Федеральный окружной суд в Вашингтоне приговорил гражданку России Марию Бутину к полутора годам лишения свободы. Это наказание ей назначено за деятельность в качестве незарегистрированного агента иностранного правительства на территории США и с учетом заключенной ей сделки с правосудием. По отбытии тюремного срока ее депортируют в Россию.
Мария Бутина оказалась в поле зрения ФБР как помощник Александра Торшина – фигуранта дела о вмешательстве России в американский избирательный процесс, в прошлом сенатора, а затем зампреда Банка России. Торшин – пожизненный член Национальной стрелковой ассоциации США (NRA). Он помог Бутиной создать всероссийскую общественную организацию "Право на оружие".
Примерно в 2013 году Бутина познакомилась в Москве с Полом Эриксоном – американским лоббистом и политтехнологом с обширными связями в консервативных кругах и в руководстве NRA. В 2014 Торшин и Бутина вместе отправились в Индианаполис на очередной ежегодный съезд NRA. Не позднее марта 2015 года, как гласит признание Бутиной, она и Эриксон "вступили в сговор" с Торшиным и еще одним лицом. Предметом сговора была деятельность Бутиной в США под руководством Торшина без предусмотренного законом предварительного уведомления министра юстиции США.
В апреле 2015-го Торшин снова взял Бутину с собой в Америку. Она участвовала во встречах с руководством Минфина и Федерального резерва США. Оба присутствовали на съезде NRA в Нэшвилле. Там Мария Бутина познакомилась с Дональдом Трампом-младшим. В декабре при содействии Бутиной состоялся визит делегации NRA в Россию. Члены делегации встречались с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
В мае 2016-го Торшин приезжал на съезд NRA в Луисвилле. При содействии все того же Эриксона он встретился с Дональдом Трампом-младшим. Встретиться с Трампом-отцом, чего он очень желал, у него не получилось. По данным американской прессы, он позиционировал себя как посредника, способного устроить приглашение Трампу от Путина, но эта идея была отвергнута старшими советниками кандидата.
В июне того же года Мария Бутина приехала в США по студенческой визе – она поступила в американский университет. В нарушение своего легального статуса она по заданию и при поддержке Торшина продолжала заводить связи с влиятельными лицами, как сказано в обвинительном акте – "в целях продвижения повестки дня Российской Федерации". Она также занималась организацией российского присутствия на Национальном молитвенном завтраке в феврале 2017 года, на котором традиционно присутствует президент. А несколькими неделями раньше встречалась с российским дипломатом, которого ФБР подозревало в шпионаже и который был выдворен из США вместе с 59 другими дипломатами в наказание за отравление Сергея и Юлии Скрипаль в Солсбери.
она признаёт свою вину осознанно и добровольно
В конце концов имя Марии Бутиной стало появляться в прессе так часто, что сенатский комитет по разведке захотел познакомиться с ней. Прежде чем дать показания сенаторам за закрытыми дверями, Бутина заключила соглашение с известным вашингтонским адвокатом Робертом Дрисколлом.
В апреле агенты ФБР пришли к ней домой с ордером на обыск и изъяли электронные носители информации, а 15 июля Марию арестовали. После пяти месяцев содержания в одиночной камере Бутина решила заключить сделку с правосудием. В признательном документе, подписанном Бутиной и двумя ее адвокатами, сказано, что она признаёт свою вину осознанно и добровольно, и никакого давления на нее никто не оказывал.
По условиям сделки Бутина обязалась сотрудничать со следствием. Ее допросили следователи из аппарата специального прокурора Мюллера. Насколько можно судить, спецпрокурора интересовало, не имеет ли часть средств, потраченных Национальной стрелковой ассоциацией на поддержку Трампа, а это без малого 30 миллионов долларов, российское происхождение.
В обмен на откровенность обвинение попросило назначить ей относительно мягкое наказание. Оно гораздо меньше 15-летнего срока, о котором говорил в декабре прошлого года Владимир Путин.
А эта девушка несчастная, наша Бутина, сидит, ей грозит 15 лет лишения свободы. За что? Я когда услышал, что вокруг неё что‑то происходит, – у нас публичное мероприятие, но мне здесь скрывать нечего, – я для начала просто опросил всех руководителей наших спецслужб: кто такая? Никто о ней вообще ничего не знает, единственное, что о ней кто‑то чего‑то знает – в Совете Федерации, она там у кого‑то из замов, что ли, работала. Всё. Ей за это 15 лет может там быть назначено? Это, вообще, что такое? Я не знаю, что они там придумывают и что ей накрутят на эти 15 лет.
После оглашения приговора к журналистам вышел адвокат Марии Бутиной Роберт Дрисколл.
На 400 страницах доклада Мюллера имя Марии Бутиной не упоминается ни разу
Мы категорически не согласны с приговором суда, но принимаем его – 18 месяцев лишения свободы. Мы надеемся, что Мария вернется в Россию этой осенью, возможно, в ноябре, если вычесть из срока, назначенного приговором, время, отбытое в заключении. Думаю, у этого дела несчастливый конец. Думаю, нашим властям и нашим образовательным учреждениям стоит присмотреться к позиции правительства в данном деле, которое слишком широко истолковало закон, и это толкование может быть применено к очень большому числу людей. Правительство считает вас агентом, если вы хоть что-нибудь делаете для иностранного должностного лица. Думаю, это чересчур вольная интерпретация закона. Ее можно применить не только к таким людям, как Мария, но и другим. Думаю, на это следует обратить внимание. Я чувствую себя ужасно по отношению к семье Марии. Ее отцу я хочу сказать: мы сделаем все, чтобы она вернулась домой как можно скорее. Нам не удалось сделать больше для ее скорейшего возвращения. Я не верю, что еще девять месяцев за решеткой служат какой-нибудь цели, будь то наказание или раскаяние.
Роберт Дрисколл отметил также, что на 400 страницах доклада Мюллера имя Марии Бутиной не упоминается ни разу. Оговоримся: ее имени нет в рассекреченном тексте.
Ну а президент Трамп как раз в день вынесения приговора Бутиной выступал на очередной конференции Национальной стрелковой ассоциации в Индианаполисе.
Будущее Америки никогда не было светлее, а демократы никогда не были злее, особенно теперь, когда их обманный "сговор" предстал перед всем миром как полное и абсолютное мошенничество. Это была величайшая политическая фальшивка, какую когда-либо знала наша страна. Вместо того, чтобы работать с нами над модернизацией нашей инфраструктуры, над удешевлением лекарств... между прочим, в этом году, впервые за 50 лет, цены на лекарства снизились, а станут еще ниже. Вместо того, чтобы вместе с нами исправлять наши торговые сделки – я это делаю без них – и продолжать создание миллионов новых рабочих мест, а их уже создано столько, сколько никогда никто прежде не видел, люди даже не верят, как их много... Вместо всего этого демократы одержимы фальшивками, обманом и охотой на ведьм. Вот на чем они помешались. Вот что они хотят делать. Что ж, мы умеем играть в эту игру не хуже или даже лучше, чем они.
Из назначенного ей срока Мария Бутина отбыла в предварительном заключении примерно половину.