб репутации президента в регионе. Поэтому решили создать вот такой гибрид, когда, с одной стороны, и Тарасенко не избран, и Ищенко не избран. То есть произошло обнуление, и будет новая кампания. По закону новые выборы должны пройти в течение трех месяцев, и это означает, что все пойдет заново: новое выдвижение кандидатов, их новая регистрация, новое голосование. Потому что переголосование по тем же кандидатам по закону невозможно, у нас закон такого не допускает, нет такой процедуры в российском законодательстве.
– Как вам кажется, выборы отменят по решению крайизбиркома или все-таки ЦИК будет принимать такое решение?
– А здесь нет вариантов, это компетенция только крайизбиркома. ЦИК региональными выборами не занимается. Он может реагировать на нарушения, но итоги выборов подводит краевая избирательная комиссия.
– А кто на самом деле будет стоять за принятием этого решения?
Избрать честно Тарасенко, после того как он опозорился и себя дискредитировал, будет невозможно
– Ну, кто на самом деле – пускай каждый решает сам для себя, юридически его принимает крайизбирком. Политически, я думаю, конечно, решение принимает федеральный центр, и это все понимают. Я бы хотел обратить внимание, что у нас в российской истории уже были прецеденты отмены выборов губернаторов, правда, все это было давно, в 90-е годы. Это было в четырех регионах – Краснодарском крае, Агинско-Бурятском и Усть-Ордынском автономных округах и Амурской области. Там по разным причинам итоги выборов были отменены: в одном случае не было явки, во втором случае никто не набрал нужного процента, в двух других федеральные назначенцы проиграли выборы, оспорили их итоги, и итоги были отменены. Что интересно, во всех четырех случаях на новых выборах были выбраны новые губернаторы, и оппозиционеры, победы которых оспаривались, в итоге набрали еще больше, чем на первых выборах, потому что выступали на них в качестве моральных победителей. И я думаю, что в Приморском крае, скорее всего, на новых выборах ситуация будет такая же. Избрать честно Тарасенко после того, как он абсолютно опозорился и себя дискредитировал, будет невозможно. Повторить фальсификации второй раз – слишком рискованно. Поэтому наиболее логично ожидать появления нового кандидата в губернаторы, назначенного центром, а вот в зависимости от того, кто это будет, и можно будет оценивать его шансы. Но в любом случае, думаю, шансы на победу оппозиции очень высоки. Другой вопрос – что будет делать власть с регистрацией кандидатов. Они могут просто-напросто попытаться не зарегистрировать того же Ищенко или другого кандидата от КПРФ. В этом смысле надо будет смотреть, что будет происходить. Но в любом случае новая кампания, скорее всего, будет происходить дистанцировано от президента лично, и даже если поражение состоится, то оно вроде как будет без дискредитации конкретных федеральных политиков. А на эту кампанию федеральный центр слишком сильно был завязан, поскольку принял слишком явное участие в кампании Тарасенко.
– Нарушения на выборах в Приморье далеко не первый и не единственный случай массовых фальсификаций результатов выборов. Почему именно эти выборы привлекли такое общественное внимание, в чем их уникальность?
Все обычно делается втихаря, а здесь получилась грубая и вопиющая ситуация
– Их уникальность заключается в том, что до последнего момента лидировал кандидат Ищенко, то есть на момент подсчета 98 процентов участков его отрыв от Тарасенко составлял 5 процентов. Буквально на финишном интервале, когда оставались единичные участки, подошла массовая фальсификация и замена протоколов. И главное, что все это было абсолютно публично, все следили за сайтами, цифры исчезали и появлялись на глазах огромного количества людей, то есть это произошло публично, так, как этого не было никогда. Все обычно делается втихаря, потихоньку, какими-то фрагментами в течение всего дня, а здесь они осознали поражение только уже на самом финише, и поэтому получилась такая грубая, топорная и вопиющая ситуация, – рассказал политолог Александр Кынев.
Ранее временно исполняющий обязанности главы Приморского края Андрей Тарасенко заявил, что не будет участвовать в новых выборах, если они будут назначены. Однако позднее, выступая на митинге "Единой России" во Владивостоке, заявил, что "надо идти на третий тур". Кандидат от КПРФ Андрей Ищенко выступает против возможной отмены результатов выборов губернатора Приморья. Но позже он также сообщил, что примет участие в новых выборах, если они будут назначены. За ситуацией в Приморье внимательно следят в движении за право избирателей "Голос". Его эксперт Станислав Андрейчук полагает, что в операции по фальсификации выборов в Приморье могли принимать участие чиновники самого высокого ранга:
Все это должно сопровождаться уголовными делами
– Если оценивать саму рекомендацию по отмене выборов, у меня по ней пока есть вопросы, насколько она корректна. Потому что для того, чтобы полностью отменять выборы, надо иметь доказательства того, что нарушения происходили на очень большой территории, на каком-то значительном числе избирательных участков. Если таких доказательств нет, а есть доказательства только по конкретным участковым комиссиям, тут должны отменяться результаты именно на конкретных участках, для того чтобы сохранить, защитить права тех избирателей, которые нормально проголосовали на других территориях. И кроме того, это все, конечно, должно сопровождаться уголовными делами, потому что если выборы отменяются из-за фальсификаций, то должны быть наказаны виновные, потому что это уголовное преступление. Это должно касаться не только рядовых членов участковых избирательных комиссий, задействованных в фальсификациях, но и тех, кто организовывал этот процесс, включая тех, кто втягивал в прикрытие фальсификаций сотрудников правоохранительных органов, МЧС и так далее, мы видели эти факты в ночь подсчета голосов.
– Но кто поставит точку в этой истории? Понятно, что не крайизбирком...
Реальные организаторы выборов сидят не в избиркоме, а в администрации президента
– Формально – крайизбирком, а кто там реально будет принимать решение, я, честно говоря, подозреваю, но гадать не хочу. Понятно, что у нас реальные организаторы выборов сидят не в избиркоме, а в администрации президента по большей части. Кроме того, на протяжении всего дня голосования и подсчета голосов в крайизбиркоме присутствовал Дмитрий Братыненко, отвечающий в администрации Приморья за внутреннюю политику. А он по своим полномочиям не имел права там находиться, кстати говоря, потому что в избиркоме может находиться только определенный круг людей. Понятно, что он оказывал влияние на все решения. Насколько далеко это выходило за рамки Приморского края, сказать сложно. Наверняка это не могло произойти без участия полпреда на Дальнем Востоке Юрия Трутнева. Кроме того, не надо забывать, что там в это время находился и член Центризбиркома Евгений Шевченко, которого с дальневосточным полпредом Трутневым связывают какие-то отношения.
– А вообще реакция людей на результаты выборов имеет какое-то значение в Приморье сейчас?
Если бы не было реакции людей, не было бы разговоров об отмене выборов
– Имеет, конечно! Если бы не было реакции людей, не было бы никаких разговоров об отмене выборов. Это, конечно, реакция на то, что люди готовы отстаивать свои права, на ту волну возмущения, которая есть. Причем надо понимать, что история Приморья вышла за рамки региональной повестки, она стала федеральной, потому что сейчас вся страна смотрит за тем, что происходит в Приморье. У нас на сайте "Голоса" идет трансляция происходящего, и в одном Приморье по количеству людей, следящих за ней, она такая же, как 9 сентября, когда полстраны голосовало, – рассказал эксперт движения "Голос" Станислав Андрейчук.