Президент РФ Владимир Путин в канун парламентских выборов в Украине недвусмысленно поддержал В. Медведчука, лидера партии "Оппозиционная платформа "За життя". Вопрос: добавит ли это Медведчуку голосов украинских избирателей? В обсуждении участвуют: политолог Константин Скоркин (Москва), политологи Питер Залмаев и Александр Харебин, журналист Дмитро Шурхало (все – Киев).
Полная видеоверсия программы
Елена Рыковцева: В воскресенье нас ждут украинские выборы. Владимир Путин недвусмысленно дал понять, что он играет в эту игру, он участвует в украинских выборах на стороне одной из политических партий. С нами Константин Скоркин, Фонд Карнеги. У нас на связи Александр Харебин, политолог, политконсультант, медиаэксперт из Киева. По скайпу с нами будут еще эксперты из Киева. Мало того что Виктор Медведчук, а это лидер "Оппозиционной платформы – За жизнь", которую очень продвигает российское телевидение, сначала вся его команда, он, Рабинович, владелец канала NewsOne, съездили в Москву к Дмитрию Медведеву, но буквально вчера он встретился с Путиным лично. Владимир Владимирович оказал ему высокую честь, посадил рядом с собой за стол и заслушал. Давайте посмотрим, как это было.
Елена Рыковцева: Я правильно делаю вывод, что альянс уже сложился, Владимир Путин дает понять, что да – это мой человек на украинских выборах?
Константин Скоркин: Он давно уже дает понять это. Всегда подчеркивал, что Медведчук – это представитель, кандидат Москвы на украинских выборах, в украинской политике. Просто я не уверен, что сейчас это Медведчуку очень поможет. Потому что до 2014 года, мне кажется, это была бы хорошая заявка, встреча с обещаниями от "Газпрома", встреча со всем руководством, с правительством, с президентом. После 2014 года электорат, на который это может подействовать, он значительно ужался в размере. Рейтинги, которые сейчас у "Оппозиционной платформы", они об этом красноречиво говорят. 13–14% – это реальная цифра, на которую они могут выйти по партийным спискам. Хотя сегодня Центр Разумкова дает им 13%, перед этим было 10,5%. Плюс они что-то получат в регионах на мажоритарных округах. Это сейчас сложный вопрос, потому что там активно идут кандидаты от "Слуги народа", у них базовые регионы – это юго-восток. Там есть сейчас противоборство между кандидатами "Слуги народа", кандидатами Медведчука и кандидатами от Оппозиционного блока, бывшая Партия регионов, которая конкурент Медведчука и выдвигает сильных кандидатов на всех округах в этих областях. Оппозиционный блок поддержали мэры Харькова и Одессы.
Елена Рыковцева: Тот самый Оппозиционный блок, с которым воюет Дмитрий Киселев в пользу Медведчука, пытается мочить в своем эфире, что не эти правильные наши, а вот эти наши.
Константин Скоркин: "Плохие гены", как их назвали в сюжете на НТВ. Труханов и Кернес – еще один элемент поддержки Оппозиционной платформы. Разгромные сюжеты на российском ТВ против оппонентов Медведчука. Поэтому все федеральные медиа работают в поддержку. Не знаю, насколько это эффективная технология. Эти сюжеты, скорее всего, смотрят в YouTube на Украине. Поэтому, скорее всего, это играет роль.
Елена Рыковцева: Конечно, там есть трансляции прямые. Например, сегодня идет шоу по каналу "Россия-1", там же якобы есть проукраинские украинцы, один из них, его зовут Василий, он говорит, что он поддерживает политику Украины, он не согласен с политикой России в отношении Украины. Он говорит: "Я буду голосовать на этих выборах, я знаю, за кого – за Медведчука". Ему было прощено все, что он неласкового сказал по поводу российской политики, только за эту фразу. Александр, поддержка проявилась уже визуально, ее демонстрируют, ею гордятся люди из этого блока. Как это будет воспринято избирателями и как это будет оценено ими?
