25 ноября 2018 года российские военные у берегов Крыма таранили, обстреляли и захватили артиллерийские катера «Бердянск» и «Никополь» и буксир «Яны Капу». Плавсредства ВМС Украины направлялись из Одессы в Мариуполь. На борту находилось 24 украинских военнослужащих, минимум трое получили ранения. Все они теперь под стражей в России. Москва обвиняет украинских моряков в «незаконном пересечении границы». Украина настаивает, что столкновение произошло в нейтральных водах, и считает захваченных моряков военнопленными.
Крым.Реалии собрали всю доступную на данный момент информацию о каждом из захваченных Россией украинских моряков.
Один из моряков, получивших ранение. Студент заочного отделения факультета «Кораблевождение» Института военно-морских сил Украины Одесской морской академии. «После Нового года должна быть сессия и он переживает из-за объективной невозможности полноценно учиться. Просит командование помочь в предоставлении ему академического отпуска в связи с его нахождением в плену», – рассказала адвокат Артеменко Мария Куракина.
До начала аннексии Крыма Россией служил старшим матросом катера «Херсон». В марте 2014 года оказался в числе украинских моряков, заблокированных российскими военными на озере Донузлав. По словам адвоката Беспальченко Оксаны Опаренко, Виктор чувствует себя нормально, «но тяжело психологически».
Юрий – студент третьего курса Одесского национального морского университета. «Попросил ему помочь с предоставлением академического отпуска, в связи с вынужденным нахождением в российской тюрьме», – написал о Безъязычном адвокат Николай Полозов. «Великолепно держится, не давал показаний, считает себя военнопленным», – добавляет адвокат пленного моряка Сергей Легостов.
«Увлекался морем всю свою жизнь. Корабли и море – это его жизнь. Любит технику. Каждый корабль для него – это как будто его ребенок», – рассказывает жена пленного моряка Ирина. Юрий – потомственный моряк, его отец тоже служил на флоте. По словам жены Ирины, несмотря на возраст, планирует уйти на пенсию только после восстановления мира в Украине. Адвокат Айдер Азаматов описывает Юрия Будзило как морально устойчивого.
Владимир Варимез – радиотелеграфист «Яны Капу». На флоте служит с 2012 года. По рассказам родственников, о море мечтал с детства. Выпускник Измаильского высшего профессионального училища (известного еще как «Девятка»). Службу матросом начал в Крыму, после аннексии полуострова Россией продолжил служить уже в Одессе. «Держится Владимир хорошо, не проявляет ни страха, ни отчаяния», – сообщил после посещения своего подзащитного адвокат Анри Цискаришвили. «Несмотря на все происходящее он умудряется сохранять позитивный настрой, много смеется, шутит. В сложившейся ситуации главным неудобством для себя считает громкий храп сокамерника», – добавил адвокат.
«На здоровье не жалуется. Чувствует себя нормально, не подавлен», – написал по итогам встречи с Михаила Власюка с адвокатом Николай Полозов.
Богдан Головаш – бывший курсант Академии Военно-морских сил имени Нахимова в Севастополе. После аннексии Крыма Россией покинул полуостров и продолжил учебу в Одессе. «Не знает, как будет воспринято его отсутствие по месту учёбы, в январе-феврале он должен защищать диплом», – сообщают в «Крымском процессе». «Хороший, коммуникабельный, спортивный парень. Принимал участие во всех наших мероприятиях, душа компании», – рассказал Валерий Марченко, начальник Кременчуцкого военного лицея, где Богдан учился в 2011-13 гг.
Командир группы кораблей, захваченных Россией в конце ноября. «Очень общительный, с потрясающим чувством юмора и бодрым настроем. Первым делом спросил, что известно о других моряках, особенно раненых», – сообщил после беседы с Гриценко адвокат Николай Полозов. По словам адвоката, Денис много читает и старается даже в камере поддерживать физическую форму.
Один из двух сотрудников Службы безопасности Украины на борту захваченных кораблей. Как объяснили в СБУ, контрразведчики на кораблях – нормальная практика всех государств, и ни о каких тайных операциях, вопреки заявлениям российских властей, речи не идет. Согласно заявлению СБУ, Андрей Драч – один из курсантов Академии Военно-морских сил имени Нахимова в Севастополе, которые в марте 2014 года прославились исполнением гимна Украины в момент, когда российские военные спускали украинский флаг с флагштока учебного заведения. Окончил учебу уже на материке – в Институте военно-морских сил Одесской морской академии. По словам адвоката Артема Пепы, чувствует себя хорошо, настрой позитивный.
