Ссылки для упрощенного доступа

Историю – под снос. Судьба домов в Боровске остается неясной


Дом Боровске, отданный под снос
Дом Боровске, отданный под снос

В городе Боровска Калужской области под снос попали исторические здания в центральных кварталах. В постановлении местной администрации говорится о купеческих домах XIX – начала ХХ века. Некоторые постройки могут быть старше. Их разбирают по программе переселения из ветхого и аварийного жилья, предполагающей снос либо восстановление домов после выселения жителей.

Снос домов в Боровске начался 13 октября: рабочие уничтожили дом постройки XIX века на улице Ленина. Через три дня экскаваторы пригнали к дому 31 на улице Володарского. Здание обладало статусом памятника, его снос запрещает федеральный закон. К вечеру от строения осталась груда камней и досок.

Город-музей под снос
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:04 0:00

Местные краеведы подняли тревогу: меняется облик города с 660-летней историей. В социальных сетях откликнулись градозащитники из Москвы, Калуги и Обнинска: они договорились приехать в Боровск 18 октября, чтобы попытаться остановить уничтожение зданий. Накануне их прибытия приступили к сносу дома 29 на улице Володарского. Когда активисты московского градозащитного движения "Архнадзор" вызвали полицию к месту сноса, рабочие уже разбирали фронтальную деревянную часть дома. Кривая деревянная изба внешне мало напоминала памятник архитектуры, но интерес историков вызывает то, что расположено во дворе: кирпичная кладка с сохранившимся кольцом для привязи лошадей. Эти артефакты предположительно датируют XVIII веком. По требованию полиции снос был приостановлен.

– Перечень из 17 домов появился еще в прошлом году, – рассказывает координатор "Архнадзора" Андрей Новичков. – Его согласовывала с правительством Калужской области местная администрация. Мы, к сожалению, узнали об этом уже тогда, когда приехали экскаваторы. Существенная часть списка включает в себя здания, которые являются объектами, обладающими признаками культурного наследия. Это такой промежуточный статус, который означает, что здание заявлено под государственную охрану. Это не первый случай, когда в регионах по подобным спискам сносят так называемое аварийное жилье, которое в большинстве случаев представляет историческую ценность. При этом Боровск в следующем году хочет получить назад статус исторического поселения, а основной критерий для получения этого статуса – сохранность исторической застройки. Например, Москва не может вернуть себе статус исторического поселения: министерство культуры объясняет это тем, что при Юрии Лужкове] Москва значительно пострадала и методично утрачивала свое историко-культурное достояние. Поэтому вернуть статус исторического поселения Москва не может, хотя мы неоднократно просили об этом. А вот Боровск может! И буквально за год до принятия решения глава города решает снести 17 зданий, которые, так или иначе, представляют собой ценность. Для такого маленького города это достаточно большое количество. Поэтому впервые активисты "Архнадзора", которые занимаются Москвой, были вынуждены расширить зону ответственности и выехать большой группой в Калужскую область.

Снос дома 29 на улице Володарского в Боровске был приостановлен
Снос дома 29 на улице Володарского в Боровске был приостановлен

К протестующим приехал глава Боровска Михаил Климов. Позже он провел встречу с градозащитниками в здании администрации. По итогам переговоров снос остановлен, работы будут продолжаться только на уже снесенных объектах. Гражданские активисты пообещали помочь с поиском потенциальных инвесторов и привлечь волонтеров для консервации зданий. Глава города пообещал внести изменения в постановление и убрать из списка дома, которые могут рассматриваться как объекты культурного наследия. Планируется организовать общественный контроль за состоянием домов.

