Президент России Владимир Путин считает оправданным уголовное преследование американского инвестора Майкла Калви и других топ-менеджеров инвестиционного фонда "Бэринг Восток" – утверждает Bloomberg, ссылаясь на трёх неназванных участников закрытой встречи с Путиным, которая, по данным агентства, состоялась на прошлой неделе.
- Калви и ещё пять человек из руководства фонда были задержаны в Москве 15 февраля и помещены судом под стражу.
- По версии следствия, Калви организовал мошенническую схему по хищению 2,5 миллиардов рублей из банка "Восточный".
- Калви обвинения отверг и связал их с корпоративным конфликтом между ним, членом совета директоров банка "Восточный" Шерзодом Юсуповым и другим акционером – Артёмом Аветисяном.
- Видные предприниматели и бизнес-ассоциации выразили опасения в связи с возможным влиянием дела Калви на инвестиционный климат в России.
По словам источников Bloomberg, Путина на закрытой встрече спросили о деле Калви и его потенциальном влиянии на инвестиционный климат в России. В ответ прозвучало, что выводы следствия "нельзя игнорировать".
По данным Bloomberg, Путин также сказал, что следственные органы не согласовывали с ним арест Калви, однако выразил мнение, что в некоторых случаях мера пресечения в виде содержания под стражей допустима даже по делам об экономических преступлениях. Публично Путин неоднократно высказывался против того, чтобы обвиняемых по подобным делам содержали в СИЗО.
В понедельник "Бэринг Восток" опубликовал открытое письмо Путину, в котором попросил "взять под личный контроль" уголовное дело в отношении Калви.
Издание The Bell, которое написало, что реальная причина ареста Калви – острый конфликт фонда из-за банка "Восточный" с его совладельцем Артемом Аветисяном, утверждало, что Аветисян дружен с сыном Николая Патрушева, и это причина того, что делом занялись спецслужбы. При этом, указывало издание, у Baring тоже хорошие связи с госорганами, а значит, "есть шансы отбиться".
Руководитель движения "Русь сидящая" Ольга Романова в колонке для Московского центра Карнеги заявила, что подобными делами занимается управление "К" ФСБ – контрразведка в финансовой сфере, которое арестовывало министра Улюкаева, губернаторов Хорошавина и Гейзера. "Силовики не могли не понимать, что за Майкла Калви и Ко вступятся системные либералы типа Германа Грефа и Анатолия Чубайса. Но вряд ли у них что-то получится – Путин не даст задний ход" в ситуации, когда готовятся новые американские санкции, подчеркивала Романова:
"Майкл Калви всегда играл по правилам... не ввязывался в политику... И в этом ситуация плоха для российского рынка – решение по Калви принимали исключительно силовики, никак не советуясь с кураторами экономического блока из правительства. В этом смысле это дело из серии "силовики против сислибов". Понятно, что победят в этой истории силовики. Уже победили".
В интервью Радио Свобода Ольга Романова так объясняет, почему письма Путину не помогут:
Забудут, предадут
– Самое банальное, что приходит в голову, – это, конечно, классическое "товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка". То, что "Бэринг Восток" написал Путину, в этом нет ни пользы, ни вреда. Хотя, пожалуй, с точки зрения общественного восприятия тут, скорее, вред. Потому что такая история, в общем драматическая, может быть, даже местами трагическая, – и вдруг такой смешной оборот с "чудовищной ошибкой". Ну, охота им писать... Я же с этим сталкиваюсь каждый день – разные люди пишут Путину или просят нас передать письмо Путину, что мы никогда не делаем, потому что не читаем чужие письма. Что еще очень похоже, – когда ты встречаешь в тюрьме какого-нибудь человека, бывшего генерала, бывшего большого бизнесмена, бывшего чиновника, который сидит уже лет пять и удивляется: "Я же с Чайкой в одну баню ходил пять лет, я же был знаком с Бастрыкиным и тремя его замами, а они трубку не сняли, когда это случилось". Ну, конечно же! Это жанр такой. Тебя забудут, предадут, тебе не помогут эти люди. И это надо как-то осознавать, когда ты шалишь или не шалишь и считаешь, что произошла чудовищная ошибка. Нет, тебе не помогут.
Пишите хоть папе римскому
– Но интересно, что у людей из "Бэринг Восток" остается представление о том, что писать все-таки имеет смысл. Они же надеются на результат. Вы говорите, что это бесполезно, но с их точки зрения это, видимо, не совсем так.