Самый младший из захваченных украинских моряков: в декабре ему исполнилось 19 лет. Один из моряков, получивших ранение во время столкновения. В 2018 году окончил Одесский профессиональный лицей морского транспорта. По словам матери моряка Виктории, Андрей говорил о своих планах стать моряком еще в 5-м классе. «До недавних событий жил тихо, скучно, монотонно», – рассказал адвокату о себе сам Андрей. В одном из писем на свободу Андрей Эйдер рассказал о том, что рана от ранения понемногу затягивается, и попросил не забывать о пленных моряках.
В интервью телепроекту Радио Свобода Донбасс.Реалии этим летом Вячеслав Зинченко рассказывал о том, что катер «Никополь» новый и скоро выйдет в море: «Служба на море очень интересная. Особенно на долгих выходах. Выполнение боевых задач, те же учения. Это все действительно очень интересно, особенно с иностранцами».
«Молодой застенчивый паренёк. 20 лет исполнилось летом. Расстроился, когда узнал, что в январе следствие скорей всего запросит у суда продление стражи. Говорит, хотел высшее образование получать по специальности и уже подал документы в мореходку», – написал о Зинченко адвокат Николай Полозов.
Бывший курсант Академии Военно-морских сил имени Нахимова в Севастополе, после аннексии Крыма продолжил учебу в Институте военно-морских сил в Одессе. На бронекатере проходил стажировку. «Очень скромный в своих желаниях и потребностях», – охарактеризовал своего подзащитного адвокат Олег Елисеев. Фанат боксера Василия Ломаченко. «Владислав интересуется боксом и даже любительски занимается им сам. Даже просил своего адвоката Олега Елисеева сообщать ему о ходе боксерских поединков, которые проходят в настоящее время», – рассказывает Николай Полозов. В суде Владислав Костышин требует переводчика с русского на украинский.
«Владимир чувствует себя хорошо, никаких жалоб или просьб не высказывал. Передачу ему отдали. По его словам, он на данный момент не нуждается ни в чем», – сообщил адвокат Николай Полозов.
Выпускник отделения военной подготовки Мореходного колледжа технического флота Одесской морской академии. В 2014 году, после срочной службы в рядах Вооруженных сил Украины, продолжил карьеру военного как контрактник. По словам адвоката Эдема Семедляева, во время захвата «Яны Капу» «подвергся физическому воздействию, но сильно не били». Во время суда в Симферополе попросил обеспечить его переводчиком, ссылаясь на то, что не понимает судью «в полной мере». Родители Олега с прессой не общаются. Мать моряка Лариса сказала журналистам лишь то, что гордится своим сыном и считает его очень хорошим воином. Она также высказала надежду на его скорое возвращение домой. Друзья характеризуют Олега как доброго и ответственного, «человека слова, готового прийти на помощь».
В рядах ВМС Роман Мокряк – с 2009 года. До аннексии Крыма служил на подлодке «Запорожье» в Севастополе. После переезда на материк – на ракетном катере «Прилуки» в Одессе. На борту «Прилук» Роман в то время и жил. Отец Романа – бывший моряк. По словам родителей, однажды отец взял маленького Романа к себе в каюту на какое-то время – это приключение произвело на будущего командира «Бердянска» неизгладимое впечатление. В одном из своих интервью Роман Мокряк признался, что ему нравится быть военным.
Богдан Небылица – один из тех курсантов Академии Военно-морских сил имени Нахимова в Севастополе, которые в марте 2014 года прославились исполнением гимна Украины. «Он мечтал о море, хотел быть военным», – рассказал отец Богдана Павел. Заканчивал свое обучение Небылица уже в Одессе. Первым местом службы Богдана стал ракетный катер «Прилуки».
Андрей Опрыско – самый старший из украинских моряков, попавших в плен. По словам его матери Ольги, он всегда хотел служить на флоте. «Где бы он ни работал, в голове у него было море», – говорит Ольга Опрыско. Службу на флоте начал в 2016 году. По словам Ольги Опрыско, она не поддерживала решение сына стать военным, поскольку очень за него переживала. «Даже в условиях изоляции он намерен поддерживать себя в хорошей форме и заниматься спортом», – написал об Опрыско адвокат Николай Полозов.