– Заседали 2,5 часа, – сообщил Андрей Новичков, присутствовавший на встрече. – За это время глава Боровского района, должность которого по статусу выше, чем у городского главы, распорядился приостановить действия по сносу и отогнать технику. А с главой города было очень напряженное общение. 2,5 часа он нас не слышал, гнул свою линию. Мы говорили о том, что исторические объекты сносить нельзя. Согласованеие из Управления по охране памятников Калужской области – просто информационная справка по поводу того, как проводить работы по сносу в городе, ведь здания из списка не исследованы. Они требуют тщательного изучения. В частности, дом 51 на Калужской улице – с виду 50-х годов, но когда мы зашли в цокольный этаж, выяснилось, что там палаты XVIII века. И то, как поступила администрация, ломая здесь памятники, было неправильно. Мы надеемся, что эта достаточно хрупкая договоренность не будет нарушена.

Кольцо для привязи лошадей
Кольцо для привязи лошадей

Реализация федеральной программы – не единственная причина сноса домов, заявил Радио Свобода глава администрации Боровска Михаил Климов:

Центр еще как-то мы сможем за счет инвесторов реставрировать, но чуть в сторону – эти дома никому не нужны

– Расселенные дома угрожают жильцам, потому мы поэтому мы и пришли к такому решению. Решение это обсуждалось Градостроительным советом с общественностью более чем за полгода до сноса. Почему вдруг вопрос возник сегодня, а не тогда, полгода назад, мне непонятно. Конкретных предложений, естественно, со стороны общественности нет. Просто взять и сохранить мы тоже не можем. Без отопления деревянные дома, которым 100 лет, за несколько лет сгниют. Инвестора на реставрацию такого рядового дома мы вряд ли сможем найти. Мы сделали обмерные чертежи домов, которые планируется воссоздать, принято решение создать фонд по

возрождению Боровска.

– Вряд ли копии зданий заменят оригиналы.

– Я со многими нашими краеведами полностью согласен! Но когда мы начинаем вступать в дискуссию, в полемику, мы понимаем, что у каждого есть свои аргументы. Аргумент "сохранить, а как – я не знаю" – это не аргумент. Сохранить-то как? Никто ответа не дает. ​

– Почему невозможна реставрация тех домов, о которых говорили градозащитники?

– Теоретически у нас возможно все. Может быть, это и хорошо, что Боровск привлек такое внимание. Может быть, что-то сдвинется. Построить новое здание, аутентичное, в таком же ключе, стоит значительно дешевле, чем восстановить старое. В Боровске чуть больше 10 тысяч населения, у нас нет такой экономики, как в больших городах. И мы понимаем, что центр еще как-то мы сможем за счет инвесторов реставрировать, но дома, стоящие чуть в стороне от центра, никому не нужны. Вот в чем вопрос! Реставрация упирается в экономику. Без экономики не будет реставрации.

– По поводу статуса исторического поселения. У градозащитников есть опасение, что снос такого количества зданий в историческом центре вызовет претензии Минкульта.

– У нас пять зданий сносятся в этом году, остальные мы планируем на следующий год. Есть федеральная программа, по которой мы должны их снести. Никакой спешки не было. То, что подрядчик работает оперативно, означает, что он работает хорошо. К историческому поселению это никоим образом не привязано. Мы приветствуем создание исторического поселения. Мы понимаем, что будет много сложностей с тем, чтобы объяснить это все людям. Но я думаю, что это будет все-таки благо. А если еще появится какой-то экономический инструмент именно поддержки культурного наследия... Сейчас мы все же говорим о рядовой застройке, а не об объектах культурного наследия.

Обещанная активистами волонтерская помощь прибыла в Боровск 20 октября. Вместе с местными краеведами и представителями администрации они вышли на субботник к домам, приговоренным к сносу. Три объекта законсервировали, их дальнейшую судьбу решат позже.

Скандал с уничтожением исторических строений стал для региона вторым за последние две недели. 13 октября в Калуге собственник снес деревянный дом архитектора Яковлева, проектировавшего многие здания в городе. Фасады дома с более чем столетней историей усилиями волонтеров "Том Сойер Фест", движения по восстановлению исторической среды, реставрировали буквально год назад, но это не спасло дом от сноса.

XS
SM
MD
LG