– Это такая гомеопатия. И если ты в это веришь, может быть, тебе это поможет. Но я точно знаю, что не поможет. Но если людям легче от того, что они заваривают крапиву кипятком, – ну, пусть заваривают крапиву кипятком. Если кто-то считает, что нужно написать Путину, – ради бога, пусть пишет. В такой ситуации, знаете, лишь бы помогло. Здесь с нашим правоприменением никогда не знаешь, что поможет. Сколько раз помогали какие-то совершенные глупости, сколько раз я видела, как случилось чудо и помогало то, на что никто не ставил. Единственное, чего я не видела никогда, так это чтобы помогал президент. Ну, может быть, в этом случае поможет, кто его знает. В случае с несправедливыми посадками пишите хоть папе римскому, вдруг поможет, прикладывайте к больному месту, если верите в это.
– А откуда у вас такая уверенность, что верхушка "сислибов" не может справиться никаким образом с "силовиками", с ФСБ, которое числят за Аветисяном?
– "Сислибы" слабее, чем фронт силовиков. Это во-первых. Во-вторых, у верхушки "сислибов" очень много своих собственных проблем, примерно таких же, как у "Бэринг Востока". И здесь нельзя просто пойти единым фронтом на "силовиков", потому что у всех есть заложники, у всех есть скелеты в шкафах. Своя шкурка ближе к телу, с одной стороны. С другой стороны, "сислибы" вступались за Улюкаева, за Никиту Белых, сейчас вступаются за Майкла Калви, а караван идет. И будет идти. Потому что проблема-то системная, проблема не в Майкле Калви, не в Улюкаеве, не в Белых, не в сотнях тысяч других людей, проблема называется – Путин, коллективный. Что могут сделать "сислибы"?
Коллективному Путину надо посадить
– В рамках концепции "коллективного Путина" считается, что Путин как-то лавирует между разными группировками. Но как только мы упираемся в такую историю, как Улюкаев, Белых и так далее, получается, что всегда известен исход. То есть нет никакого Путина между разными группировками, если одна группировка всегда побеждает?
– Давайте посмотрим на дело Юрия Дмитриева из карельского "Мемориала". Насколько я понимаю, Наталья Солженицына разговаривала с Путиным о Юрии Дмитриеве – и вдруг случилось это внезапное его оправдание. А где сейчас Юрий Дмитриев? Юрий Дмитриев сейчас в тюрьме. Кто же его туда посадил? Какие-то местные карельские эфэсбэшники? Лейтенанты и капитаны ослушались Путина? Нет, конечно. Это же все то, что называется "коллективным Путиным". Потому что есть вещи, более важные для них, чем просьба Солженицыной, – "ты не можешь от нас уйти". А "коллективный Путин" делает именно это, "коллективному Путину" надо посадить.
– То есть это не Путин посреди конкурирующих кланов, а клан ФСБ, который постепенно пожирает все окружающее? И никакие "сислибы" не помешают этому?
– Я бы сказала тоже, что это клан "коллективного ФСБ", потому что довольно часто ФСБ выступает под разными ликами. Вот Артем Аветисян, это же одноразовый инструмент. Но он – тоже ФСБ, не сам лично, но безусловно к этому причастный. Я не думаю, что мы когда-нибудь еще услышим о нем, его использовали и выбросили. И сколько таких людей.
Им не нужен инвестиционный климат, достаточно того, что есть
– Из публикаций следовало, что это он привлек ФСБ, чтобы решить свои проблемы. А вы говорите обратное, что ФСБ его использовало.
– Никакой Артем Аветисян, естественно, не мог бы сделать того, что он сделал, этого человека просто использовали. Безусловно, он не самостоятельная фигура. Представьте, не дай бог, себя на месте Артема Аветисяна – общение с тобой и деловой разговор, а уж тем более дело, бизнес с тобой, настолько токсичны и опасны, что кто будет иметь с тобой дело? Никто! Естественно, использовали. Молодой человек, в общем, покончил с собой, как личность и как предприниматель. Когда 50 процентов экономики через разнообразных "фронтеров", я бы сказала, принадлежит "силовым" семьям, о чем мы говорим? Им не нужен инвестиционный климат, им не нужны дополнительные активы, достаточно того, что есть. Вполне достаточно закрыть страну и владеть тем, что есть. Им не нужна, я вас уверяю, опера в Милане, им не нужно в Метрополитен-музей, они закроются и будут на этом сидеть. Им для этого не нужен никто, ни Майкл Калви, ни этот несчастный Артем, ничего не нужно.