Александр Харебин: В Украине эта поддержка не будет никак оценена, разве что негативно. Электорат "Оппозиционной платформы – За жизнь" достаточно точно и давно сформирован. Это ядро, по оценкам социологов, составляет 10–11%. Он не может быть изменен в большую или меньшую сторону – он статичен. Поэтому выступает Путин с Медведчуком, танцует Путин с Медведчуком или Медведчук танцует на свадьбе у кого-либо из окружения Путина, украинцам безразлично. Все эти новости для локального пользователя, российского пользователя, Путин показывает россиянам о том, что он по-прежнему интересуется Украиной, по-прежнему якобы делает вид, что он заинтересован в урегулировании конфликта.
Елена Рыковцева: Он еще также делает вид, что Украина его признает, признают украинские политики, едут к нему с такими хорошими благодарными словами, с отчетом они к нему едут.
Александр Харебин: Нынешняя власть, нынешний украинский президент, его окружение из администрации президента буквально вчера совершенно четко, точно и недвусмысленно заявила, что они не приемлют Медведчука в минской группе, они не видят Медведчука в политическом процессе в Украине и всячески дистанцируются от позиции и фамилии Медведчука, а также от его партии. Поэтому для украинской аудитории, для украинских избирателей совершенно понятно, что Медведчук никто. То, что Медведчук – это единственное, что украинский избиратель знает совершенно точно, что, разбуди его ночью, он ответит, кто такой Медведчук – кум Путина. Это такая черная метка, которая не позволит вменяемым украинским гражданам голосовать за эту партию, за этого человека. То есть игра для своих в российском поле показывает, что я правильного кума избрал или выбрал, хорошо – это локальная российская повестка, никакого отношения к украинской реальности не имеет.
Елена Рыковцева: То есть ни плюсов не принесет, ни минусов не принесет. Вот это законсервированное, зацементировавшееся ядро, оно так и будет отдавать голоса Медведчуку, независимо от того, будет ли лояльность ему демонстрировать Путин или нет. Питер, как вы расцениваете шансы партии "Оппозиционный блок" повысить свой рейтинг за счет того, что Владимир Путин оказал им такую честь, такое почтение?
Питер Залмаев: Я во многом соглашусь с тем, что сказал Александр Харебин. С другой стороны, нужно понимать, что в условиях размытого центра страны, который проголосовал в размере 75% за Зеленского, возможны колебания в сторону пророссийских, пропутинских симпатий, особенно учитывая, как сильно давит на какие-то преференции со стороны "Газпрома", на свою способность договариваться господин Медведчук. Это может привлечь некоторых избирателей, учитывая, что совсем скоро Украина теряет контракт на транзит природного газа от России. Грядут достаточно сложные экономические времена, возможно. Понятно, что избиратель голосует прежде всего своим кошельком. Если ему с утра до вечера повторять идею о том, что он будет платить намного меньше за газ, за электроэнергию, он прислушается. Что упустил мой товарищ Александр, то это тот факт, что господин Медведчук очень активно, с большим энтузиазмом зачищает информационное поле Украины. На его счету уже три информационных канала – NewsOne, 112-й и канал ZIK. Это происходит, конечно, не напрямую, а посредством его сателлитов. Есть такой народный депутат Тарас Козак, которого все, конечно же, ассоциируют с Медведчуком. Кроме всего прочего, вбрасываются слухи, что будут скупаться и другие телеканалы, вплоть до самых крупных. Поэтому мы не можем сбрасывать со счетов того факта, что Медведчук набирает информационную мощь, имеет возможность долбить электорат своими основными тезами, показывать свой фильм, который он снял с Оливером Стоуном, где буквально одна за другой повторяются кремлевские тезы об Украине, о вашингтонском обкоме, о пирожках Виктории Нуланд и так далее. Я думаю, что списывать со счетов Виктора Медведчука очень и очень рано. Вполне возможно, что мы увидим его опять на посту вице-спикера парламента, как это было в 2000–2001 годах.
