Ссылки для упрощенного доступа

Вызов демографии: как будет меняться в России доля старших поколений населения?


Антон Дроздов

Антон Дроздов

председатель правления Пенсионного фонда РФ

“К 2030 году почти 26% населения [России] будет старше 60 лет. Нам надо успеть разработать комплекс мер, которые позволили бы этим людям чувствовать себя востребованными”

СКОРЕЕ, ПРАВДА
За ближайшие 30 лет, по прогнозам, эта доля увеличится почти в 1,5 раза

К началу 2019 года в общей численности населения России доля ее жителей в возрасте 60 лет и более, считая по данным Росстата, составит 21,8% (в 2005 году – 17,4%). К 2030 году, согласно действующему прогнозу ведомства, она превысит четверть всего населения. А к середине века, по текущему прогнозу ООН, уже вплотную приблизится к 30%:

За последние полвека общая численность пенсионеров в России (60/55 лет и старше) выросла более чем вдвое. При этом количество работающих пенсионеров только за последние семь лет сначала выросло на четверть, а потом резко сократилось – сразу почти на 40%:

Дело в том, что с января 2016 года в России работающим пенсионерам отменили традиционную индексацию пенсий (в соответствии с ростом цен). После чего их количество (наблюдаемое статистикой) резко уменьшилось. При этом “только часть пенсионеров действительно прекратила трудовые отношения, большая же часть перешла на получение "серой" зарплаты", - отмечалось в январе 2018 года в пояснительной записке к одному из представленных в Государственной Думе законопроектов о восстановлении такой индексации.

Уход значительной части работающих пенсионеров “в тень” фактически подтверждают и данные Росстата об уровне занятости россиян, перешедших официальный пенсионный возраст. Эти оценки базируются на результатах регулярных обследований населения по проблемам занятости ведомствами статистики.

И, в отличие от численности работающих “официально” пенсионеров, резко сократившейся, уровень такой занятости в последние годы менялся мало. Так, если количество “легально работающих” составило к началу 2018 года 21% от общей численности пенсионеров в стране, то уровень занятости в ней, выявленный в результате профильных обследований, оказывался сразу на треть выше – почти 29%:

Но 28,8% пенсионеров, которые продолжают работать, это много или мало на фоне показателей других стран? Прямого сравнения здесь не получится: слишком разнится пенсионный возраст.

Так, еще в 2016 году для 35 наиболее индустриально развитых стран мира, входивших в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), базовый возраст выхода на пенсию в только в среднем составлял 64,3 года для мужчин и 63,7 – для женщин. И поэтому для сравнительного графика мы взяли данные ОЭСР по занятости граждан ближайших к этим средним уровням возрастов – 65–69 лет:

Как видим, показатель занятости российских пенсионеров (по Росстату) почти в 1,5 раза превышает средний для стран ОЭСР.

Однако существуют и другие ее оценки. Например, исследование “Сбербанка”, проведенное среди своих “зарплатных” клиентов и представленное в октябре 2018 года, выявило, что к 60 годам (то есть спустя 5 лет по достижении ими официального на сегодня пенсионного возраста) продолжают трудиться 70% женщин, а к 63 годам эта доля сокращается до 47%.

Тогда как среди пенсионеров-мужчин спустя первые 5 “пенсионных” лет (то есть к 65 годам) продолжают работать 43% - из числа занятых на день своего 60-летия.

Эти выводы мы сопоставили для сравнения с данными о занятости пенсионеров в странах Европейского союза:

Еще в конце 80-ых годов в России пенсионеров в общей численности населения было в три раза меньше, чем населения в трудоспособном возрасте. Сегодня – уже в два раза с небольшим. А к 2036 году, согласно нынешнему прогнозу Росстата, на каждого жителя страны пенсионного возраста (еще по текущим его уровням, то есть старше 59/54 лет) будет приходиться уже менее двух жителей трудоспособного возраста:

С 2019 года в России начинается пенсионная реформа, предполагающая поэтапное повышение пенсионного возраста в стране до 65/60 лет. Поэтому нынешние прогнозы ведомству статистики предстоит пересмотреть.

“Big Data” – шаг в сторону “журналистики данных”. Она возникла еще полтора века назад, но стала особенно актуальной в эпоху цифровой революции, с ее взрывным ростом объемов доступной информации.

Переработать большие массивы статистики и других данных, чтобы в итоге представить суть происходящего в простых форматах, и есть задача этого жанра. График может быть более информативным, чем несколько страниц текста – и убедительнее.

Архив материалов

XS
SM
MD
LG