Сергей Попов родом из Донецка. До аннексии Крыма Россией служил на полуострове. После переехал служить в Одессу. «Веселый и позитивный человек, шутит много. Несколько раз напоминал следователю, что он старше следователя по званию. Следователь попался понимающий», – рассказал о встрече с Сергеем адвокат Гаджи Алиев.
Вырос в поселке Троицкое Луганской области, в семилетнем возрасте переехал вместе с родителями во Сватово. После 9-го класса получил образование слесаря по ремонту автомобилей. Мечтал стать матросом, поэтому пошел на службу по контракту. Учителя Евгения рассказывали, что после начала службы на флоте приходил в родную школу в Луганской области – его форма вызвала восхищение у школьников. Соседи отзываются о Евгении как о хорошем парне, всегда готовом прийти на помощь. По словам адвоката Николя Полозова, в Лефортово пленного украинского матроса содержат в двухместной камере с обвиняемым по другому уголовному делу. «Евгений обучает его украинскому языку», – написал Полозов.
Один из членов экипажа, получивших ранение во время захвата катера российскими пограничниками. По данным СБУ, с начала военной агрессии России против Украины исполнял боевые задания, в том числе на Донбассе. В СБУ высказали надежду на скорое выздоровление и освобождение Василия. Отец Василия Сороки Виктор рассказал, что сын решил стать офицером после начала российской военной агрессии против Украины. «Василий, не смотря на ранение, держится молодцом. Вежливый и внимательный. Без злобы и упреков. Настоящий военный», – написал о Василии адвокат Сергей Бадамшин.
Адвокат Анастасия Георгиевская описывает Владимира Терещенко как «по-военному скромного и мужественного». «Сам Володя не разговорчивый, но позитивный, добрый, невероятной красоты глаза с длиннющими ресницами, хрупкий, худенький, в кроссовках без шнурков ему очень неудобно. Ни на что не жалуется, у него «все нормально, правда!» – рассказала она.
Сергей Цыбизов родом из Шепетовки. Его отец Андрей рассказал, что сын давно хотел стать моряком: «Захотел романтики. Я хотел, чтобы он в другие войска шел». По словам адвоката Николая Полозова, настроение после взятия под стражу у Сергея бодрое, он не подавлен. «Вместе с тем, Сергей сообщил, что у него периодически побаливает сердце (по его словам, щемит – от 15 минут до часа такие ощущения продолжаются). Он уже обратился к врачу», – сообщил Полозов.
Сергей Чулиба родом из Каховки. До аннексии Крыма Россией служил в рядах ВМС Украины на катере «Херсон». В марте 2014 года оказался в числе украинских моряков, заблокированных российскими военными на озере Донузлав. По словам адвоката Геннадия Федорова, Сергей находится в хорошем физическом и психологическом состоянии, «держится достойно, никаких жалоб или просьб не высказывал». «Те жёсткие и сложные условия, в которых он сейчас находится, его не заботят. Просил меня узнать о судьбе собаки, которая находилась на катере в момент его захвата, и переживал за то, что без надлежащего технического ухода за буксиром «Яны Капу», данный катер может прийти в негодность», – рассказал Федоров по итогам встречи с Чулибой.
Родился в с. Широкое Белгород-Днестровского района Одесской области в многодетной семье. В 1994 г. умер отец, и Андрей со старшими сестрами воспитывался мамой. На сегодняшний момент является единственным кормильцем для мамы и своей семьи. «С детства мечтал и очень любил море, но так как с родном селе моря не было, выбирался туда не часто. Поэтому когда пришло время выбирать профессию, решил стать моряком», – рассказывает сестра Андрея Шевченко Татьяна. В 2011 г. окончил Белгород-Днестровский рыбопромышленный техникум, и в том же году подписал контракт с Военно-морскими силами ВСУ. «На документы моряка нужны были значительные финансы, а их в семье не было, но мечта была сильнее», – объясняет решение брата Татьяна. «Андрей относится к той категории людей, которые сначала все обдумают и проанализируют, а потом принимают решение. Всегда отличался отличной коммуникабельностью и высоким чувством ответственности, ведь он рано стал понимать, что значит быть единственным мужчиной в семье. Эти качества он перенес и в нынешнее время», – рассказала Татьяна Шевченко. До захвата проживал с семьей в Одессе, есть дочка, которой только исполнился год.