Елена Рыковцева: Понятно, будем бдительны. Дмитрий Шурхало, хочу вас спросить ровно о процентах. Мы исходим из цифры, поначалу это было 12–14%, потом эти проценты опустились до 10. Сейчас они снова подошли к цифре 13. Давайте исходить из 12–13. Вы считаете, какой может быть эта цифра под влиянием прямой поддержки Владимира Путина, который, может быть, тайно, может быть, скрыто, но по-прежнему популярен у какого-то количества людей в Украине?
Дмитрий Шурхало: Я думаю, заявление Путина, встреча представителей этой политической силы с президентом России вряд ли дадут "Оппозиционной платформе – За жизнь" какой-то электоральный прорыв. Все знают, что российская политическая сила, все могли сделать выбор, кто разделяет подобные взгляды в пользу этой силы. Дополнительно эта встреча ничего не даст. Представим себе, что Медведчук освобождает украинских моряков, Медведчук освобождает Сенцова, еще что-то такое делает, – это, возможно, имело бы какой-то результат. А так – встреча, посидели, поговорили – я глубоко сомневаюсь, что это будет иметь какие-то электоральные последствия.
Елена Рыковцева: Освобождают Сенцова только путем обмена. Сегодня Владимир Зеленский говорил о возможности обмена Сенцова на Кирилла Вышинского, который сегодня был оставлен под стражей. Не думаю, что это дадут сделать Медведчуку.
Константин Скоркин: Это хорошая идея. Не думаю, что она будет осуществлена, тем более при участии Медведчука. Какие-то подобные обмены могут быть после встречи Зеленского и Путина. Это уровень договоренностей президентов должен быть.
Елена Рыковцева: Тарас Козак летал в Москву вместе с ними, впервые засветился, мне сказали украинские коллеги, что он никогда так откровенно не говорил о том, что это его каналы, это он только в Москве сказал, такой обычно теневой владелец этих каналов. Я вчера смотрела весь вечер NewsOne, как журналисты, ведущие отстаивают право Виктора Медведчука ехать в Москву. Они весь вечер говорили, что он встретился с Путиным в Москве, хотя встреча прошла в Санкт-Петербурге. Но это не важно. Главное, что было ощущение, что полное на его стороне понимание и сочувствие ведущих и аудитории, которая сидела в зале. У меня было ощущение, что это единый коллектив, и Медведчук, и журналисты, и некоторые гости. Считаете ли вы, что способны оказать влияние на избирателя такого рода шоу?
Константин Скоркин: Я не считаю, что это окажет существенное влияние. Такие вещи работают, когда есть монополия на информацию, когда другую точку зрения сложно увидеть, услышать. Когда существует конкуренция мнений, можно выбирать множество каналов, то мне кажется, что это только одна точка зрения из присутствующих. Как бы они ни делали постановочные шоу, где все единодушно поддерживают, это, мне кажется, работать не будет. По поводу того, что Медведчук сосредотачивает информресурс, безусловно, на выборах это подспорье хорошее. Но опять-таки у них нет монополии на информацию. Во-вторых, мне кажется, что подобная вещь могла бы работать хорошо как массированное продвижение российской точки зрения, если бы нынешний президент Украины был бы непопулярен, новая власть была бы непопулярна. Но в условиях, когда 75% поддерживают Зеленского, о какой-то возможности реванша сил, связанных с Медведчуком, Бойко и так далее, можно говорить в случае, если у Зеленского будет не получаться, если он разочарует украинцев. Потому что сейчас эта альтернатива, как мне кажется, совершенно непривлекательна на фоне тех надежд, которые возлагают на нового президента украинцы.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕКСТА СКОРО, ЗВУК И ВИДЕО ВСЕЙ ПРОГРАММЫ УЖЕ ЗДЕСЬ
Опрос на улицах Москвы